Имам Абу аль-Аббас ибн Сурайдж, прозванный как «Шафии второй», который был современником Ашъари сказал: «Мы не говорим о таъвиле муътазилитов, ашаритов, джахмитов, мульхида, муджассима, мушаббаха, карамитов, мукаййфа. Напротив мы не принимаем «таъвиль» в отношение [атрибутов Аллаха], но веруем в них без уподобления».
Сказал имам аль-Хасан аль-Караджи один из шафиитских ученых пятого века: «Не перестанут имамы шафиитского мазхаба считать зазорным и питать отвращение к причислению их к ашаритам. Шафииты непричастны к тому, что заложил Ашъари и школа его последователей, и запрещают своим соратникам находится поблизости с ними. Это то, что было мною услышано от ряда шейхов и имамов». Затем шейх привел в пример шейха Хамида аль-Исфараини прозванного как «Шафии третий»: «Суровое отношение шейха к приверженцам «Каляма» достаточно известно, так что он отличал «Усуль аль-Фикх» Шафии от «Усуль аль-Фикх» Ашъари…»
Источник:توفي ابن سريج سنة (306) : انظر تاريخ بغداد 4/ 290 وسير أعلام النبلاء 14 / 201 والظاهر أنه توفي قبل رجوع الأشعري لمذهب السلف ، والأشعري توفي سنة (324) أو (330) على قولين . وانظر عقيدة ابن سريج في اجتماع الجيوش الإسلامية 62. (1) التسعينية : (238 ـ 239) وانظر شرح الأصفهانية : ص (31) من ج(5) من الفتاوى الكبرى نفسها ، وانظر عن الكرجي وعقيدته : اجتماع الجيوش الإسلامية ومختصر العلو وله ترجمة في طبقات الشافعية لابن السبكي وطبقات الشافعية لابن كثير ( مخطوط )
Перевел: محمد الشعري