«Если существует так много Шутов, желающих стать мудрее, почему же и Мудрец не может быть Шутом?»
жизненный девиз Сальвадора Дали
Не знаю от куда взялась тема шута... наверное всё же с нескольких комментариев в одном из форумов по "нетрадиционной" медицине. Мне этот парень напомнил про шута. Решил почитать и нашёл интересную статью!
"Карл Маркс утверждал, что когда в стране правду говорят только дураки и шуты, это говорит об отсутствии свободы...
Кто они и откуда пришли, эти шуты, клоуны, юродивые?
Почему дуракам везде и всегда дозволялось говорить правду. Да и дураки ли это? Способен ли шут определить истину, а, если способен, то шут ли это?
Сакральное значение этого слова кроется в истории Таро. Первым и главным арканом Таро назывался Пагад, он же соответствовал первой букве еврейского алфавита - алеф. В сниженном значении pagad означает - дурак. В английских колодах Пагад был назван Магом и смещен на второе место, а роль Фокусника, Шута и Дурака получил нулевой аркан.
Мистики и герметики соотносили Пагада с образом Голема, персонажем из еврейской мифологии, человеком из неживой материи, глиняным болваном (ср. дурак, шут), который однако являлся потусторонним, всезнающим существом. Через него человек познавал не только самое себя, но и мир по эту и ту сторону бытия. А в пражской легенде о Големе легко улавливается мотив борьбы с несправедливостью.
Итак, дурак это не тот, за кого себя выдает. Это хитрец, владеющий знаниями, которые скрывают от профанов, шут, который под маской глупца рассказывает людям правду.
Шутов можно было встретить еще при дворе римского императора. О них пишет Плиний Старший. Однако мистический смысл и глубокую символику профессия шута получила в средние века.
Шут считался близнецом короля, человеком в чем-то недоразвитым (обычно это были карлики или физически неполноценные люди), который воспринимался еще и как душевно ущербный, а потому ему позволялось говорить то, что «нормальному» человеку произнести вслух, да еще и при короле, было нельзя. Но исследователи склоняются к тому, что сакральный смысл шутовства все же уходит корнями в язычество, и шуты являются не сумасшедшими, а пифиями, пророками, хранителями тайных знаний.
И тому множество примеров, в том числе и не из европейской истории и литературы. В исламе шутом назывался Ходжа Насреддин - редкий хитрец и пройдоха. А в литературе шут, зачастую, выступает в роли провидца или человека, так или иначе заставляющего главного героя обратить внимание на то, что до этого казалось неважным. А в гетевском «Фаусте» в роли королевского шута выступает сам Мефистофель.
Знаменитые шуты российских императоров - Иван Балакирев и Ян д'Акоста, из которых один прославился тем, что стал автором анекдотов, а другой вел политические споры с самим Петром Первым - лишнее подтверждение тому, что роль шута не так однозначна, как может показаться на первый взгляд.
Клоуны - близкие шутам персонажи, впервые появились в средневековой Европе, а само слово возникло в 15 веке и первоначально обозначало комический персонаж в английском театре. Клоуна изображали грубым, простоватым парнем, над которым вечно смеялись. Благодаря Шекспиру этот образ вскоре вышел за рамки комедии. Достаточно вспомнить клоуна из «Короля Лира» (в русском переводе - шут). Клоун и шут вновь стали хранителями тайной мудрости.
В российской же традиции роль народных шутов исполняли юродивые. С точки зрения «обычного» человека, юродивый - это дурачок или безумец, однако зачастую юродство было своеобразной формой аскетизма. На самом деле люди эти занимались обличением пороков общества и власти (ср. с Големом). Православная традиция демократично обошлась с юродивыми (юродь - от дурак, безумный), придав им статус странствующих монахов и религиозных подвижников, то есть, опять же, борцов за божью справедливость.
Примечательно, что и в Библии можно найти множество подтверждений тому, что роль дурака, шута, юродивого угодна богу, и лишь земным, не божьим людям, кажется идиотской. «Если кто... думает быть мудрым... тот будь безумным, чтобы быть мудрым» - говорится в Новом Завете.
Не стоит забывать и о ритуальном смехе и шутовстве, корнями уходящем в язычество. Смех, как очищение, как защита от глупости, как издевка над смертью (ср.: в Риме существовал обычай, во время которого жениха осмеивали, как неудачника в постели, или осмеивание триумфатора его солдатами, когда он возвращался с победой - таким образом предотвращалась настоящая беда и поражение). Шутовство, как победа над земной глупостью и пороками...
Глупцы или мудрецы были шуты? Решайте сами. Один из знаменитейших шутов 20 века, Бернард Шоу, как-то сказал: Мой способ шутить - это говорить правду. На свете нет ничего смешнее."
P.S. при дворе его императорского величества
Одна придворная постоянно уверяла всех, что ей не более сорока лет, хотя уже перевалило за пятьдесят. Вновь услышав ее слова, Голицын промолвил: «Можно ей поверить, потому что она больше десяти лет всех в этом уверяет».
Восьмидесятилетний генерал женился на молоденькой девушке и как-то пожаловался, что уже не может надеяться иметь наследников. Посочувствовав, шут ответил: «Надеяться не можете, но всегда можете опасаться».
На приеме у Бирона одна дама посетовала: «Нынче все так дорого, что скоро нам придется ходить нагими». Шут вмешался в разговор: «Ах, сударыня, это было бы самым дорогим вашим нарядом!»
Кто-то поинтересовался у шута, почему богиня любви Венера всегда изображена нагой. На это он тут же ответил: «Потому что она всегда делает нагими тех, кто чрезмерно пленяется ее веселостями».
Известный своей вздорностью поэт Тредиаковский спросил Голицына: «Какая разница между тобой и дураком?» Шут сразу ответил: «Дурак спрашивает, а я отвечаю».