Оригинал взят у
iamaglika в
Граница дождяВижу молнии над левым берегом. Вижу рябь на воде. Туча подбирается ко мне. Из-за неё всё становится отчётливо-зелёным, отчётливо серым. У каждого листочка на дереве появляется контур. В вышивке крестом это называется back stitch. Снова набегает ветер. Теперь он приносит запахи реки и дождя. Я сижу на балконе (слово "лоджия" так в моей голове и не прижилось) у самой границы дождя и караулю его. Птицы уже носятся совсем низко. Но дождь проходит мимо. Только несколько кружочков от капель остаётся на перилах.
Читаю я -
после "Скеллига" - ещё одну книгу Дэвида Алмонда: "Меня зовут Мина".
Сначала читаю особенно важное для себя: в самой первой главе учительница миссис Черпенс объясняет детям, как правильно сочинить рассказ. Сейчас каждый напишет свою историю, но нельзя приступать, пока не придумаешь плана. Мина смотрит на учительницу и размышляет:
"Разве я придумываю план фразы, прежде чем её произнести? КОНЕЧНО НЕТ!
Разве птица придумывает план песни, прежде чем её спеть? КОНЕЧНО НЕТ!
Птица открывает клюв и - поёт! Я ТОЖЕ БУДУ ПЕТЬ!"
Мине очень хочется быть хорошей девочкой, и она старается: аккуратно-аккуратно записывает план. Начинаться её рассказ будет так, в середине произойдёт вот это, а закончится всё вот так. Учительница даже хвалит Мину - наверное, в первый раз. Но, когда девочка начинает писать рассказ, он не хочет идти по плану. Слова не слушаются, танцуют, разлетаются в разные стороны по "причудливым траекториям" "в совершенно неожиданных направлениях". Мине нравится сочинять.
Однако миссис Черпенс сердится. Она провозглашает скрипучим голосом:
- Тут нет ничего общего!.. Твой рассказ не сходится с планом!
- Он не захотел сходиться, - отвечает Мина.
- Кто "он"? Что ты несёшь?
- Я несу, что рассказ не захотел сходиться с планом.
- Это твой собственный рассказ. Твой. Он будет делать то, что ты сама захочешь. Что ты ему прикажешь.
- Нет, он не хочет, - я говорила и видела, как багровеют её щёки. - И знаете... Я тоже не хочу. Не хочу по плану".
Мину мама заберёт из школы и будет учить дома, и девочка в мыслях сочинит свою школу с "диковинными заданиями" для учеников.
Наверное, я захочу потом отдельно и подробно написать об этой книге, а пока скажу только вот что. Я чувствую себя абсолютной миссис Черпенс, или Черепушкой, когда готовлю детей к ЕГЭ и силой загоняю их в план. Правда, мои ученики, в отличие от Мины, взрослые ребята и прекрасно понимают правила игры.
А пока посмотрите , какие чудесные задания придумывает Мина:
"Напиши стихотворение, где одно и то же слово повторяется и повторяется, пока полностью не утратит смысл. (Лучше использовать слово, которое тебе не нравится, которое тебя пугает или тревожит.)"
"Испиши целую страницу словами, от которых радостно". Это радостная версия "диковинного задания", а есть и грустная: "Испиши целую страницу словами, от которых грустно".
"Напиши целую страницу белиберды. Заодно ты наверняка сочинишь много прекрасных НОВЫХ СЛОВ. Кстати, это может привести к очень небелибердовым РЕЗУЛЬТАТАМ".
Я бы хотела учиться в "школе Мины". У этой девочки особые отношения не только со словами (она сравнивает их с котятами, которые очень любят играть), но и с миром в целом. Она умеет этим миром любоваться:
"...Посмотрите на дроздов, на блики солнца на их чёрных перьях. Чёрное серебрится, отливает лиловым, зелёным, даже белым! А теперь послушайте, как они поют! Посмотрите, как слетают с дерева и устремляются в небо! А почки? Только взгляните! Вот почка, а скоро будет листок - зелёный, клейкий... Я могу всё! Могу потрогать ствол дерева. Какой он шершавый и крепкий! Могу прислушаться к биению своего сердца, ощутить, как солнце гладит мне щёку, как ветер развевает волосы! Вспомните, как звучит человеческий голос, как устроена Солнечная система, как греет ладонь кошка - только гладь! А море? А БАНАНЫ? А УТКОНОС? А какие штуки умеют мастерить люди! Дома строят, дороги мостят, тротуары по бокам прокладывают, шпилями небо протыкают! Придумали автомобили. Слагают песни, сочиняют стихи..."
Мина не восторженная дурочка. Ей мало лет, но она перенесла смерть отца. И вот что записала в дневнике: "Как ни странно, всё остальное в моей жизни - хорошее и счастливое - воспринимается сильнее. лучше и счастливее. Интересно, у других людей тоже так? Их горести тоже помогают им радоваться? Я знаю, что пишу сейчас странную вещь. Это называется "парадокс".
Надо же! По МОЕМУ ПЛАНУ я должна была рассказать ещё о двух книгах, поделиться радиопередачами. Но слова захотели остановиться в этом месте)