Музей Виктории и Альберта сначала именовался Южно-Кенсингтонским музеем.
Примерно лет пятьдесят.
Организован после выставки 1851 года, чтобы свезти туда оставшиеся экспонаты из стеклянного павильона, названного Хрустальным дворцом.
После этой выставки во всех странах, где раньше, где позже, решили, что им совершенно необходимы художественно-промышленные училища. И музеи. Как при училищах, так и отдельно.
Таков путь)).
Самый загадочный экспонат в книжке про музей вот этот
СИМОН БЕНИНГ (1483-1561). Октябрь. Миниатюра из часослова. 1510-1560. Пергамент, акварель. 14х9,5
В «Октябре» главные герои - те, кто трудится на поле. Ближе всех к зрителю расположена фигура идущего за плугом крестьянина в красной куртке. Погоняя двух разномастных лошадок, пахарь неторопливо выполняет привычную тяжелую, но очень важную работу. Возле него - пустое лукошко и мешок с зерном для посева, а позади - фигура сеятеля, группа крестьян с бороной и стайка белых птиц, настырно выклевывающих озимые. Справа изображена добротная усадьба, окруженная ухоженным огородом, на котором зреют вилки еще не убранной капусты, а слева живописная дубовая роща, стадо свиней и два крестьянина, сбивающих палками спелые желуди. Вдали можно увидеть двух всадников на дороге, это, вероятно, возвращающиеся с охоты господа. В глубине картины зеленые холмы сменяются бурыми: пустые поля соседствуют с пастбищами. Лето ушло, но зима еще не наступила, кроны деревьев лишь чуть-чуть подернуты золотом, а невысокие живописные горы уже окрашены в холодные голубые тона.
*
Про Бенинга тоже из книжки
Хранящиеся в музее листы с изображением на двух сторонах календарных сцен, предположительно происходящие из часослова - распространенного в XIV-XV веках частного молитвенника, были созданы выдающимся фламандским миниатюристом эпохи Возрождения Симоном Бенингом, одним из лучших представителей школы книжной миниатюры Гента. Работы этого художника, который прославился своими искусно выполненными иллюстрациями к часословам и генеалогическим таблицам, высоко ценились в Европе на рубеже XV-XVI веков. Бенинг украшал книги для таких влиятельных аристократов, как германский император Карл V, кардинал Альбрехт II, маркграф Бранденбургский и дон Фернандо, инфант Португалии. Творческая манера фламандского живописца легкоузнаваема на фоне искусства европейской миниатюры эпохи Возрождения: он по праву считается одним из лучших мастеров пейзажа. Никто из иллюстраторов рукописей первой половины XVI столетия не умел так тонко передавать состояние природы в разное время суток, при разных атмосферных явлениях. В частности, Симону Бенингу приписывают первое в истории новоевропейского искусства изображение грозового дня. По сложившейся еще в XIV веке традиции в часослов часто включали календарь религиозных праздников и дней памяти святых. Каждому месяцу сопутствовали сцены сельскохозяйственных работ или аристократических увеселений.
*
Загадочно то, что этого экспоната
в музее больше нет.
Непонятно почему.
В вики-ру картинка со ссылкой на сайт музея ВиА служит иллюстрацией к статье про двуполье.
Хотя к двуполью она вроде бы не подходит.
Попытка узнать, когде же начали использовать озимые посевы в Европе, особым успехом не увенчалась.
*
С другой стороны, Дармштадская Мадонна из Штеделевского института тоже исчезла, хотя в книжке про него она еще в наличии.
Говорят продали кому-то, а что, как и почему, не говорят, надо искать, а мне лень.
Провенанс картины выглядит так:
1526: по заказу Якоба Мейера цум Хазена (1482-1531), Базель
1531: унаследовано семьей Мейеров, Базель
1626: Мишель Ле Блон
Неизвестная дата: Йоханнес Лёссерт
Неизвестная дата: Якоб Кромхаут 1709: Герцог фон Лотринген
Неизвестная дата: Алексис Делатанте
Неизвестная дата : Вильгельм фон Пройссен (1783-1851).
Неизвестная дата: Берлинский городской дворец
середина 19 века: Дармштадтский замок-музей
к 2004 году: передано в аренду Штеделевскому художественному институту
2011: приобретено Райнхольдом Вюртом.
*
В книжке про музей ВиА есть еще занятная вещица.
(
из вики)
НИКОЛАС ХИЛЛАРД. (1542-1619). Портрет неизвестного. 1588. Пергамент, акварель. бх4,95
Этот портрет - одна из самых загадочных работ мастера английской миниатюры Николаса Хилларда.
До сих пор остается непонятным значение девиза и жеста, не выяснена также и личность изображенного здесь молодого человека.
Доктор Лесли Хатсон отождествляет образ с Уильямом Шекспиром, тогда протянутая из-за облаков рука может символизировать музу или вдохновение.
Однако подобная точка зрения весьма спорна, ибо на портрете представлен, без сомнения, знатный человек и придворный .
Он одет строго по последней моде и очень дорого.
В старых описях произведение называли портретом фаворита Елизаветы 1 графа Эссекса, полагая, что спускающаяся к нему рука принадлежит «даме сердца », то есть королеве.
Сейчас большинство исследователей склоняются к тому, что молодой господин - это Томас Говард, первый граф Суффолк, будущий адмирал, констебль лондонского Тауэра и присяжный- распорядитель Кембриджского университета .
Такое предположение вполне оправдано.
Томас Говард, командуя английским кораблем «Золотой лев » в сражении с испанской армадой 25 июля 1588, проявил большую отвагу и находчивость.
На следующий день он был посвящен в рыцари прямо на борту английского флагмана.
Вероятно, миниатюра - памятный знак важного для 27-летнего офицера события, рука же, простирающаяся к нему из облаков, - символ покровительства провидения или знак вассальной верности королеве.
Вне зависимости от того, кто представлен на портрете, работа Хилларда, безусловно, замечательна: моделируя объем тончайшими мазками и точечными ударами кисти, он создал совершенное произведение, в котором при внимательности к деталям сохранились удивительная легкость и непринужденность живописной манеры.
Образ молодого человека при всей индивидуальности черт воплощает придворный романтический идеал : он утонченно красив, весьма умен, слегка задумчив и немного меланхоличен.
*
С сайта музея:
Надпись золотом по обеим сторонам головы: «Attici amoris ergo. / Ano. Dni. 1588». Девиз никогда не был удовлетворительно объяснен или переведен. Недавно было высказано предположение, что его можно перевести как «Из-за афинской любви». [см. Кэтрин Маклеод, «Сокровища Елизаветы: миниатюры Хиллиарда и Оливера», Национальная портретная галерея, Лондон, кат. № 28, стр. 96-97]. «Ano. Dni. 1588’: [Anno Domini] означает: «В год нашего Господа. 1588».
Когда-то принадлежал Гансу Слоану, а затем передан Британскому музею в 1754 году, через год после его смерти: Вероятно, это была часть группы миниатюр Хиллиарда, проданных в мае 1726 года из коллекции писателя мистера Холстеда: «также есть несколько hds Хиллиарда с надписями, золотыми буквами... граф Эссекс. 1588...» (Джордж Вертью, Notebooks, II, Walpole Society, XX,1932, стр. 13). «Эссекс» может быть этой миниатюрой, приобретенной сэром Гансом Слоаном (1660-1753). В 1754 году эта картина перешла вместе с его коллекцией в Британский музей (BM No. 3; Sloane 272), и в инвентаре Sloane она зафиксирована следующим образом: «Изображение графа Эссекса, в руке которого находится другая картина, выходящая из облаков, предположительно, королевы Елизаветы, написано на Attici Amoris Ergo 1588 в миниатюре!, приобретено или оценено в 2,2 пенса; передано в V&A в 1939 году».