Конечно, на свете осталось еще много дивного и иногда можно это дивное найти, не выходя из комнаты фленты, спасибо большое ей за это).
Узнала, например, про
коптский музей,
немецкий дворец и
всеевропейское поле битвы.
Правда мозг сначала на мои робкие призывы куда-нибудь углубиться и что-нибудь поизучать вяло отмахивался хвостом, но потом согласился хотя бы картинки посмотреть)).
Просто посмотреть картинки мы как водится не смогли и немножко почитали про коптов.
Совсем чуть-чуть).
Из прочитанного стало ясно только то, что вики-ру копирует вики-а)), исключив из нее несколько разделов, типа этимологии, вклада в христианство, коптских греков и фараонизм.
"
Многие коптские интеллектуалы придерживаются фараонизма, который утверждает, что коптская культура во многом произошла от дохристианской, фараоновской египетской культуры.
Это дает коптам право на глубокое наследие египетской истории и культуры.
Фараонизм был широко распространен коптскими и мусульманскими учеными в начале 20 века и помог преодолеть разрыв между этими группами.
Некоторые ученые считают, что фараонизм сформировался под влиянием ориентализма".
*
Про этимологию слова "копт" у англов написано много и очень запутано.
Еще там есть что-то про генетику, но не очень внятное.
*
"
Генетические исследования коптских египтян показали, что они отличаются от мусульманских египтян, поскольку они содержат меньше неегипетских предков.
Тем не менее, копты более тесно связаны с мусульманскими египтянами, чем любое другое население, и разделяют большую часть своей родословной с мусульманами.
В более широком плане исследования показали, что копты являются генетическим посредником между популяциями Южной Европы и Нубии (два часто используемых опорных пункта), с большим европейским сродством на севере и большим восточноафриканским на юге.
Исследование коптских иммигрантов из Нижнего Египта показало, что они наиболее тесно связаны с мусульманскими египтянами, а также с населением южного Леванта и Саудовской Аравии."
*
Историю излагать нет никакого смысла.
*
Пройдясь по сайтам музеев, нашла некоторое количество занятных картинок и сделала несколько наблюдений.
Хорошо, что начала я с Бритмузея, иначе многое было бы непонятно.
Да, и я не смотрела на христианскую коптскую живопись, а с нехристианской не очень ясная ситуация.
Вот фаюмские портреты - это коптское искусство, например?
В Бритмузейной типологии есть понятие "эпохи коптов", по нему легко искать, там порядка восьми с половиной тысяч экспонатов, бОльшая часть которых состоит из глиняных черепков, исписанных буквами. Много разнообразных стел, ну относительно много, конечно, относительно других музеев, в смысле.
В Лувре нет такой эпохи, есть époque byzantine, в ней тоже примерно столько же предметов, но подавляющую часть составляют ткани в разном состоянии от ниток до цельных картинок.
Стел не очень много.
По словам "копты, коптский" находятся только предметы с надписями по-коптски и их тоже не слишком много - черепки, папирусы, пергаменты.
В венском музее коптского ничего найти не удалось.
В Метмузее двухтысячный набор экспонатов выглядит как результат археологической экспедиции - черепки, осколки разноцветного стекла, мелкие кусочки папирусов.
Не стала выяснять, была ли у них такая экспедиция.
В Эрмитаже порядка сотни предметов, в основном ткани приличной сохранности.
В ГМИИ нет выделения коптского из собственно египетского, хотя вроде бы есть понятие "коптская ткань".
До других музеев добираться лень и нет уверенности в такой необходимости.
*
Картинок много у меня теперь, но как и сколько их сгруппировать, пока не знаю.
Пока бессистемно))
В викимедиа нижеприведенный предмет отнесен к коптам, но на сайте Лувра это никак не обозначено, поэтому найти там что-то реально интересное коптское не представляется возможным, ну или я ничего не понимаю.
Horus cavalier. 200 / 399 (époque méroïtique). Lieu de découverte : Faras (Haute Nubie->Soudan) (?) (Par analogie avec un fragment de grille représentant le dieu Thot)
Всадник Гор. 200/399 (мероитский период). Место находки: Фарас (Верхняя Нубия->Судан) (?) (По аналогии с фрагментом сетки, изображающей бога Тота)
Этрусков надо?))
stèle carrée ; stèle de type Kôm Abou Billou. 100 / 299 (?) (Haut Empire [?] ; Bas Empire [?]). Lieu de découverte : Kom Abou Billo = Terenouthis (Basse Égypte->Delta occidental)
Inscriptions: copte, grec. Nature du texte : âge (32 ans) date épitaphe. Traduction : Apollodore ... qui aime ses enfants ...
квадратная стела; Стела типа Ком Абу Биллу. 100/299 (?) (Высшая Империя[?]; Низкая Империя[?]). Место находки: Ком Абу Билло = Теренутис (Нижний Египет->Западная Дельта).
Надписи: коптский, греческий. Характер текста: возраст (32 года), дата, эпитафия. Перевод: Аполлодор... который любит своих детей...
Anonymous (Coptic). Funerary Stele with Family Portrait. 2nd-4th century AD (Late Antique). This relef stele depicts two women, a girl, and a boy on a funeral couch between two jackals. The two jackals are the jackel god of the dead, Anubis. The piece has an inscription in Greek, and is said to be from Akhmim.
[Translation] Didymis, 40 years old, Theodora, her daughter, 19, Athas a baby of one year [not represented], Dionysarin, 45, Athur, 10, 1st year of the indiction. Farewell.
Acquired by Henry Walters, 1923. Walters Art Museum is a public art museum located in the Mount Vernon section of Baltimore, Maryland.
Погребальная стела с семейным портретом. II-IV века нашей эры (Поздняя античность). На этой рельефной стеле изображены две женщины, девочка и мальчик на погребальном ложе между двумя шакалами. Два шакала - это бог мёртвых шакалов Анубис. На изделии есть надпись на греческом языке, и говорят, что оно принадлежит Ахмиму.
[Перевод] Дидимис, 40 лет, Феодора, ее дочь, 19 лет, Атас, годовалый ребенок [не изображен], Дионисарин, 45 лет, Атур, 10 лет, 1-й год индикта. Прощание.
Приобретен Генри Уолтерсом в 1923 году.
Художественный музей Уолтерса - общественный художественный музей, расположенный в районе Маунт-Вернон в Балтиморе, штат Мэриленд.
Знакомая геометрическо-геральдическая фигура))
Medamud. Temple of Montu. Part of a pilaster with low relief. glass diapositive, circa 1839-1939
Date(s) of creation/construction: 550-750 ; Style of depicted object: Byzantijnse kunst ; Current location of depicted object: France, Paris, Musée du Louvre
Медамуд. Храм Монту. Часть пилястры с низким рельефом. стеклянный диапозитив, около 1839-1939 гг.
Дата(ы) создания/постройки: 550-750 гг.; Стиль изображенного объекта: Byzantijnse kunst; Текущее местоположение изображенного объекта: Франция, Париж, Лувр.
Древнеегипетский планшет. Или древнеголландский).
cahier de Papnoution. 300 / 400 (IVe s. ap. J.-C.). Lieu de découverte : Cheikh Ibada = Antinoé (Antinoupolis), bois, cire (noire), taillé
4 perforations groupées 2 à 2 sur chaque tablette - tablettes 1 et 5 évidées d'un coté uniquement (couvertures) - la tablette 5 contient une cavité rectangulaire pour ranger le stylet
Блокнот Папнутиона. 300/400 (4 век нашей эры). Место находки: Шейх Ибада = Антиноэ (Антинополис), дерево, воск (черный), вырезание
4 перфорации, сгруппированные по 2-2 на каждой полке - полки 1 и 5 выдолблены только с одной стороны (крышки) - полка 5 содержит прямоугольную полость для хранения стилуса
Harpocrates on Lotus, Coptic (limestone). © Ashmolean Museum / Bridgeman Images
Эта красота из Ашмолеанского музея, больше нигде такого не видела.
Arch with female figure (limestone). possibly ancient but recut in 20th century. © Brooklyn Museum / Charles Edwin Wilbour Fund / Bridgeman Images
А эта из Бруклинского)
Обе картинки
отсюда.