Пока искала источники про Штиглица, открыла для себя «Русский художественный листок».
«Русский художественный листок» - печатный сборник, журнал, издавался живописцем и рисовальщиком В. Ф. Тиммом в течение 12 лет, с 1851 по 1862 годы в Санкт-Петербурге, три раза в месяц. Рисунки (литографии), с небольшим объяснительным текстом, печатались в два тона, красками. В «Русском художественном листке» В. Ф. Тимм помещал как свои собственные рисунки на камне, так и исполненные другими художниками. Литографии к изданию готовились в мастерской А. Э. Мюнстера.
В РНБ методично просмотрела
все выпуски.
Очень занимательно оказалось.
Буду пока делиться разным просто так, зря что ли смотрела)).
Например, в
листке, посвященном лондонской выставке 1851 года, сообщается следующее:
"Г. Ревиліонъ, содержатель извъстнаго словолитнаго заведенія, приготовилъ для Всемірной Выставки, образцы отливаемыхъ имъ типографскихъ буквъ, съ мъдными формами (матрицами), въ которыхъ производится эта отливка.
Избранные имъ шрифты составляютъ «образцы буквъ, употребляемыхъ разными народами, населяющими Имперію Россійскую», и для большей ясности отпечатаны на особенномъ листь, который прилагается къ настоящему нумеру Русскаго Художественнаго Листка.
Шрифты, отправленные на выставку, суть сльдующіе: церковно-славянскій, валахо-молдавскій, русскій, сербскій, зырянскій, польскій, нъмецкій, еврейскій, армянскій, грузинскій, арабскій и калмыцкій. Посрединь шрифтовъ отпечатана виньетка, изображающая нъсколько фигуръ изъ племенъ, населяющихъ Россію.
Каждая отдъльная коллекція этихъ шрифтовъ снабжена удареніями и особенностями, свойственными извъстному языку; напримъръ при церковно - славянскомъ алфавитъ находятся всъ особенности, принадлежащія валахо-молдавскому шрифту; при русскомъ всъ ударенія и буквы, необходимыя для шрифтовъ сербскаго и зырянскаго; при французскомъ для латинскаго и польскаго; при нъмецкомъ для шведскаго и финскаго; при арабскомъ для турецкаго, персидскаго, татарскаго, индустанскаго и малайскаго; при калмыцкомъ для монгольскаго и манджурскаго.
Каждая коллекція предетавляетъ отъ четырехъ до шести, а иногда до десяти и до двёнадцати шрифтовъ различной величины.
Извъстнъйшіе знатоки вышеисчисленныхъ языковъ помогали Г. Ревиліону въ его предпріятіи своими совътами, а потому весьма в'ъроятно, что его шрифты обратятъ на себя вниманіе посътителей Лондонской Выставки,
Нътъ сомнънія что на Всемірную Выставку присланы издълія столь же замъчательныя, если не болье, по изобрътенію, исполненію, и оригинальности, какъ и описанныя нами русскія, но объ нихъ нътъ повода говорить въ Художественномъ Листкъ, посвященномъ одной Россіи".
Занятно, что на выставку посылаются шрифты.
Про собственно выставку начало статьи, про Англию занятно показалось:
Развитіе промышлености и торговли въ государствъ находится въ тъсной связи съ благосостояніемъ самой страны.
Эта истина была доказана наилучшимъ образомъ въ теченіе настоящаго стольтія, когда государства Европы, наслаждаясь продолжительнымъ спокойствіемъ, видъли возрастаніе довольства и благосостоянія своихъ подданныхъ вмъстъ съ распространеніемъ своихъ промышленыхъ и торговыхъ силъ.
Для лучшаго поощренія этого развитія стало необходимымъ обозръвать или опредълять успъхи хода промышлености въ извъстный періодъ времени, и такимъ образомъ, въ разное время, въ различныхъ госудаствахъ, учреждаемы были правительствами публичныя выставки издълій промышлености.
Примъръ поданъ былъ Франціею, гдъ первая подобная выставка происходила въ 1798 году.
Выставки эти оказались полезными не только для государственныхъ соображеній, но и для частныхъ людей, занимающихся промышленостью въ обширномъ значеніи этого слова, потому что онъ показываютъ: во-первыхъ, какого рода издълія производятся въ государствъ и гдъ именно ; во-вторыхъ, до какой степени доброты доведены эти издълія, и въ-третьихъ какова ихъ цънность - вопросъ любопытный для большей части жителей каждаго государства.
Выставки издълій промышлености умножились особенно въ разныхъ государствахъ въ истекшее двадцатилътіе, такъ что въ Россіи, кромъ большихъ періодическихъ выставокъ промышлености въ С. Петербургъ, Москвъ и Варшавъ, бываютъ еще ежегодныя, во многихъ мъстахъ внутри имперіи, для поощренія сельскаго хозяйства и соприкосновенныхъ съ нимъ отраслей промышлености.
Въ Англіи, стоящей въ главъ всъхе государствъ относительно развитія торговли и промышлености, всякое изобрътеніе, сдъланное въ ней самой или внъ ея предъловъ, находитъ немедленно надлежащее приложеніе, и получаетъ дальнъйшее развитіе, если только оно, по-видимому, можетъ принести какую либо пользу въ дъль общественнаго благосостоянія.
Однако, не смотря на этотъ перевъсъ въ промышленомъ отношеніи надъ прочими европейскими государствами, въ Англіи позже всъхъ образовались выставки промышлености, и притомъ совершенно случайнымъ образомъ.
Въ послъднее десятильтіе, во время борьбы протекціонистовъ съ приверженцами свободной торговли, члены союза уничтоженія хльбныхъ законовъ учредили въ Лондонь, въ 1845 году, выставку произведеній англійской промышлености, съ цълью пополнить кассу своего союза сборомъ съ посътителей.
Какъ видно, здъсь вовсе не было ръчи о мърахъ къ поощренію промышлености.
Необыкновенный успъхъ выставки 1845 года заставилъ Лондонское Общество Поощренія Искусствъ и Промышлености прибъгнуть къ подобному же средству для пополненія своей истощенной кассы и выставки 1847, 1848 и 1849 годовъ удались какъ нельзя лучше.
Примъръ столицы увлекъ за собою провинціи; особенно велика была выставка въ 1849 году, въ Бирмингамъ, на которой Принцъ Албертъ возъимълъ первую мысль о Выставкъ Всемірной, которая и была одобрена мануфактуристами и учеными, собравшимися въ то время въ большомъ числъ въ Бирмингамъ.
Въ томъ же году, Принцъ Албертъ вошелъ въ сношенія со многими извъстными лицами въ промышленомъ міръ для осуществленія своего проекта, и приглашалъ ихъ въ засъданія Общества Поощренія Искусствъ и Промышлености, въ которомъ происходили главныя совъщанія по этому предмету.
Въ началь Англійское Правительство не намърено было, по-видимому, принимать ни какого участія въ этомъ предпріятіи; но когда, въ концъ Декабря, возвратились лица, посланныя Принцемъ Албертомъ въ мануфактурные округи для приглашенія фабрикантовъ къ участію во Всемірной Выставкъ, съ извъстіемъ, то болье шести тысячъ человъкъ, замъчательныхъ по своему богатству и вліянію на прочихъ, ръшились всъми своими силами поддержать предпріятіе Принца, тогда только Англійское Правительство вошло въ это дъло, и королевскимъ предписаніемъ, отъ 3-го Января 1850 года, выставка назначена была въ 1851 году, и образованы три коммиссіи, королевская, исполнительная и совъщательная.
Къ засъданію въ нихъ приглашены были извъстнъйшіе люди Англіи по своимъ знаніямъ въ искусствахъ и наукахъ, и мысль Принца Алберта получила большее развитіе.
Принятіе правительствомъ выставки подъ свое покровительство придало ей въ нъкоторой степени офиціальный характеръ, и возбудило къ ней довъріe не только въ самой Англіи, но и въ другихъ государствахъ.
Въ слъдствіе приглашеній, разосланныхъ ко всъмъ правительствамъ, во всъхъ государствахъ составлены были особенныя коммиссіи, вошедшія въ сношенія съ королевскою коммиссіею въ Лондонь, и принимавшія въ своемъ отечествъ мъры для собранія въ немъ замъчательныхъ предметовъ и отсылки ихъ на Лондонскую Выставку.
и т.д.