Весенний Хельсинки. Это певучее слово - Сеурасаари.

Dec 06, 2013 14:57

Как прихотливы бывают ассоциации, вдохновляющие на те или иные посты. Вот показала я вам недавно фото московских зимних белок и тут же вспомнила других белок, весенних и финских. Хотя, честно говоря, белки - лишь очень небольшая часть этого рассказа о майском Хельсинки, там совсем про другое. Но почему бы и не поделиться? Рассказ-то уже давно пылится на полке, ждёт своего часа. Может, сейчас самое время вспомнить, как оно бывает в мае, чтобы не бояться очередной зимы?

Ведь Сеурасаари - это зелень и чистый воздух, это замечательно проведённые весенние полдня, это гарантированно хорошие ощущения и настрой на гармоничный лад. Это настоящая «подзарядка батареек», если вам таковая требуется.

Остров Сеурасаари соединён мостом с городским районом Мейлахти. Но нам, как туристам, больше интересен находящийся там парк, который условно можно разделить на две части: музей национальных деревянных построек под открытым небом и просто лесная прогулочная зона с площадками для активных игр, общественными купальнями и рестораном (южная часть острова).

Доехать до Сеурасаари без проблем можно прямо из центра. Я ехала с проспекта Маннергейма, остановка почти напротив отеля Марски. По времени ехать прилично, минут 20-25, но вполне можно рассматривать это время как небольшую автобусную экскурсию по Хельсинки. По пути в левые окна автобуса заметила памятник Сибелиусу - ещё одну известную достопримечательность Хельсинки, возле которого и вышла на обратном пути. Но об этом позже.

Проехать Сеурасаари не получится - это конечная остановка автобуса 24. Выйдя из автобуса, сразу увидите красивый длинный белый деревянный мост, перекинутый на остров. Нам туда.




Большая просьба моим финским друзьям и просто людям в теме исправлять неточности в рассказе и добавлять интересную на ваш взгляд, но неуказанную мной информацию. Буду очень благодарна.

В начале эта местность не входила в состав города - далековато, но в 1871 году столица прикупила у местных владельцев под свои нужды 60 000 кв. метров окрестной территории, включая остров.







Естественно, сначала у острова было шведское название (финское имя Сеурасаари относится уже к 1902 году), которое можно перевести как Телячий остров, из чего можно сделать вывод, что раньше эти территории использовались под пастбища для молодняка. Здесь и по настоящую пору летом полно сочной яркой зелени. А в начале мая цвета ещё немного иные.




Здесь также находились месторождения отличной глины, и в начале 19 века на южной оконечности острова функционировал кирпичный завод, поставлявший кирпичи для строительства Хельсинского университета, собора и многих других городских зданий. Те водоёмы, которые сейчас можно увидеть на острове, первоначально были котлованами для выработки глины.

Однако же, постепенно, в конце 19 века остров начал приобретать популярность у горожан как место загородного отдыха на природе и получил статус общественного парка. Здесь появились смотровые площадки, танцевальные павильоны, ресторан, были проложены тропы для пеших прогулок, построены необходимые административные здания. В 1902 году на остров был переброшен долгожданный мост (в 70-х гг. прошлого столетия мост был перестроен по первоначальному образцу, но увеличен в размерах), а в 1906 году открылись общественные купальни. С этого момента и до сих пор Сеурасаари - замечательное место для того, чтобы отдохнуть от городской суеты.

Вход на сам остров бесплатный. В летний период (а он, видимо, начинается непосредственно в июне, потому что в мае, когда я там была, ничего ещё не работало), купив билеты, можно посетить отдельные музейные здания и площадки на территории.
Я была на Сеурасаари в будний день, но всё равно удивилась чрезвычайно малому количеству гуляющего народа. У нас бы и посреди недели в таком парке было бы довольно людно, одних мамаш с колясками было бы не сосчитать. Думаю, объяснение может крыться в том, что в Хельсинки, да тем более в районах, удалённых от центра, зелено, чисто и хорошо дышится везде, а не только в специально отведённых для этого оазисах, поэтому нет необходимости куда-то для этого ехать-идти.

Вокруг моста в надежде на щедрость отдыхающих кружат десятки чаек. По напористости от них не отстают и местные утки.




Официальный статус музея под открытым небом был присвоен Сеурасаари в 1909 году. Территория музея покрывает приблизительно одну треть острова и дает представление о традиционной финской деревянной архитектуре (на фото закрашенная более тёмным цветом часть).




Конечно, музей не возник чудесным образом сам по себе. Был и директор-энтузиаст, и этнологические экспедиции «по сёлам и весям», и трудоёмкая перевозка экспонатов и их сбор на новом месте.
Разнообразные постройки свезены из разных уголков страны, а некоторые родом из мест, уже не принадлежащих Финляндии, потерянных страной в результате поворотов истории… Информация на стенде гласит, что сейчас на острове можно увидеть 87 зданий.

Конечно, Сеурасаари - в первую очередь прекрасное место для прогулок на свежем воздухе, для наслаждения северной природой и спокойного неторопливого времяпрепровождения. Поэтому ехать туда надо летом, весной или погожей осенью в хорошую погоду, с целью просто погулять. А деревянные постройки с местным колоритом будут просто приятным антуражем для вашего променада. Боюсь, зимой, под толстым слоем снега, они будут казаться одинаковыми и малоинтересными.
А когда тепло и есть возможность постоять перед каждым зданием (ну ладно, перед большинством :)), вглядываясь в детали и рассеянно вчитываясь в информационные таблички, в дополнение к приятной загородной прогулке в голове могут осесть и разнообразные интересные сведения, которые (кто знает?), может, когда и пригодятся, чтобы блеснуть эрудицией в беседе :)

Сразу справа после моста посетителей встречает домик лесничего, с необычным для нашего взгляда архитектурным решением: площадь второго этажа заметно шире первого.




Это традиционный стиль норвежских лесных складов. Домик был построен как административное здание-сторожка ещё в 1890 году архитектором Frithiof Meritz и входит в число «коренных жителей» парка.

Перед каждым строением, к которому вас будут приводить парковые тропы, выставлен стенд с информацией на финском, шведском и английском языках и фотографией того, как выглядел в своё время каждый экспонат до перевозки в музей, на своём родном месте.

Все строения деревянные. Много жилых и хозяйственных построек, вероятно, чем-то отличающихся в зависимости от региона, где они были возведены. Но я не забивала себе голову чрезмерным вниманием к деталям, а просто гуляла, глазела и фотографировала для памяти.




Трава ещё не везде пробилась.




Большинство зданий небольшие по размеру и сложены из некрашеных бревён.




Есть и просто постройки-лилипуты, с крышами, покрытыми мхом времени. Например, вот эта хижина-землянка 19 века из Лапландии, которая использовалась как временный ночлег на время сенокоса.




Некоторые постройки более заметны, притягивают взгляд, доминируют над местностью (кстати, несмотря на кажущуюся произвольность расположения построек, нельзя не заметить, что расположены они умно, гармонично и выгодно для демонстрации каждого экспоната) и привлекают к себе внимание.
Эта церковь, Карунская или Karuna Church - самое старое здание музея. Построена была в 1685-1686 гг., хотя, конечно, неоднократно ремонтировалась и кое-какие изменения с того времени были внесены. Летом там до сих пор проводятся службы.




Во дворе церкви похоронены создатель музея Аксель Олай Хейкель (Axel Olai Heikel) с женой Марией.




А вот этакий церковный «гараж» - конюшня 19 века. Располагалась такая конюшня около церкви и строилась самими фермерами-прихожанами, которые приезжали на службы издалека. Внизу, естественно, располагались стойла для лошадей, а наверху под крышей были комнатки, где можно было переодеться, передохнуть после неблизкого путешествия и даже, в случае необходимости, провести ночь.




Ну а уж мельницы заметны отовсюду. Заметны отовсюду, сказала я. Да, казалось бы. Но вот на эту красавицу в голландском стиле я совершенно неожиданно набрела уже на обратном пути, в тех местах, по которым уже проходила. Дело в том, что рельеф острова неровный, спускается плавными уступами, и иногда за очередным возвышением до последнего не видишь скрывающуюся постройку.




Мельницы здесь можно увидеть разные. И ветряные, и приводимые в движение с помощью воды. Такие мельницы часто находились в общинном владении и весной, когда ручьи и реки были особенно полноводными, работали круглые сутки.

А небольшие сараи, овины, амбары, другие хозяйственные зданьица, кажется, разбросаны среди деревьев в произвольном порядке.







Смотрятся все «экспонаты» чрезвычайно органично, как будто всегда так здесь и стояли. Есть такое расхожее путеводительское выражение: «идеально вписаны в окружающий ландшафт». Вот это оно самое и есть, без преувеличений.

Есть в экспозиции и целые комплексы строений, например, несколько фермерских хозяйств были перевезены сюда с большинством составляющих их строений - амбарами, конюшнями, коровниками, складами для зерна, и на месте восстановлены в соответствующем порядке. Даже забор на месте. Например, это ферма под названием Antti.




Это тип фермы, характерный для западной Финляндии начала 19 века. В одном из этих зданий, согласно надписи, располагается летнее кафе, которое пока было закрыто.




Если выберетесь сюда в то же время, что и я, имейте в виду, что обязательно надо брать с собой что-нибудь перекусить. Свежий воздух и длительные пешие прогулки вызывают зверский аппетит, а утолить его здесь до открытия летних кафе совершенно нечем.

Вот ещё один «хозяйственный комплекс», по-настоящему знаковый. Это первая группа зданий, перевезённая в Сеурасаари. С этого события и можно отсчитывать историю музея.




А вот ещё один интересный экспонат, о котором раньше я и слыхом не слыхивала, - церковные лодки 19 века. Так как многие храмы были расположены около воды, деревни нередко строили общинные лодки для летних поездок в церковь. Некоторые лодки могли вмещать в себя сотню людей.




Вот складские постройки 18-19 вв. Так и были они расположены в ряд вдоль дороги, типично для запада Финляндии. Там хранились инструменты, одежда, зерно, летом можно было остановиться на ночлег.




А вот и привет с нашей территории. Это дом, привезённый из восточной Карелии, которая после Второй Мировой войны стала входить в состав Советского Союза. Здесь и жилые помещения и помещения для домашнего скота находились под одной крышей. Дом кажется огромным, да в общем так оно и есть, ведь в нём жили несколько поколений одной семьи.




Неспешно бредя по очередной тропе, я вдруг поймала взглядом указатель “Yusupoff square” (Юсуповская площадь). На секунду не поверила своим глазам, ну откуда здесь Юсуповы? Это мне, наверное, мерещится после посещения Юсуповского дворца на Мойке в Петербурге и, немногим позже, особняка Юсуповых на Чистых Прудах в Москве. Однако совсем скоро дорога действительно привела меня на некое подобие площади.




На площадь выходило кирпичное на вид здание. Вот тебе и музей деревянного зодчества, подумала я. Своим кирпичным видом здание резко контрастировало с остальными ранее виденными экспонатами, чем и привлекало к себе особое внимание. Из таблички стало ясно, что юсуповский след в моих путешествиях упорно не желает заканчиваться. Та же Зинаида Юсупова, которая занималась перестройкой особняка в Большом Харитоньевском (о чём я раньше писала здесь: http://mujer-soleada.livejournal.com/31795.html), в 1840-х гг. имела виллу и конюшню в парке Кайвопуйсто, в Хельсинки. Это та самая конюшня и есть. И на самом деле она деревянная, просто искусно окрашена так, чтобы напоминать кирпичную постройку.




Юсуповская площадь в парке Сеурасаари также примечательна вот такими ретро-телефонными будками, с которыми прямо-таки тянет сфотографироваться.




Приблизительно в этом месте заканчивается территория музея деревянного зодчества и начинается просто парк. Гуляй не хочу. На каждом перекрёстке указатели с названиями и точным расстоянием до объектов, например, «Restaurant 200 m».

А вот и ресторан, тоже на тот момент закрытый, но выглядящий удивительно привлекательно. Парит над местностью. Построен в 1890 году, в 2006-2007 проводилась реставрация.




И тут тоже никуда не деться от местных пернатых аборигенов. Помните, то ли утки, то ли гуси на Суоменлинне?




А это главное здание музея, в котором, если верить путеводителю, расположена постоянная экспозиция, посвящённая этому месту. Но в мае всё наглухо закрыто, снимала из-за забора.




В воздухе носилось что-то неуловимо-весенне-радостно-безумное, вокруг царила такая нежная весенняя красота, особенно по контрасту с затяжной и хмурой московской зимой, ещё очень свежей в памяти, что периодически меня тянуло в сторону от «официального» маршрута, и я, со счастливым замиранием сердца, сходила с туристической тропы и залезала полюбоваться окрестностями на в изобилии разбросанные вокруг валуны, любовалась первоцветами, срывала какую-то траву и вдыхала её запах. И в кои-то веки чувствовала себя абсолютно счастливой.







На самом деле, я там в куртке ходила, это просто для фотографии :)







А теперь загадка для тех самоотверженных читателей, которые дочитали до этого момента :) Как вы думаете, что это за здание на следующей фотографии? Я его увидела недалеко от ресторана и с надеждой устремилась ко входу. К сожалению, было закрыто.




С большим сожалением прошла я мимо закрытых дверей, но тут же отвлеклась от своих тягостных раздумий, потому что увидела ответ на ещё один мучивший меня ещё со входа в парк вопрос. Таблички у входа в парк строго-настрого запрещали кормить белок. Ну и где же эти белки, задавалась я вопросом, гуляя между мельницами и овинами. А вот они!







В этой части парка на, как мне показалось, специально отведённых для этой цели деревьях в изобилии висят кормушки для пушистых рыжиков. С удивлением я увидела, что чуть ли не каждая секция кормушек скрупулёзно надписана на двух языках на предмет того, что можно туда класть/наливать!




Это вам не безалаберная Россия, здесь всё чётко определено.




А вот чрезвычайно заманчивый холм из гранитных наложений - чуть ли не самая высокая точка местности, на который так и тянет взобраться, чтобы осмотреться вокруг. Я не устояла против соблазна, полезла наверх и запечатлелась там в образе «царицы горы» :)







Дай Бог памяти вспомнить, сколько у меня ушло времени на осмотр, вдруг кому понадобится. Вот честно, не считала, на часы вообще не тянуло смотреть, а это о чём-то да говорит. Если память мне не слишком изменяет, я провела на Сеурасаари часа три-три с половиной. Это неспешная прогулка с заходом всюду, куда потянет душа. Составить себе впечатление можно и за меньшее время. Но, повторюсь, что чтобы составлять себе впечатление, туда ехать не надо, это не обязательная к осмотру достопримечательность столицы. Туда стоит ехать, чтобы отдохнуть душой, телом и глазами, подышать свежим воздухом и на время забыть о своих проблемах. Это как раз то, что мне было надо в тот момент.

О Сеурасаари всё. Немного хочу написать о том, что видела по пути обратно.
На обратном пути я вышла из автобуса, не доезжая до центра, напротив с любого расстояния узнаваемого памятника Сибелиусу. Для тех, кто был в Хельсинки, всё и так ясно, для остальных - это вызывающий до сих пор споры концептуальный памятник известному финскому композитору Яну Сибелиусу, автору гимна Финляндии, выполненный женщиной-скульптором Эйлой Хилтунен. Памятник известен своей необычной абстрактной формой - гроздьями металлических труб, призванных символизировать орган.







Рядом с «гроздьями», на гранитном уступе, скромно притулилось и скульптурное лицо-маска композитора, которое скульптуру пришлось-таки добавить позднее, настолько неоднозначно была принята её работа.




Памятник стоит в парке, который выходит на набережную. От него можно спуститься к воде и ещё раз взглянуть вверх.




А перед нами - марина. Ряды яхт. Солнце слепит немилосердно. По набережной так и тянет пройтись-прогуляться. Тем более, что совсем недалеко от памятника Сибелиусу, практически на воде, примостилось приятное кафе «Регата», которое знающие люди горячо рекомендуют для небольшой остановки. Место оказалось и, правда, чрезвычайно приятным на вид, уютным и гостеприимным, с интересным антуражем.




Как уж сюда занесло этот автомобиль, можно только догадываться :)




Столики на улице.




Я там не кушала, но немного постояла на залитой солнцем веранде, вдыхая аппетитные запахи от жарящегося тут же на гриле мяса и созерцая успокаивающую водную гладь.

Неплохой день, правда же?

Хельсинки, Финляндия, путешествия, фото

Previous post Next post
Up