Совершенно случайно пробежала глазами случайный кусок текста.
Зацепилась взглядом за краску под названием мумия.
Текст ЭСБЕ 1895 г.
Читать его весь мне лень, пусть будет только этот случайный отрывок про коричневые краски.
Может когда-нибудь вспомню и решу дальше почитать).
*
Коричневые [краски]: 16) сиенна или сиеннская земля (Terre de Sienne, Sienna natürliche), подходящая по составу к охрам, темна, но прозрачна, желто-коричневого цвета.
К темно-коричневым относится 17) жженая зеленая земля (terre verte brulée, Grüne Erde gebrannt), 18) кассельская земля (Terre de Cassel) - прозрачная, также 19) кельнская земля. Это суть натуральные лигниты или бурый уголь - тон хорош, но не отличается постоянством.
20) Коричневая Вандика (Vandyckbraun) с химической точки зрения может быть признана прочной, если получена путем обжигания некоторых охр. Однако, еще чаще делают ее из смешения нескольких К. и такая - сомнительной прочности (о темной охре - см. выше: Желтые К.).
21) Умбра - землисто-коричневого цвета, 22) жженая умбра - красно-коричневого. Почти все охры употребительны одинаково для масляных и акварельных красок. Умбра (масл.) сохнет очень скоро.
23) Жженая берлинская лазурь - коричневого цвета, иногда очень хорошего тона, что зависит от выбора берлинской лазури, не во всех фабрикациях тождественной.
К самым чистым и прозрачным коричневым К. должны быть отнесены смолистые битюм или асфальт и мумия.
Настоящий 24) асфальт приготовляется из смолы Мертвого моря в Палестине (Bitume de Judée).
Без сиккатива или сушки битюм вовсе не сохнет. Эта К. есть раствор смолы в масле и крайне замедляет высыхание последнего и поэтому употребительна лишь в очень тонком слое для покрытия других уже засохших К. (глассировка или лессировка). Но и в таком назначении ее прочность сомнительна, а в смешении с другими К. битюм хотя и дает особенно теплые и вначале приятные тона, но по истечении некоторого времени сильно изменяет колорит картины.
Много произведений живописи испорчено употреблением асфальта: напр. знаменитого Ганса Макарта.
25) Мумия [2] настоящая есть смола, извлекаемая растворением из остатков египетских мумий, но как в последнее время мумии, как товар, стали большой редкостью, то под именем мумии фабриканты выпускают смолистую К., совсем иного и неизвестного состава.
Из акварельных коричневых К. особенно хороша 26) сепия - животного происхождения. Моллюск (Sepia officinalis - см. Сепия) дает материал для этой ценной и превосходной К.; теплая сепия (Warm-Sepia), с более ярким желтоватым очень приятным тоном, есть уже составная К.
27) Бистр, также акварельная К., приготовляемая из сажи, образующейся при сжигании букового дерева, ныне употребляется мало.
*
Это ж сколько мумий на краску пустили?
И где столько набрали?