про змея

Apr 26, 2024 23:01

Легкомысленно решила зачем-то углубиться в тему медного змия.
Сначала картинки посмотрела, потом тексты почитала.
Темна вода в облацех, как обычно, и даже больше.



Сюжет, если что:

Эпизод 1 (Числа 21:4-9)

И стал малодушествовать народ на пути, и говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть [нам] в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища.
И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из [сынов] Израилевых.
И пришел народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев.
И помолился Моисей [Господу] о народе. И сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека], ужаленный, взглянув на него, останется жив.
И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив.

Эпизод 2 (4 книга Царств 18:1-4)

В третий год Осии, сына Илы, царя Израильского, воцарился Езекия, сын Ахаза, царя Иудейского.
...
И делал он угодное в очах Господних во всем так, как делал Давид, отец его; он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан.

*
Это как бы первоисточник, но только как бы.
Переводов первоисточника в разное время на разные языки за долгие годы накопилось достаточное количество.
Расхождений соответственно.
За пять минут ранних вариантов не нашла, дальше искать не стала, буду пользоваться словами тех, кто нашел.

Змеи были то ли огненные, то ли крылатые, то ли и то и другое.
Упоминается "др.-евр. ‏שרפים‏‎; «сараф»; мн. ч. серафимы".
Некоторые связывали их с Сераписом.

Змея Бог велел сделать то ли медного, то ли бронзового, то ли огненного.
Англицкий термин Brazen (Serpent) г-переводится как медный, бронзовый, бесстыжий и наглый.
Слово brass г-переводится как медь, желтая медь, латунь, медяки и высший военный чин
По-немецки Eherne Schlange, по-голландски - bronzen of koperen slang.

Водрузить изготовленного змея (из чего изготовленного, не сообщается) предлагалось на шест, штандарт, знамя, виноградную лозу (болгарский современный вариант).
Может и еще на что-нибудь.
На просмотренных картинках в большинстве случаев это был крест, иногда дерево.
И только на картине Бруни нарисован столб, в смысле колонна.
Практически изображающая натуральную колонну со змеем в Милане.
Больше ничего подобного я не нашла.

Почему Бог вообще выбрал такой хитроумный способ избавления, никто из попавшихся мне комментаторов не понимал.

Нехуштаном змея называл не народ, его так уничижительно обозвал сам Езекия (Хизкия́ху, Хизкия, Hiskia, Hezekiah, Ézéchias, Ezechia).

"М.Г. Истон отметил, что «по прошествии почти тысячи лет «медный змей» наделился таинственной святостью; и чтобы избавить людей от их увлечения и произвести впечатление с мыслью о его никчемности, Езекия с презрением назвал его «Нехуштан», медная вещь, простой кусок меди».
Считается, что традиция называть его Нехуштаном не старше времен Езекии."

*
Изображение двух крестов на одной картине связано, видимо, со следующим представлением:

"В Евангелии от Иоанна Иисус сравнивает воскрешение Сына Человеческого и действие змея, поднятого Моисеем для исцеления людей.
Иисус говорит: «И как Моисей вознес змея в пустыне, так должно быть вознесено и Сыну Человеческому». (Иоанна 3:14)"

Другое дело, что у Кранаха крест со змеей символизирует увядающее дерево, что связывает иконографию с противопоставлением Екклесии-Синагоги.
У других авторов такого явного противопоставления нет.

*
Среди текстов до середины 19 века мне не попадалось высказываемого сомнения в реальности происшествия со змеями в пустыне.
Но вот более поздние авторы (не могу сказать, насколько) делают упор на реальности разрушения идола, считая пустынный эпизод вымыслом:

"Библейские критики принимают существование медного изображения змия и поклонение ему в Иудее за исторический факт, между тем как рассказ о чудодейственной силе этого змия в пустыне они считают сказанием, созданным для объяснения причины, почему евреи поклонялись этому изображению.
Критики допускают, что уже во время Хизкии приписывали изготовление этого изображения Моисею, но из этого, по их мнению, еще не следует, что Моисей действительно изготовил таковое.
Присвоение чудодейственной силы М. З. Моисею могло быть, по мнению критиков, продиктовано желанием оправдать этот культ авторитетом Моисея.

Что касается исторического происхождения этого культа, то W. R. Smith полагает, что М. З. был родовым тотемом (священной эмблемой) семейства, к которому принадлежал Давид; он ссылается при этом на то, что один из предков Давида назывался נחשון‎, также сестра Давида, Абигаил (I Хрон., 2, 16), называется дочерью Нахаша (נחש‎, II Сам., 17, 25); Адония, сын Давида, провозглашается царем будто у «змеиного камня» (?אבן הזחלת‎, I Цар., 1, 9).
Но все эти аргументы очень шатки.
Притом остается необъяснимым, каким образом возникло сказание об исцеляющей силе этого змия (Чис., 21).
Некоторые указывают на то, что змей в древности вообще считался чудодейственным животным (נחש‎ значит по-еврейски «волшебство») и играл большую роль в народной медицине (священный змей, посвященный богу врачебного искусства Эскулапу), а изготовление змея из меди для целебных целей основано на созвучии слов נחש‎ («змея») и נחשת‎ («медь»)."

*
"Исследователь Ветхого Завета Х. Х. Роули предположил, что Нехуштан, как он был известен во время правления Езекии, не имел никакого происхождения в традиции Яхве, несмотря на то, что во время его разрушения он считался символом Яхве.
Вместо этого Роули предположил, что бронзовый змей, уничтоженный царем Езекией, был священным доизраильским символом поклонения змею, связанным с ханаанским богом, и был адаптирован израильтянами после оккупации Иерусалима.
В.В.Г. Баудиссен также считал, что ханаанский бронзовый змей был адаптирован израильтянами между 850-750 гг. до н.э. после их поселения в Иерусалиме.

Египтолог Х. Р. Холл поддерживает теорию о том, что Нехуштан, уничтоженный Езекией, не был связан с Яхве, но Холл, в свою очередь, предполагает, что это было древнее изображение змея, привезенное из Египта предками израильтян.
Эта теория подтверждается признанием распространенной египетской практики использования образа змеи для защиты от змеиных укусов в форме симпатической магии.

В своем представлении о том, что медный змей существовал в Иерусалиме до прибытия израильтян, Роули утверждает, что не существует никаких упоминаний о Нехуштане до правления Езекии, кроме истории о бронзовом змее в Числах 21.
Роули утверждает, что если бы Нехуштан был привезен в Иерусалим в любое время как подлинная реликвия, то было бы документальное свидетельство о его прибытии или передаче.
В своем аргументе Роули также добавляет, что прибытие священного жезла Моисея станет публичным зрелищем с почетным шествием, которое будет хорошо задокументировано.
Вместо этого он предполагает, что бронзовый змей стал ассоциироваться с Нехуштаном в процессе религиозного синкретизма, ссылаясь на постепенное слияние ханаанских и израильских верований и обычаев.
Он предположил, что символы, представляющие обе религии, могли быть установлены рядом в святилище или общественном месте в качестве политического маневра после израильского поселения.

Гебраист и исследователь Ветхого Завета Р. Х. Кеннет выдвинул гипотезу, что Медный Змей был создан Моисеем, и что Ковчег был создан специально для того, чтобы содержать бронзового змея, несмотря на отсутствие известных письменных упоминаний о содержимом Ковчега.
Кеннет также предположил, что Нехуштан действительно должен был датируются временем Моисея, и что его либо поддерживали священники после бегства в Номв из Силома, либо сопровождал Ковчег, когда его уносили филистимляне.
Это не получило широкого признания из-за отсутствия известных традиций или связей между Змеем и Ковчегом".

*
Минутка конспиролухии:
Большинство из европейских вики-страниц про змея называются Nehushtan, а не собственно змей.

*
Франки выделились и страница называется Bâton_de_Moïse (жезл Моисея).

"Посох Моисея - еврейский, христианский и мусульманский религиозный символ.
В версии с медным змеем его зовут Нехуштан.
Это большая деревянная трость (на иврите מַטֶּה, маттех), которую носил пророк Моисей согласно Библии и Корану.
Посох впервые упоминается в Книге Исход (4:2), когда ЯХВЕ является Моисею в горящем кусте.
Он позволяет пророку совершать множество чудес: Моисей использует его, среди прочего, чтобы открыть волны Красного моря, вызвать град, превратить воду Нила в кровь, превратить земную пыль в вшей или сделать воду из скалы горы Хорив.
Палка превращается в змею, а затем снова превращается в палку".

*
Франкам не откажешь в волшебной логике)).
Но откуда взялся езекиевский нехуштан через тысячу лет, они не говорят.

*
На школяре поиск по Brazen Serpent до 1940 года дает 2100 ссылок.
Поиск по нехуштану - 162.
Большинство из тех немногих текстов, которые я глянула, содержат единственное упоминание нехуштана в каком-нибудь подходящем случае.
Ничего особо интересного там нет.
Может, потом еще посмотрю.

*
Привязка к реальности:

"В начале XX века идол-змей ассоциировался с тестем Моисея - мидианитянином Иофоро, о котором неоднократно упоминается в Библии.
В 1969 году израильский исследователь Бено Ротенберг обнаружил в Святая Святых мадианитянского шатрового святилища Тимны 12-сантиметровую, частично позолоченную медную змею.
Эта находка придает библейскому рассказу о бронзовом змее историческую подоплеку".

*
Кто ищет, то всегда найдёт (с).



Fyodor Bruni (-1875). Brazen Serpent. Медный змий. 1841. Russian Museum



Главный неф базилики Сант-Амброджо в Милане, Италия. Древнеримский гранитный столб с бронзовым змеем (ранее считавшимся змеем Моисея), подарок императора Василия II (1007 г.)

*
Еще картинок



Рудольф фон Эмс: Всемирная хроника. Богемия (Прага), 3-я четверть 14 века. Университет и государственная библиотека Фульды, Aa 88. Описание изображения основано на Мартине Роланде.
Миниатюра 64 134р. Возвышение Медного Змея. между 1350 и 1375 годами. Аноним (Мастер 2)



Дракон, пожирающий ящерицу, Киприан, 18 век.
Тушь и акварель изображают краснокрылого дракона в золотой короне, пожирающего ящерицу. Между двумя фигурами находится змея, обвитая крестом с черепом и скрещенными костями у основания.



Мемориальная доска с изображением Моисея, Аарона и Медного Змея. Кёльн. ок. 1200
В Книге Чисел описан Медный (Brazen) (медный (brass)) Змей, которого Моисей, следуя указаниям Бога, установил на колонне (column), вид которого исцелил детей Израиля. Христиане считали его прообразом Иисуса на кресте.



Schlange an Kreuz in der Kirche Weißenbronn



Гравированная плита со свинцовыми инкрустациями взята из брусчатки церкви Сен-Никез, выставленной в базилике Сен-Реми в Реймсе.

чтение с интересом, история, символы, искусство, тексты, цивилизация

Previous post Next post
Up