Моя мама училась в Днепропетровском институте инженеров транспорта. 24 июня 1941 года она защитила диплом.
«Я получила путевку в вагонное депо ст.Елец. Это был небольшой купеческий город - и в нем 17 церквей, все в целости-сохранности, только без крестов и колоколов. Я подумала: отгонят фашистов, и я сейчас же уеду отсюда. Но не тут-то было: к концу года немецкие фашисты оккупировали Орел, и ж.д. узел ст. Елец был единственным, который обеспечивал транспортировку поездов с боеприпасами, техникой и военными.(…)
24 сентября 1941 года мы получили боевое крещение: ст. Елец бомбили в первый раз. В 16.00, как раз закончился рабочий день, на станцию налетели 500 немецких самолетов. Бомбы сыпались, как град. Никто не знал, что делать и куда бежать. Я только-только вышла из цеха и стояла возле полевой кухни, которую здесь ремонтировали. Один из рабочих схватил меня и потащил в яму - фундамент колесно-токарного станка.
Когда все утихло, на людей страшно было смотреть: бледные растерянные, испуганные. В тот день погибли все учащиеся и преподаватели ж.д. техникума, работники узла связи. В техникум было прямое попадание. Весь сентябрь фашистские самолеты ежедневно массированно бомбили ж.д. узел и город.
В ноябре меня откомандировали в Управление дороги, в г.Кашира. Ноябрь и декабрь
я и многие другие работники ж.д. транспорта были на обороне Москвы. Миллионы людей рыли противотанковые траншеи, шириной 6 и глубиной 3 метра. Зима, холодно, мороз 35-40 градусов, но мы все организованно работали. Женщины кирками и ломами взбивали землю, а мужчины грузили ее на тачки и вывозили на поверхность. Разводили костры, грели землю и руки. Привозили нам горячие обеды. (…)
Так мы работали, пока наши войска не прогнали немецких фашистов от Москвы.
В феврале 1942 я вернулась на ст. Елец, меня назначили зам. начальника вагонного депо. Ремонтировали вагоны, оборудовали для фронта поезда-бани, вагоны-редакции, вагоны-пекарни. Однажды даже изготовили и оборудовали сани-редакцию.
Все делали по утвержденным министерством обороны чертежам.
Мне довелось оборудовать восстановительный поезд для восстановления моста в Сталинград. Там был вагон-компрессорная, с двумя компрессорами производительностью 40м3 воздуха в час. Их надо было установить так, чтобы вагон не разрушился при работе. Вагон-механический цех: два токарных станка, сверлильный станок и наждачное точило. Вагон-кузница: два горна(с поддувом и вытяжкой), наковальня и ванная для закалки. Вагон-электростанция был прислан уже в готовом виде. Начальник восстановительного поезда, очень интеллигентный, пожилой инженер-мостовик, живший с женой в особом вагоне, наблюдал за работой и поторапливал меня.
Потом из газет я узнала, что когда после восстановления моста этот замечательный человек выступал на митинге, началась бомбежка и он погиб. Вечная ему память!»
Вечная память тем, кто совершил этот великий подвиг. Низкий поклон живым - их осталось так мало, надо успеть сказать им слова благодарности.
С праздником, товарищи!