Дернуло меня вчера почитать про "демографическую историю" центральной России. В смысле, про Вятку, Яранск и север в целом я уже нарыл. Там все ясно. В 17-18 веках там случилось массовое перемещение населения в связи с имперскими амбициями московских царей. Но откуда этот "вечный Смоленск" в центральной России?
Что происходило с населением центральной России. Откуда оно там? Потому что если посмотреть на русскую мордву (бывшую мордву, считающую себя русскими) - она там где жила и живет. Она не заселила ни Смоленск, ни Воронеж, ни Псков. Так же историческая мурома до сих пор компактно живет вокруг Мурома. Но кто и откуда - все остальные?
Копался я копался и докопался до Иванушки Грозного. Почитал я про этого Иванушку и понял две вещи: 1) это явный role model Васильича. 2) если Васильич все это повторит, то результат будет такой же, как в прошлый раз. Чем кончилось в прошлый раз -
"Поруха - данное современниками название событий тяжелейшего экономического кризиса последних лет эпохи царствования Ивана Грозного (1570-1580-е годы), ставшего последствием Ливонской войны (1558-1583), опричнины (1565-1572), политической нестабильности, эпидемий, неурожаев, в связи с природными катаклизмами, а от них голода и так далее.
В результате кризиса запустел ряд краёв России, пришло в упадок сельское хозяйство, и торговля.
Причинами порухи называются непосильные затраты бюджета Русского царства на Ливонскую войну, усугублённые разрушением культурных и экономических основ государства и страны, происходившим в процессе установления авторитарной власти в период опричного государственного террора... Также одной из причин считается переселение крестьян в Среднее и Нижнее Поволжье, что привело к нехватке рабочей силы.
Во время порухи запустели наиболее развитые в экономическом отношении центральные (район Москвы) и северо-западные (район Новгорода и Пскова) регионы государства Российского. В годы опричнины и Ливонской войны одна часть населения разбежалась, другая - погибла. Более 50 % пашни (а местами до 90 %) оставались необработанными.
Резко возрос налоговый гнёт, цены выросли в четыре раза. Крестьянское хозяйство потеряло устойчивость, в государстве начался голод. В 1570-1571 годы на территории Московского государства произошла также эпидемия чумы.
Кризис спровоцировал голод и массовые переселения крестьянства на пригодные к проживанию земли - Поволжье, Урал, в Сибирь и на другие окраины государства. Крестьянские хозяйства потеряли устойчивость и перестали обеспечивать государство ресурсами, необходимыми для продолжения Ливонской войны."
Ждем?...
Кстати, нападение Иванушки на Ливонию, а потом и на Великое Княжество Литовское привело к объединению Великого Княжества Литовского с Польшей в Речь Посполиту. А Московию - ввергло в поруху.
Могут повторить?...
Кстати, вся их нынешняя бесноватость, подкрепляемая усердными молитвами - тоже уже была. Тогда же. Вот было один в один. Так же всем кувалдой по башке стучали направо и налево просто так. А потом ходили в храм. Они походу всю свою историю одно и то же делали. С кратким перерывом на европейцев-Романовых, которые подумали себе на голову, что смогут эту дикую орду с виламии от нее самой спасти. Да еще и миф этот придумали идиотский о "великом русском народе". Иванушка так развернулся в центральной России, что не удивительно, что от прежнего населения ничего не осталось.
Википедия:
"Опричниками назывались государственные люди, составлявшие личную гвардию царя Ивана Васильевича и непосредственно осуществлявшие политику опричнины...
3 декабря 1564 года Иван Грозный с семьёй внезапно выехал из столицы на богомолье. С собой царь взял казну, личную библиотеку, иконы и символы власти. Посетив село Коломенское, он не стал возвращаться в Москву и, проскитавшись несколько недель, остановился в Александровской слободе.
3 января 1565 года он объявил о своём отречении от престола в пользу старшего сына юного царевича Ивана Ивановича, по причине «гнева» на бояр, церковных, воеводских и приказных людей. После прочтения послания царя в Москве резко накалилась антибоярская обстановка - в Кремль пришли тысячи москвичей, разъярённых названными в послании изменами бояр, и Боярской Думе ничего не оставалось, как просить Ивана возвратиться на царство. Через два дня в Александровскую слободу прибыла депутация во главе с архиепископом Пименом, которая уговорила царя вернуться на царство. 5 января 1565 года государь Иван IV принимает решение учредить опричнину.
В начале февраля 1565 года Иван Грозный вернулся в Москву из Александровской слободы. 3 февраля он объявил, что вновь принимает на себя правление, с тем, чтобы ему вольно было казнить изменников, налагать на них опалу, лишать имущества «без докуки и печалований» со стороны духовенства и учредить в государстве «опричнину».
К посвящению в сан митрополита Филиппа, произошедшему 25 июля 1566 года, была подготовлена и подписана грамота, согласно которой Филипп обещал «в опричнину и царский обиход не вступаться и, по поставлении, из-за опричнины… митрополии не оставлять», но 22 марта 1568 года в Успенском соборе Филипп отказался благословить царя и потребовал отменить опричнину. В ответ опричники насмерть забили железными палками слуг митрополита, затем против митрополита был возбуждён процесс в церковном суде. Филипп был извергнут из сана и сослан в Тверской Отроч монастырь.
...в Коломну был сослан конюший боярин Иван Фёдоров-Челяднин, крайне популярный в народе своей неподкупностью и судейской добросовестностью (незадолго перед тем он доказал свою верность царю, выдав подосланного к нему польского агента с грамотами от короля).
Летом 1568 года Фёдоров-Челяднин был обвинён в том, что якобы с помощью своих слуг собирался свергнуть царя. Он и 30 человек, признанные его сообщниками, были казнены. В царском Синодике опальных по этому поводу записано: «Отделано <то есть убито - жаргонный термин опричников>: Ивана Петровича Фёдорова; на Москве отделаны Михаил Колычёв да три сына его; по городам - князя Андрея Катырева, князя Фёдора Троекурова, Михаила Лыкова с племянником». Их поместья были разгромлены, все слуги перебиты: «Отделано 369 человек и всего отделано июля по 6-е число (1568)».
При этом есть свидетельства, что приказы о казнях и пытках отдавались нередко в церкви. Историк Г. П. Федотов считает, что «не отрицая покаянных настроений царя, нельзя не видеть, что он умел в налаженных бытовых формах совмещать зверство с церковной набожностью, оскверняя самую идею православного царства».
В 1569 году умер двоюродный брат царя князь Владимир Андреевич Старицкий (предположительно, по слухам, по приказу царя ему принесли чашу с отравленным вином и приказанием, чтобы вино выпили сам Владимир Андреевич, его жена и их старшая дочь). Несколько позднее была убита и мать Владимира Андреевича, Ефросинья Старицкая, неоднократно встававшая во главе боярских заговоров против Ивана IV и неоднократно помилованная им же.
В Тверском Отрочем монастыре в декабре 1569 года Малюта Скуратов лично задушил митрополита Филиппа, отказавшегося благословить поход на Новгород.
Согласно новгородской летописи, во вскрытой в сентябре 1570 года общей могиле, где погребали всплывших жертв Ивана Грозного, а также умерших от последовавших голода и болезней, обнаружили 10 тысяч человек. Кобрин сомневается, что это было единственное место погребения погибших, однако считает цифру в 10-15 тысяч наиболее близкой к истине, хотя общее население Новгорода тогда не превышало 30 тысяч. Однако убийства не были ограничены лишь самим городом.
Были схвачены ряд лиц, которые задавали тон в делах после разгона «Избранной рады»: А. Д. Басманов с сыном Фёдором, дьяк Посольского приказа И. М. Висковатов, казначей Н. Фуников-Курцев, опричный келарь (снабженец) А. Вяземский и другие (все они были умерщвлены, некоторые - особо изуверским образом). В Александровой слободе были утоплены в реке Серой домочадцы казнённых (около 60 женщин и детей). Всего было приговорено к казни 300 человек, однако 187 из них царь помиловал.
Теперь под репрессии попали самые приближённые к царю люди, руководители опричнины. Были обвинены в измене любимцы царя, опричники Басмановы - отец с сыном, князь Афанасий Вяземский, а также несколько видных руководителей земщины - печатник Иван Висковатый, казначей Фуников и др. Вместе с ними в конце июля 1570 г. было казнено в Москве до 200 человек. Московские казни 1570-1571 годов были апогеем опричного террора.
...был разгромлен [и] тот круг приближённых, который установился в 1572 году, после уничтожения опричной верхушки. После развода с очередной женой (Анной Васильчиковой) Иван Грозный отправил на плаху ряд представителей своего ближнего двора: четверых братьев Тулуповых с матерью Анной (они успели породниться с Васильчиковыми), 40 дворян, а также бояр Я. Мансурова и В. И. Умного-Колычёва; брат последнего Фёдор был сослан в монастырь (на свадьбе с Васильчиковой в 1574 году из 35 гостей 19 принадлежали к роду Колычёвых). Личный врач и астролог царя Елисей Бомелей попытался бежать за границу, но был схвачен и подвергнут пыткам (позже его казнили). Обрушились репрессии и на церковную верхушку: лишились голов архимандриты двух придворных монастырей в Москве: Чудова - Евфимий, и Симонова - Иосиф. Был схвачен и уморён в темнице новгородский архиепископ Леонид (его обвинили в чародействе, в связи с чем в Новгороде было сожжено 15 женщин, которые ворожили якобы по заданию архиепископа).
...опричнина существовала до смерти Грозного (1584), но это слово вышло из употребления и стало заменяться словом двор, а опричник - словом дворовый, вместо «города и воеводы опричные и земские» говорили - «города и воеводы дворовые и земские».
Жертвами репрессий за всё время царствия Ивана IV стало, по оценке Р. Г. Скрынникова, проанализировавшего поминальные списки (синодики), около 4,5 тысяч человек, однако другие историки, такие как В. Б. Кобрин, считают эту цифру крайне заниженной.
Как отмечает В. Кобрин, «писцовые книги, составленные в первые десятилетия после опричнины, создают впечатление, что страна испытала опустошительное вражеское нашествие». До 90 % земли лежало «в пустее». Многие помещики разорились настолько, что бросили свои поместья, откуда разбежались все крестьяне, и «волочились меж двор».
Книги полны записями такого рода: «…опритчиные на правежи замучили, дети с голоду примерли», «опритчина живот пограбели, а скотину засекли, а сам умер, дети безвесно збежали», «опричиныи замучили, живот пограбели, дом сожгли». ... Экономические и демографические результаты опричнины резюмировал псковский летописец, записавший: «Царь учиниша опричнину… И от того бысть запустение велие Русской земли».
Непосредственным результатом запустения был «глад и мор», так как разгром подрывал основы шаткого хозяйства даже уцелевших, лишал его ресурсов. Бегство крестьян, в свою очередь, привело к необходимости насильно удерживать их на местах - отсюда введение «заповедных лет», плавно переросшее в учреждение крепостного права."
Кстати, я тут карту нашел интересную, где показаны опричные земли.
Иван разделил все земли Московии на 2 чести - земские (боярские, помещичьи) и царские (опричные). Цель была - собирать с этих царских земель деньги на войну, так как на бояр (земских) он не полагался. Боярам он кстати оставил земли вдоль границ, в то время очень неспокойных. Видимо, чтобы они страдали от набегов и войн в первую очередь. Вот эти-то царские опричные земли и пострадали от массовых убийств, грабежей и вандализма. И именно эти земли и есть те земли, где впоследствии расселились карелы, финны, вепсы, мордва, балты и т.п. Т.к. после Ивана они остались пустые, а уже через 50 лет в ходе очередной войны туда ломанулись беженцы из Финляндии. Прежнее население за 50 лет не успело восстановиться. Поэтому финнская и балтская днк там так заметна.
В принципе, россияне уже в который раз очень близко от подобного хода событий. Каждый раз все начинается с создания очередной "росгвардии" и заканчивается развалом экономики и/ли государства. Уже третий раз это происходит на фоне какой-нибудь бессмысленной войны. Единственный раз, когда этого не случилось, а могло - именно европейский двор Романовых смог предотвратить подобный ход событий, просто избавившись от очередного кандидата в цари-дебилы (Павла I). Но то были европейцы. Русский же народ предпочитает разбегаться. Теперь уже в Монголию и Грузию.
Вывод: История повторяется. Но если повторяется русская история, то лучше бежать как можно дальше.
З.Ы. И главное же, что на этом не закончилось. Потом смута была, потом Петр устроил еще (не) один демографический кризис, и так далее. Короче... как можно вместо вот этого учить в школе какие-то победные реляции о "великом русском народе"?