Не только голландцы известны своими художественными семействами.
Итальянцы тоже в наличии
Андреа Орканья, также Андреа да Фиренце по прозванию Орканья (искаж. «Арканьоло»; итал. Andrea Orcagna, Andrea da Firenze, собственно итал. Andrea di Cione Arcagnuolo, detto l'Orcagna, или: Andrea di Cione di Arcangelo; 1308, Флоренция - до 1368, там же) - итальянский живописец, скульптор, мозаичист и архитектор периода флорентийского проторенессанса.
Андреа ди Чоне родился во Флоренции в большой семье художников: из троих его братьев двое - Якопо и Леонардо стали живописцами, а третий, Маттео, скульптором и мозаичистом.
Нардо, старший, написал знаменитую фреску «Страшный суд», которую до настоящего времени можно увидеть в Капелле Строцци во флорентийской церкви Санта-Мария-Новелла.
Эту фреску ошибочно приписывали Андреа, который стал самым известным из семьи Чони, но Лоренцо Гиберти свидетельствовал, что это работа Нардо.
Итальянский историк искусства Гаэтано Миланези (1813-1895), опубликовавший множество архивных документов о художниках, считал Андреа сыном известного флорентийского ювелира Маэстро Чоне, которому традиция приписывает авторство в изготовлении серебряного алтаря Святого Иоанна во флорентийском Баптистерии Сан-Джованни.
В разных музеях и частных коллекциях мира хранится более 130 произведений, так или иначе связываемых с именем Якопо ди Чоне: большие полиптихи, портативные триптихи, отдельные «Мадонны с младенцем» и разрозненные святые, ранее составлявшие полиптихи.
Часть этой продукции в силу сходства манеры делит авторство с братом Якопо - Андреа Орканьей, часть приписывается как Якопо, так и другим художникам (в зависимости от автора предложенной атрибуции).
Среди братских произведений меня зацепило вот это:
Nardo_di_cione,_trinità_e_santi,_1365 Из книжки про Галерею Академии, Флоренция:
НАРДО ДИ ЧОНЕ. (работал между 1343 и 1366). Святая Троица. 1365. Дерево, темпера, золото. 300х210
Нардо ди Чоне происходил из семьи флорентийских художников и был младшим братом живописца Орканьи.
Данный алтарный триптих был написан и м для монастыря Санта-Мария дельи Анджел и во Флоренции.
В центральной части изображен благословляющий Бог Отец на троне, от Него Дух Святой в виде голубя слетает к распятому Христу.
Такая композиция является разновидностью иконографии «Троица » и называется «Престол милосердия», воплощая идею, выраженную в евангельских словах: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанн, 3:16).
Тема искупления человеческих грехов подчеркивается и помещенным в среднем фронтоне алтарем с лежащим на нем жертвенным агнцем (с ним ассоциируется Христос), которому кадят ангелы, видные в меньших фронтонах.
Спаситель, пребывающий на кресте, в то же время будто сидит на коленях у Отца: такая особенность композиции напоминает изображение Богоматери с Младенцем и вносит в алтарный образ, где звучит тема страдания, теплоту, нежность и умиротворение. В боковых панелях представлены святые Иоанн Евангелист (справа) и Ромуальд - основатель монашеской конгрегации камальдулов, композиции со сценами из жизни которого помещены в пределле.
Orcagna (1308-1368). Pentecoste. between circa 1362 and circa 1365 ОРКАНЬЯ (АНДРЕА ДИ ЧОНЕ ДИ АРКАНДЖЕЛО) (около 1308 - до 1368), ЯКОПО ДИ ЧОНЕ (1325-1399). Сошествие Святого Духа. Около 1362-1365. Дерево, темпера, золото. 195х287
Флорентийский живописец, скульптор и архитектор треченто Андреа ди Чоне по прозвищу Орканья учился, видимо, у Джотто ди Бондоне, во всяком случае, находился под влиянием его учеников Маза ди Банко и Таддео Гадди.
Орканья исполнил эту работу вместе с одним из своих братьев-художников, Якопо. Большого размера триптих, созданный предположительно для церкви Санти-Апостоли во Флоренции, представляет сцену сошествия Святого Духа на Богоматерь и апостолов.
В Новом Завете данный эпизод описывается так: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деяния святых апостолов, 2:1-4).