Сказки про деда Васю. Продолжение

May 06, 2010 06:24

Когда дед Вася был маленьким, валенок у него не было. Не было их и у его младших братиков. А зимы раньше были морозные, не то, что теперь. Сейчас вообще все стало хуже: зимы, солнце, молоко, косы польские были тоже ого-го какие, всю жизнь косить можно, а топоры - и того крепче. А сейчас совсем дрянные косы: два раза «ментешкой» проведешь - она и сточилась. Ну вот, значит, в детстве у деда Васи с братиками такое развлечение зимой было: кто дальше добежит по снегу босиком, и кто дольше простоит на этом снегу. Братики плакали от мороза, добегали лишь до сарая, прятались там, чтобы обмануть деда Васю. А он совсем мороза не боялся, отбегал почти до границ их хутора, и там, приплясывая босыми пятками, еще и постоит у дерева. И над братиками смеялся. Вот так и вырос дед Вася смелым, сильным и закаленным, потому он сумел и на войне побывать, и живым остаться, и еще он сумел не стать алкоголиком, а это тоже очень трудно.
Однажды, когда дед Вася был еще молодым, решили они с друзьями пойти на музЫки в соседнее село. А какие танцы на трезвую голову? Дело было еще до войны, при поляках, недалеко от хутора, где жил дед Вася, находился спиртзавод. Впрочем, сначала выпили «куплённой» водки. Сколько было этой водки - не помнит никто. Но дед Вася точно запомнил - спирта-сырца было два литра. Чем закусывали? Да чем пришлось. А дед Вася тогда мог выпить мнооого. Похоже, он и выпил почти весь спирт. Когда более трезвые друзья двинулись на «музЫки» по узкоколейке, проходившей через село, дед Вася уснул, положив голову на рельс. И вот лежит он так, отдыхает, а мысли в голове потихонечку крутятся. И думает он: « А что, если поезд сейчас пройдет? Я ведь встать не смогу, то есть - я почти трезвый, все понимаю, а вот встать не смогу. И этому самому поезду очень легко будет голову мне отрезать, или какую другую часть тела. А этого мне совсем не надо». Поразмышляв так, дед Вася стал тихонько, на четвереньках двигаться к отчему дому. Путь неблизкий, однако, героический, тогда еще не дед, Вася преодолел его. Родной хутор был огражден колючей проволокой, где в ограде калитка, дед Вася случайно забыл, хотя голова его в этот момент соображала отлично. Пришлось лезть через проволоку. При этом одна из штанин его так сильно зацепилась за «колючку» что отцепить ее не было никакой реальной возможности. И пришлось бедному деду Васе спать возле изгороди, задрав одну ногу вверх. Однако выспался он прекрасно. И утром сумел все-таки отцепить свою «калошву» и почти ровно дойти до клуни. Там он, бедняжка, и проспал еще три дня. Мамынька только воду ему носила. Потому что пить очень хотел. Вот с тех пор и стал дед Вася слабоват по части выпивки. И даже впоследствии чуть не стал алкоголиком, но об этом уже совсем другая история.

После войны дед Вася работал некоторое время в колхозе, но с бригадиром не нашли они общего языка, не любил дед Вася начальничков наглых, которые перед председателем шапку ломают, а простых колхозников матом кроют. И вообще, матом дед Вася никогда не ругался, в детстве ему мамынька запрещала, а потом как-то не привык. Короче, бросил он свой колхоз. Его не наказали за это, как тогда было принято, а наоборот, как бывшего фронтовика, взяли на работу «в связь». Столбы ставить, провод тянуть, телефоны в села проводить. Ну а тут, ясное дело, надо было и людям помогать: кому провод нужен, кому столбы для дела. А народ у нас добрый, водки за помощь не жалеет. Вот и стал дед Вася помаленьку водку пить. Ну не так, чтобы очень, но все-таки…
А еще дед Вася умел строить бревенчатые дома. Он и свой собственный дом почти сам один построил. Вот и стали звать его на «сабашку». Это когда в свободное от основной работы время умелые люди помогают другим людям строить дома. А те, в свою очередь, помогают им деньгами и водкой. Причем, если водки мало, то «сабашники» могут в новом доме что-то не так сделать: яйцо в укромное место положить, чтоб воняло, или плохо проконопатить бревна. «Сабашники» - люди обидчивые. И начал дед Вася пить водку каждый день. И так ему хотелось пить эту водку, такой она казалась вкусной, что как-то, отъезжая с «сабашки», решил он пойти в сельмаг и купить еще бутылку. Не хватило ему, видать, того, что хозяева выставили. А был конец рабочего дня, завмаг уже замок на двери вешал. Стал дед Вася просить его, чтобы бутылку ему продал. А тот - ни в какую. Кроме всего прочего, денег в этот момент у деда Васи не оказалось, так что стал просить он водку в долг. Завмаг хоть и знакомый был, но водки в долг не дал. Тогда дед Вася предложил ему велосипед в залог, чтобы назавтра его выкупить. Завмаг велосипед взял, в магазине закрыл, а водки все равно не дал, сказал, что деду Васе и так «добре будет».

Дед Вася в эту минуту убить готов был завмага, но на другой день одумался, и, когда пришел за своим велосипедом, поблагодарил его. Потому что другой завмаг мог взять велосипед, дать водки, а потом сказать, что велосипеда не видел. Очень даже просто. И остался бы дед Вася без «ровера». Благодаря завмагу дед Вася понял, что он становится алкоголиком, который за бутылку водки готов отдать самое дорогое. Даже велосипед. И покинул тогда дед Вася свою строительную бригаду «сабашников», даже расчета не взял. Потому что быть алкоголиком противно и страшно, алкоголик своей воли не имеет, а дед Вася до самой своей смерти был человеком самостоятельным.

подвиг, жизнь как жизнь

Previous post Next post
Up