Тема Анны-втроем довольно своеобразно проявилась у Караваджо.
Caravaggio (1571-1610).Madonna and Child with St. Anne. circa 1605-1606Galleria Borghese
Из книжки про галерею Боргезе:
МИКЕЛАНДЖЕЛО МЕРИЗИ ДА КАРАВАДЖО (1571-1610). Мадонна Палафреньери (Мадонна со змеей). 1605-1606. Холст, масло. 292х211
Изображение Богоматери с Христом и святой Анной Караваджо написал по заказу папских конюших (с итальянского «palafrenieri» - «конюхи» ) для главного алтаря церкви Сант-Анна вблизи собора Святого Петра в Риме.
Второе наименование картина получила из-за того, что здесь изображена змея - символ зла, которую попирают Мария и Христос.
В соборе работа мастера, чье искусство выходило за рамки канонов, находилась всего несколько дней.
С Караваджо не раз случалось такое, что из-за недовольства церковнослужителей его произведения покидали стены храмов и оседали в частных собраниях.
В данном случае картина оказалась в коллекции Шипионе Боргезе.
Причина, по которой ее убрали из церкви, заключалась, скорее всего, в следующем: художник изобразил Анну, Марию и Христа с такой смелостью и таким реалистическим подходом к созданию образов, как если бы писал кого-нибудь из своих незнатных и небогатых современников.
*
И про саму галерею оттуда же:
Шипионе, или Сципион Боргезе (1576-1633), хоть и был кардиналом, а вошел в историю как создатель небольшого, но богатого шедеврами художественного музея в Риме.
Шипионе появился на свет в семье Франческа Каффарелли и Ортензии Боргезе.
У родителей не хватало денег на обучение сына, поэтому получить образование, то есть изучить в Римском университете философию и право ему помог дядя, кардинал Камилло Боргезе.
...При этом Шипионе отличался по-настоящему тонким вкусом.
Например, он одним из первых оценил гениальность итальянского художника Караваджо, живопись которого многие образованные современники не принимали.
Когда из ватиканской церкви Сант-Анна «по приказу синьоров-кардиналов» была удалена картина Караваджо «Мадонна Палафреньери» («Мадонна со змеей»), она вскоре оказалась в собрании Боргезе: тот не мог упустить возможности заполучить шедевр.
В итоге Галерея владеет шестью произведениями художника, таким количеством его работ не может похвастаться больше ни один музей.
Картины и скульптура попадали к Боргезе разными путями, некоторые были выполнены по его заказу.
Например, Джованни Лоренцо Бернини, которому кардинал покровительствовал, изваял для него «Аполлона и Дафну», «Похищение Прозерпины», «Давида».
Что-то Боргезе покупал, проявляя настойчивость, у других собирателей (так он приобрел у кардинала Паоло Эмилио Сфондрати несколько десятков картин, в том числе «Любовь небесную и Любовь земную» кисти Тициана).
Два произведения Караваджо - «Юноша с корзиной фруктов» и «Больной Вакх» - принадлежали живописцу Джузеппе Чезари, кавалеру д'Арпино, в мастерской которого художник работал в молодые годы.
Они были конфискованы у владельца папской финансовой службой, а по другой версии, подарены самим д'Арпино папе Павлу V, отдавшему полотна племяннику.
Случались и авантюрные истории: картина Рафаэля «Снятие с креста», сто с лишним лет находившаяся в церкви Сан-Франческа в Перудже, при содействии монахов ночью была тайно вывезена и отправлена понтифику.
Перуджийцы взамен получили копию произведения, а оригинал отошел Боргезе.
Естественно, кардинал хотел, чтобы собранное им сохранилось и после его смерти.
Он завещал брату Маркантонио II все свое движимое и недвижимое имущество, но, опасаясь, что коллекция будет раздроблена, поручил специальной юридической комиссии надзирать за ее целостностью.
И следить уже было за чем: в конце XVII века Боргезе владели 800 картинами и самым богатым в Риме собранием античного искусства.
А когда сын Маркантонио II Паоло женился на Олимпии Альдобрандини, чья семья славилась столь же блестящей художественной коллекцией, собрание пополнилось еще несколькими шедеврами.
Правда, после бракосочетания принца Камилло Боргезе с Паолиной Бонапарт, сестрой Наполеона, большое количество античных скульптур было продано настойчиво желавшему владеть ими императору и попало в Париж.
Чтобы хоть отчасти восполнить образовавшийся пробел, Камилло купил в Париже сменившую нескольких владельцев работу Корреджо «Даная».
Тогда, в первой половине XIX столетия, собирание коллекции Боргезе в основном завершилось.
Все это великолепие с некоторых пор размещалось в новых интерьерах: еще во второй половине XVIII века принц Маркантонио IV Колонна затеял переустройство виллы.
Работу поручили архитекторам Антонио и Марио Аспруччи, которые оформили залы дворца в неоклассическом духе, украсили парк фонтанами и павильонами.
Камилло Боргезе, докупив земли, расширил виллу.
После его смерти она перешла к его брату Франческа, а тот не оставил прямых наследников.
Кроме того, на дворе уже стоял ХХ век, время, когда собрания произведений искусства становились достоянием государства.
Поэтому в 1901 после долгих тяжб с представителями знатного рода вилла была выкуплена, парк передан коммуне города Рима, а коллекция стала собственностью Италии