Швейцария. Пешком по Берну.

Oct 30, 2013 15:03

Вот заявила в предыдущем посте про Швейцарию следующим Берн и долго протомилась в сомнениях, что с этим рассказом делать: то ли сокращать, то ли на две части делить. А всё потому, что город этот настолько богат на достопримечательности и настолько интересен, что полный рассказ у меня получился, скорее, для тематического сайта отзывов, чем для ЖЖ. Великоват и чересчур подробен. Попробую сократить, но всё равно сделать пост небольшим никак не удастся, поэтому можно подробно не вчитываться, хотя бы просто фотографии посмотрите, Берн стоит того, чтобы с ним познакомиться.

Сразу признаюсь, что провела в этом городе совсем немного времени. Даже не день. Всего пять часов. Скажете, маловато для столицы государства, пусть и самой маленькой в Европе. Несерьёзно, согласна. Обо всём со знанием дела рассказать не смогу, но определённое впечатление город на меня успел произвести, и это главное. У этого города определённо есть своё лицо, есть свой дух и облик, есть и что-то ещё, трудно передаваемое в словах, что когда-то сделало его столицей. Конечно, это был не случайный выбор, в истории не бывает случайных вещей.

В рассказах других туристов, которые я успела просмотреть в лихорадочной подготовке к поездке, попадалось мнение, что Берн - город довольно серый и хмурый. Поэтому, читала я, езжайте лучше в Люцерн, вот где глаз радуется. Конечно, я не сильно ориентировалась на эти слова, когда планировала поездку, тем не менее, первоначально я вообще не включила Берн в программу посещения. Мне не хотелось чересчур утомительного отдыха :) И хотя расстояния между городами в Швейцарии по нашим меркам не слишком большие, я не ставила перед собой цели устроить тур по всем главным городам. Наоборот, мне хотелось провести несколько дней где-нибудь в тихом городке поближе к берегу Женевского озера, с чистым пляжем и возможностью покупаться. Но в то же время какой-нибудь из известных городов мне всё-таки хотелось увидеть. Поэтому бегло просмотрев описание основных городов перед поездкой, выбрала тот, на который сразу запала по невероятно красивым фотографиям - Люцерн.

Однако уже на месте, в Швейцарии, обедая с человеком, который прожил там много лет, прислушалась к его словам: «Если бы я выбирал, куда мне поехать из больших городов Швейцарии (Цюрих, Базель, Берн, Люцерн), я поехал бы в Берн» и изменила планы.





Из дальнейшего разговора выяснилось, что Берн находится на полпути между Лозанной, где мы жили первые три ночи в Швейцарии, и Люцерном. Причем до Берна ехать из Лозанны всего час, и от Берна до Люцерна ещё тоже час. Показалось, что вполне реально осмотреть оба города за один день. Ну не целиком же, только старый центр, основные достопримечательности. Ну два часа, ну три, ну чуть больше. Потом, как всегда, оказалось, что мне недостаточно того времени, которого обычно хватает среднестатистическому туристу. Я бы провела в Берне весь день целиком. Да, я довольно подробно обошла исторический центр на полуострове, он меня никак не отпускал, ещё бы, пять часов (!), но беглый взгляд от вокзала в другую сторону и информация в местном путеводителе ясно дают понять, что и в других районах есть, что посмотреть.

Туристов, приезжающих в Берн группами, проводят обычно только по полуострову, на котором раскинулась старая часть города. И на этот раз из-за ограничения времени я прошла обычным туристическим маршрутом, только чуть более неспешно и подробно.

Мне город не показался серым, нет, мне он предстал по-летнему красивым и расцвеченным. Но, думаю, я поняла, почему у кого-то он мог оставить мрачноватое впечатление. Особенно после посещения других городов Швейцарии, того же Люцерна. Действительно, основной цвет фасадов зданий, стен, колонн - по-известняковому серый или бурый.




В летнее время, почти все дверные проёмы, окна, любые выступы на стенах зданий, каждый карниз или ниша радует глаз всевозможными цветами в горшках и кашпо, цветущими и вьющимися растениями, яркой зеленью сочных оттенков. Бернцы усиленно создают и поддерживают облик цветущего, жизнерадостного, оптимистичного города.




Скажите, ну часто ли увидишь такое в нашей столице?




Однако, если попытаться в воображении представить себе город поздней осенью или зимой, без всей этой цветущей «накладной» красоты, которая сейчас кажется неотъемлемой частью зданий, мысленно убрать все цветные пятна с фасадов домов и положить на фронтоны снег, вполне возможно, что город совершенно изменит свой облик и может показаться несколько унылым. Отсюда вывод: всё-таки в первый раз лучше приезжать в бесснежный и недождливый Берн.

Исторический центр или старый город занимает большой, ярко выраженный полуостров, окружённый рекой с певучим названием Ааре. А начинается он очень удобно, сразу от Вокзальной площади.




Почти сразу от вокзала начинается известная пешеходная улица, каждый участок которой имеет своё название. Она пересекает всю старую часть Берна, и её изюминкой являются аркады с обеих сторон. Улицы, подобные этой, я видела лишь в Болонье. Здесь все здания имеют портики, под большинством которых находятся магазины. Получается этакий крытый коммерческий проспект: ты идёшь под крышей, и модные бутики, антикварные лавки, кондитерские рестораны, кафе - одно сменяет собой другое на всём протяжении этой улицы.
Магазины - это, конечно, интересно, но намного приятнее и любопытнее идти посреди улицы и глазеть на плотно стоящие, как бы переходящие одно в другое здания. Потому что все они, несмотря на то, что улица длинна, производят впечатление единого ансамбля и каким-то чудесным образом сохранили и передают смотрящему не только облик, но и характерный «вкус» средневековья.







Первый участок этой пешеходной улицы называется Шпиталгассе (Spitalgasse). Именно здесь мы впервые встречаем ещё одну уникальную черту Берна - фонтаны, украшенные аллегорическими скульптурами. В настоящее время их насчитывается в городе более ста, но среди них выделяются работы, построенные в 16 веке Гансом Гингом. Вот и первая из них на Шпиталгассе - Играющий на волынке (Pfeiferbrunnen).




В конце Шпиталгассе открывается Баренплац (Bärenplatz), название которой напоминает, что именно здесь находился раньше ров с медведями. С какими ещё медведями, спросите вы? Согласно преданию, город обязан своим названием медведю (по-немецки Bär), на которого здесь охотился граф Бертольд V Церинген. По всей вероятности, удачливый охотник решил назвать город именем первого пойманного в этих краях зверя. Со временем это слово превратилось в «Берн». Поэтому с незапамятных времен медведь - символ Берна. Его можно увидеть на гербе города и кантона, на всевозможной сувенирной продукции, даже на канализационных люках,




в оформлении фонтанов и памятников,




а также и живьём в Медвежьем парке на другом берегу Ааре. Но об этом позже. Сейчас мы обводим взглядом Баренплац. В тот день, когда здесь была я, половина площади была занята шатрами ярмарки,




а над другой половиной перекинулись временные мостки из-за царившего повсюду ремонта. Тем не менее, приложив некоторые усилия, мне удалось рассмотреть башню Кафигтурм (Кafigturm) или башню заключения, построенную в 1256 году и служившую тюрьмой до 1897 года.




Сейчас это место периодических культурных мероприятий, а на первом этаже офис туристической информации.
В этой точке мы немного отклонились от маршрута по прямой, углядев немного в стороне какое-то явно нерядовое, серьёзное, официального вида здание.




Здание оказалось ни много ни мало Федеральным дворцом (Bundeshaus), штаб-квартирой федерального правительства и парламента.



Здание действительно величественное, чем-то напоминает итальянские дворцы. Здесь я краем уха уловила родную речь и, прислушавшись, украла кусочек экскурсии у какой-то нашей группы. Тётка-экскурсовод натренированным противным голосом вещала слушателям, что и президент и министры чуть ли не ежедневно выходят из дверей дворца и идут обедать вот прямо в эти кафе на площади, безо всякой охраны, представьте себе, и все с ними здороваются.
Интересно, что в залы Федерального дворца ежедневно в установленное время пускают бесплатные экскурсии, я бы сходила, будь больше времени.

Домик, выходящий на «Дворцовую» площадь.




Но времени нет, и мы возвращаемся на центральный пешеходный проспект, следующий участок которого называется Марктгассе (Marktgasse). И здесь сразу бросается в глаза один из наиболее известных монументов Берна - Часовая башня (Zeitglockenturm). Она была построена в 1218-1256 гг. и служила главными воротами в город.




В путеводителях пишут, что стены башни украшают картины, повествующие об основании города и его развитии, но вряд ли вы сразу разглядите картины, так как ваше внимание полностью притянут к себе огромные старинные астрономические часы, давшие башне её название.




Часы создал в 1527-1530 гг. мастер Каспар Бруннер. Часы показывают время, день, месяц и позицию знаков зодиака по отношению к земле.




Они также могут похвастаться традиционным аттракционом всех уважающих себя городских часов: за несколько минут до боя их механизм приводит в движение фигурки, которые устраивают небольшое представление.




Если идти от вокзала и остановиться перед башней, то слева в центре площади Kornhausplatz находится самый известный фонтан вышеупомянутого Ганса Гинга, он же один из самых популярных в Берне. Это фонтан Kindlifresserbrunner, что в переводе означает Пожиратель детей. Создан он был в 1546 году и задумывался как устрашение для малолетних грешников.




Третий участок центрального проспекта за башней с часами называется Крамгассе (Kramgasse). Красиво, правда?







Оглядываемся назад на Часовую башню.




На Крамгассе расположено несколько небольших театров, кинозал, много примечательных зданий и три фонтана. Обещаю, это одна из последних фотографий фонтанов Гинга, ну просто, чтобы закрепить впечатление :) Фонтан Церинген - работа Ганса Гинга 1535 года. Фигура медведя символизирует герб Берна, здесь же оружие и штандарт основателя города Бертольда V Церингена.




Прогуливаясь по улице, нельзя не обратить внимание на архитектуру зданий улицы: 18 век, много работ известных архитекторов, интересное оформление фасадов. А кое-что просто уникально, например, старейшая в Берне муниципальная аптека, действующая с 1571 года (дом № 2).




Или дом Эйнштейна, № 49. Здесь учёный провёл с1903 по 1905 гг. Его квартира находилась на втором этаже, где сейчас работает небольшой музей, ему посвящённый. В те времена Альберт Эйнштейн был молодым государственным служащим и работал в Федеральном бюро патентов. Именно здесь он завершил свою первую работу на тему теории относительности.




Если в конце Крамгассе свернуть налево, вы окажетесь на Ратушной площади - Rathausplatz. Очень красивая небольшая площадь, со зданием мэрии или ратуши, как можно догадаться по названию.




Само здание ратуши построено в конце 15 века Энрихом фон Гегенбахом в стиле поздней готики.




На эту же площадь выходит величественная церковь святых Петра и Павла 19 века.




Внутри пространство церкви было завешано вот такими большими портретами неизвестных мне людей.




Никаких пояснений к такой инсталляции на месте найти не удалось. До сих пор меня мучает вопрос, что бы это значило. Если кто-нибудь случайно в курсе, напишите, пожалуйста.
А главное, напротив ратуши есть хорошее, демократичное кафе, где можно перекусить разными видами пьядины - лепешки с начинкой, выпить чего-нибудь по настроению и, отдыхая от нелёгких туристических трудов, скользить взглядом по деталям фасадов.




Совсем рядом с вашим столиком раздаётся журчание фонтана, который хозяева кафе остроумно и практично используют для охлаждения шампанского.




Улицу Крамгассе продолжает Gerechtigkeitsgasse или Улица Справедливости. Здесь находится множество антикварных магазинов и старинных дворцов. В центре фонтан Справедливости (Gerechtigkeitsbrunnen) 1543 года - колонна с аллегорической фигурой с весами и мечом в руках. У её ног находятся четыре воплощения власти: теократия (папа), автократия (султан), монархия (император) и республика (президент).




Вот несколько зданий улицы. Не буду утомлять подробностями о том, что где и кто что построил, просто посмотрите, как там приятно гулять.













А ещё одна отличительная черта Берна - яркие, многоцветные фантазийные скульптуры, украшающие фасады зданий.




Люди, животные, сказочные персонажи! Вот ещё пара таких скульптур.




Вы только остановитесь на секунду и подумайте, сколько всего уже увидено. А ведь по сути мы прошлись только по одной улице! Но зато какой!
И она выводит нас непосредственно к мосту Нидеггбрюкке - Nydeggbrucke, одному из мостов через Ааре. У этой реки какой-то невероятный, волшебный цвет вод, которому я даже затрудняюсь подобрать определение: прозрачно-зелёный? Бирюзовый?







Интересно, что цвет похожего оттенка имеют и воды Женевского озера. Не иначе они туда что-нибудь добавляют :)
Слева от моста стоит обратить внимание на Нидеггскую церковь 14 века. На этом месте когда-то существовала крепость, и её остатки были использованы при строительстве храма.




Рядом с этой церковью стоит интересная статуя основателя города Бертольда Церингена, того самого, с медведем.




Слева от церкви уходит вниз к реке старая лестница Burgtreppe.




Пройдя немного по нижней улице, карабкалась обратно к мосту по другой, невероятно длинной и крутой лестнице.




Не знаю, стоит ли повторять мой подвиг. Может, лучше сразу идти прямо, на другую сторону реки Ааре. А на ту сторону по мосту Nydeggbrucke обязательно надо пройтись. И даже не потому, что надо посмотреть медвежий ров, а потому, что виды с моста на город открываются восхитительные, непередаваемо прекрасные.













Ну и медведи, конечно, куда ж без них в Берне. Сначала вот такой музыкальный экземпляр встретился у моста.




Потом скульптурное изображение над дорогой.




А потом и настоящие живые особи появились.




Это так называемый медвежий ров или парк. Изначально, в 15 веке, ров был оборонительной конструкцией, а в 2009 году был преобразован для размещения в нём парка медведей. На 6000 кв. м. живёт несколько особей, за которыми ежедневно наблюдают тысячи туристов.




Традиция содержания медведей в Берне начинается ещё в 1513 году и прерывалась только раз в 1798 году, когда французы увезли медведей в Париж.

От медвежьего парка мы повернули обратно в город, но возвращались не совсем тем же путём, а взяли после моста левее, к заметному отовсюду Кафедральному собору. Усталость уже брала своё, но негласный кодекс путешественника, как все знают, исключает возможность посетить город и не осмотреть кафедральный собор :)

Площадь перед собором - Мюнстерплац - очень компактная, притулившаяся между нескольких зданий, целиком объективом не охватить, вот кусочек.




На площади сразу привлекает внимание ещё один фонтан Ганса Гинга, фонтан легко угадываемого по вечной атрибутике Моисея.




А вот и сам Кафедральный собор Святого Викентия. Это самое большое религиозное здание Швейцарии и, по общему признанию, один из лучших образцов поздней готики северной Европы. Хотя на моём урезанном фото да ещё в строительных лесах он вряд ли сможет произвести достойное впечатление.




О соборе не могу не сказать хоть пару слов.
Проект собора был начат в 1421 году, в 16 веке храм был адаптирован по канонам реформации, а ещё позже, в 1889-1893 гг. был воздвигнут неоготический шпиль высотой 100 метров. Он стал самой высокой колокольней Швейцарии. Говорят, с её высоты можно насладиться одной из самых красивых панорам Берна, а также увидеть один из самых больших колоколов Швейцарии, в декоре которого присутствуют изображения фигурок медведей.
Самый интересный элемент фасада - скульптурная композиция главного фронтона.




Одну эту работу можно рассматривать невероятно долго, если никуда не спешить. Она стоит внимательного, а не поверхностного взгляда, взгляда человека интересующегося, а ещё лучше хотя бы немного сведущего, тогда она может быть по достоинству оценена.




Хотя даже обычного туриста не может не поразить сложность композиции. Она состоит из 234 фигур, изображающих сцену Великого суда - апостолов, пророков, мудрецов, дев, грешников. Работа принадлежит Эрхарду Кунгу и датирована 1490-1500 гг.




Про интерьер собора рассказывать здесь не буду, скажу только, что там есть необыкновенно красивые витражи разных стилей и авторов, датированные серединой 15 века, через которые внутрь храма проникает естественный свет.

Казалось бы, тур по собору окончен, формальности выполнены. Однако не торопитесь совсем с ним прощаться. Ещё одно.
Когда выйдете из собора, повернитесь лицом к главному фасаду и обойдите собор справа, пройдите в почти незаметную рядом с этой громадиной калитку, и, если на дворе лето, вы окажетесь в прекрасном саду под стенами собора, выходящем на воды Ааре. Оттуда, с высоты, открываются такие виды на реку и заречье, что очень трудно заставить себя отвернуться и уйти, даже зная, что тщательно рассчитанные планы посетить сегодня ещё один город висят на волоске. Точнее, тают вместе с минутами, остающимися до отхода последнего подходящего по времени поезда в город Люцерн.







Продолжение следует.

Швейцария, путешествия, фото

Previous post Next post
Up