про азурит

Jun 01, 2023 16:12

Нового интересного ничего не попадается, придется написать про старое интересное.

Если не ошибаюсь, вроде бы везде рассказывают, что для синей краски с древности на картинах применялся жутко дорогой лазурит, добываемый исключительно где-то в афганских горах.
Но во время изучения всяких красителей мне попался некий азурит (причем далеко не сразу), месторождений которого везде воз и маленькая тележка.
Я, конечно, дилетант и может быть, этот азурит всем давным-давно известен, но мне слишком часто попадался лазурит, вызывая недоумение, а азурит не попадался.
Краски я уже давно изучала, что изучила, уже давно забыла, но азурит оставался в недоизученном.
Так что закрываю недозакрытую когда-то тему, пропуская много разного.



Цитаты обычным цветом, пояснения - синим.

**
Название минерала «азурит» созвучно названию близкого минерала «лазурит». Вероятно, слово «лазурит» имеет персидские корни и происходит от слова «ладжвард», что переводится как «лазурно-синий», «голубой».
Французский минеролог Ф. Бедан в 1842 году окончательно закрепил за данным элементом название «азурит» (от фр. «azur» - «лазурь», «синева»).
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ
Бергблау, горная синь, голубец, медная лазурь, английская синяя, веницейский голубец, Azzuro della Magna, шессилит (назван по основному месторождению в местечке Шесси во Франции).
ИСТОРИЯ
Один из самых распространенных синих пигментов.
Получали из природного минерала азурита.
Известен с античных времен, имел широкое употребление в Древнем Египте.
К ранним произведениям, в которых был обнаружен азурит, относятся, например, - энкаустическая икона "Богоматерь с младенцем"(VI в.), икона "Спас Златые Власы( XIII в.); настенные росписи церкви Федора Стратилата (XIV в., Новгород), церковь Рождества Богородицы (XIII в., Ахтала, Армения).
Натуральный пигмент использовался во всех видах живописных техник без ограничения.
Краски, изготовленные на основе азурита, пользовались большой популярностью у европейских художников XV - середины XVII в.
Данный пигмент не требовал таких затрат сил и времени на обогащение, как лазурит, однако давал прекрасный синий цвет

*
В остальных источниках указан 1824 год, но какая, собственно, разница)
Azzuro della Magna это "голубой из Германии" или "немецкий синий" по-итальянски.
*
Дальше на этом сайте текст, в котором мне видятся какие-то противоречия.

С одной стороны - "Поскольку минерал содержит медь, его нежелательно смешивать с серосодержащими и кадмийсодержащими пигментами (аурипигмент, реальгар, киноварь, ультрамарин), в данных соединениях азурит темнеет. По этой причине редко использовали желток, как связующее и затирали на животных и растительных клеях."
и
"Считается, что азурит нельзя перемешивать со свинцовыми белилами и другими свинцовыми красками, а также с красками на основе кадмия. По этой причине он крайне редко применяется в масляной живописи".

С другой - "Долгое время в среде реставраторов бытовало представление о перерождении азурита в малахит. Действительно, в природе в процессе формирования этих двух минералов условия таковы, что термодинамически благоприятнее образование малахита, а не азурита. Вероятно, отсюда и объяснение природы зеленых пятен на голубых красочных слоях некоторых памятников, как стремление неустойчивого азурита перейти в более стабильное соединение - малахит.
Сразу же следует подчеркнуть - такой процесс наблюдается только с искусственным азуритом.
Натуральный азурит светоустойчив, Не имеет реакции в смеси со свинцовыми белилами, инертен к связующему на желтковой эмульсии."

"Искусственный аналог природного азурита появляется в произведениях живописи, начиная с XVII в.
Получали его осаждением содой из растворов медных солей, например, хлорида меди.
Этот пигмент обнаруживают при исследованиях как произведений станковой, так и настенной живописи. В отличие от природного азурита, искусственный пигмент в настенной живописи не стабилен."

*
При вставки ссылки на источник этих занимательных сведений, обнаружилось странное.
По указанной ссылке часть текста про искусственный азурит отсутствет.
Эта часть наличествует по другой ссылке, которая ссылается на первую.

То ли за эти несколько лет были проведены исследования, опровергавшие свойства искусственного-натурального азурита, то ли сведения про искусственный азурит просто убрали от греха, то ли непонятно, что.

Вот тут ещё есть про это, а больше нигде нет.

**
Нижеследующую романтику (но тоже с путаницей) я нашла на сайте, который теперь не рекомендуется открывать, поэтому оставлю, как есть.

Азурит - камень неба
«Lapis armenus» или «армянский камень» считается одним из целебных камней в истории Армении и Ближнего Востока.
По мнению историков, камень «прошел через всю историю человеческой культуры».
Греки сравнивали его с «небесным сводом, усыпанным звездами», а египтяне называли его «камнем неба».
По словам специалистов, местонахождением камня была страна Аратта - земля с «серебряными горами», которая упоминалась в шумерских эпосах и ассоциировалась с Армянским Тавром.
Аратта была священным местом богини Иннан (аналог Анаит).
...
Чтобы раз и навсегда удостовериться в происхождении этого камня на основе исследований данных химического анализа, специалисты установили, что «армянский камень» - окисленная медь, азурит.
Сегодня на заброшенных месторождениях Армении можно встретить подобный синий медный минерал «армянского камня», из которого действительно получают краску.

«Armenium», «Petra Armenium» или «Lapis armenus» (гладкий, блестящий камень небесно-голубого цвета), более известен как армянский камень, является разновидностью драгоценного синего камня Азурита.
Армянский камень бывает разных оттенков, от светло-голубого до темно-синего, у него тонкая поверхностная структура, которая содержит зеленоватые оттенки.
Армянские купцы развозили этот камень в разные страны Европы, Азии и Ближнего Востока.
Этим он получил большую известность.
В то время даже были предприняты попытки выращивания синего камня искусственным путем.
Но получилось ли из него что-то вырастить, история умалчивает.
В своих работах о минералах врач и фармацевт Джон Хилл (1748) - описывает армянской камень следующим образом: «Цвет этого камня, подобный небу, вызывал уважение у тех народов, кто его носил...»

**
Ниже ещё цитаты из разных источников, пересказывать своими словами лень.

Вики-ру

Так же, как и в случае лазурита, ляпис-лазури, лазулита и лазури вообще, название азурита обозначает его синий, небесный или морской цвет.
Арабским словом лазурь, lazward (араб. azul‎ - «синева») нередко называют ясное дневное небо, однако чаще используется для обозначения чего-то глубоко-синего вообще.
Позднее, уже в Средние века, через посредство латыни арабское слово приобрело современные формы звучания, что в случае минералов выглядит как: лазурит, азурит, лазулит и ляпис-лазурь.
И в самом деле, окраска перечисленных минералов весьма схожа и является в той или иной мере - голубой, синей и лазурной
...
Образуется в близповерхностных зонах окисления большинства медно-сульфидных месторождений, встречается во вторичных медных рудах вместе с малахитом.
В условиях выветривания неустойчив и легко замещается малахитом.
Нередко в породе встречаются полосчатые сращения азурита и малахита, которые иногда разрезают и полируют, - такая разновидность носит название азуро-малахита.

Самые большие кристаллы азурита добываются в Цумебе (Намибия), Катанга (Конго) и Туиссите (Марокко), также крупные экземпляры находили в Шесси близ Лиона (Франция), Лаурионе (Греция), Корнуолле (Великобритания), Бурре (Австралия).
Самое известное месторождение азурита в США: Бисби (в штате Аризона).
Известны месторождения на Алтае (Россия).

*Очень краткий перечень месторождений под предлогом величины кристаллов.

**
Про лазурит, азурит и технологии.

Афганский лазурит всегда в той или иной мере содержит примесь золотисто-жёлтого минерала пирита (FeS2).
При изготовлении пигмента пирит - очень вредная примесь, так как в порошке он имеет чёрный цвет.
...Отделить пирит можно только по одному старинному очень трудоёмкому рецепту с применением воска, льняного масла, мастики и канифоли.
...Причиной синей окраски лазурита является сера, а точнее - обособленные анионы SO4 и S2-, занимающие определённые позиции внутри промежутков между кремнекислородными тетраэдрами силикатного каркаса кристаллической решетки.
Именно они создают "центры окраски", и чем более упорядоченно они расположены, тем ярче цвет.
На этом основан принцип облагораживания лазурита, заключающийся в его постепенном прокаливании его докрасна (до 1000 - 1200 градусов).

...Происхождение названия азурита то же, что и лазурита, от персидского lazhward, - «синий».
Оттого в древних сочинениях философов происходит путаница между этими двумя камнями; например, Аристотель описывает азурит так, как если бы речь шла о лазурите.
...как и лазурит, азурит даёт превосходный синий цвет, но при этом легче растирается и не требует так много усилий и времени на обогащение сырья.
Но для приготовления качественного пигмента пригодно только мономинеральное азуритовое сырьё, без малейших примесей и включений малахита.
Дело в том, что устойчивый во времени в чистом виде, находясь в смеси или ином прямом контакте с малахитом, растёртый азурит постепенно, но неизбежно превращается в малахит.

**
Немцы

Азурит известен более 4500 лет.
Уже египтяне Древнего царства около 2500 г. до н.э. использовали порошкообразный минерал в качестве макияжа глаз (Хол или тени для век) и для настенных росписей.
Азурит также был найден на фресках майя Бонампак.
Минерал был известен грекам как ὰρμένιον, а римлянам как армениум или армянский камень (лат. lapis armenicus и lapis armenius).
Азурит получил свое минеральное название, которое действует и сегодня, в 1824 году от французского минералога Франсуа Бедана на основе его цвета.
Синоним Chessylith возник из-за исторического места доставки Chessy во французском департаменте Рона.

Как часто встречающееся минеральное образование, азурит можно найти во многих местах, на сегодняшний день известно около 5000 местонахождений (по состоянию на 2014 г.). В древности основными поставщиками азурита были Армения, Кипр и Андалусия в Испании.
До середины 17 века Венгрия была самым важным источником азурита в Европе.
Более поздними источниками поставок, примерно до конца 19 века, были Шесси возле Лиона во Франции, Мехерних в немецком Вулканайфеле и карьеры возле Альгеро на итальянском острове Сардиния.

**
Лазурь как цвет.

Слово лазурь (Azur) (для остекления камня, василькового и небесно-голубого (Lasurstein, Kornblumenblau und Himmelsbläue)) происходит от персидского lāğward «лазурит, глазурь, цвет глазури, синий, минеральный синий (Lapislazuli, Lasurstein, lasurfarben, blau, mineralisches Blau)» (ср. Новоперсидский لاژورد / lāžward / «небесно-голубой (himmelblau)»). Оно было передано в постлатинские романские языки через арабское слово lāzaward, lāzuward, имеющее то же значение, «лазурный камень, цвет глазури (Lasurstein, Lasurfarbe)», и греческое lazoúrion (ср. старо-верхнеитальянское lazuro, среднелатинское lazur(i)um, lazur), где начальная l - пропала и вошла, например, как azzurro («голубой») по-итальянски и как azure по-французски (ср. Côte d'Azur «лазурный берег» для Французской Ривьеры). Во второй половине 17 века оно перешло с французского на немецкий как обозначение цвета.

Пигмент получен из встречающегося в природе азурита и слегка токсичен.
В 17 веке в качестве замены был представлен искусственный бременский синий (Bremer Blau).
Однако, поскольку он не светостойкий и более токсичен, чем лазурно-синий (Azurblau), он не смог зарекомендовать себя как полноценный заменитель.
С 18 века пигментная медная глазурь, основной сульфат меди 2 CuSO4Cu(OH)2, также называлась горной лазурью.

Азур (Azur) - это название азурита, а также голубых драгоценных камней: ляпис-лазури, лазурита (Lapislazuli, Lasurit). По этой причине лазурно-синий цвет (Azurblau) часто путают с ультрамариновым синим (Ultramarinblau), сделанным из лазурита (Lapislazuli). Однако лазурно-синий содержит больше зеленого, чем ультрамариновый.

**
Лазу́рь - один из оттенков голубого цвета, цвет минерала азурита и красителя азур, цвет неба в ясный день.

Этимологический словарь Фасмера приводит древне-русскую форму лазорь (XVI в.).
По его мнению заимствование шло через польск. lazur (с XV века) или чеш. lazur из ср.-в.-нем. lazûr, lasûr «голубой камень», которое восходит через ср.-лат. lazurium, lasurium (итал. l’аzzurо, azurro из lazurro) к арабскому la^zavard.

С древних времён лазурный пигмент получался из азурита или смешением кобальта и ультрамарина.
Индейцы майя использовали сложный состав из индиго, листьев индигоферы и минерала палыгорскита.
Ювелирные изделия нужного цвета производились из лазурита.
Когда в начале XVIII века появился искусственный синий краситель, он получил название «берлинская лазурь».

...В русских былинах «латырь» называется лазоревым и вообще «цветным»; «цветное платье», то есть разноцветное; «цветики лазуревы» (лазурь - густой небесный цвет; в Ряз[анской] г[убернии] лазоревым цветком специально называют «шапки», махровый ярко-жёлтый цветок).
...
В топонимике
В Твери протекает река Лазурь.
Средиземноморское побережье Франции называют Лазурным Берегом.

**
Англы про азурит

Минерал, основной карбонат с химической формулой Cu3(CO3)2(OH)2, известен с древних времен и упоминается в «Естественной истории» Плиния Старшего под греческим названием куанос (κυανός: «темно-синий», корень от английского cyan) и латинское название caeruleum.
С древних времен исключительно глубокий и чистый синий цвет азурита ассоциировался с пустыней с низкой влажностью и зимним небом.
...
Азурит нестабилен на воздухе, однако в древности он использовался в качестве синего пигмента.
Азурит в природе встречается на Синае и в Восточной пустыне Египта.
Об этом сообщил FCJ Spurrell (1895) в следующих примерах; раковина, использовавшаяся в качестве поддона в контексте Четвертой династии (2613-2494 гг. До н.э.) в Мейдуме, ткань, закрывающая лицо мумии Пятой династии (2494-2345 гг. ) настенные росписи.
При смешивании с маслом становится слегка зеленоватым.
При смешивании с яичным желтком становится зелено-серым.
Он также известен под названиями blue bice and blue verditer, хотя вердитер обычно относится к пигменту, полученному химическим способом.
Более старые образцы азуритового пигмента могут иметь более зеленоватый оттенок из-за выветривания и превращения в малахит.

Большая часть азурита была ошибочно названа лазуритом, термином, применяемым ко многим синим пигментам.
По мере совершенствования химического анализа картин средневековья азурит признается основным источником синевы, используемой средневековыми художниками.

Лазурит (пигмент ультрамарин) в Средние века в основном поставлялся из Афганистана, тогда как азурит был в то время обычным минералом в Европе.
Значительные месторождения были обнаружены недалеко от Лиона, Франция.
Его добывали с 12 века в Саксонии, на расположенных там серебряных рудниках.

Нагревание можно использовать, чтобы отличить азурит от очищенного природного синего ультрамарина, более дорогого, но более стабильного синего пигмента, как описано Ченнино Д'Андреа Ченнини.
Ультрамарин выдерживает нагревание, тогда как азурит превращается в черный оксид меди.
Однако мягкое нагревание азурита дает темно-синий пигмент, используемый в технике японской живописи.

Древние месопотамские писатели сообщают об использовании специальной ступки и пестика для его измельчения.
Похоже, что он не использовался в древнеримских настенных росписях, но римские писатели определенно знали о его использовании в качестве пигмента.
Слияние стекла и азурита было разработано в древней Месопотамии.

**
И франки

Азурит известен с 27 века до нашей эры. н.э.
Египетская лазурь, более распространенная, быстро конкурировала с ней.
Франсуа Сюльпис Бедан в 1824 году дал ему имя азурит, от персидского Lazhward = синий, намекая на его цвет.

У этого минерала есть много синонимов:

Арменит (arménite) (Жан-Клода Деламетери). Обратите внимание: действительно существует вид минерала под названием арменит, который на самом деле является циклосиликатом, медной лазурью (Брошант);

голубой медно-лазурный (azur de cuivre bleu) (Жан-Батист Роме де Лиль);

шессилит (chessylite) (Брук и Миллер) из рудников Шесси;

лазурная медь (cuivre azuré) (Александр Броньяр);

голубая карбонизированная медь (cuivre carbonaté bleu) (René Just Haüy);

голубой медный цветок (fleur de cuivre bleu) (Jean-Baptiste Rome de L’Isle);

лазурит (lasurite) (по Вильгельму Карлу Риттеру фон Хайдингеру, 1845 г.).

*
До 19 века многие живописные пигменты, продаваемые под названием лазурит или настоящий ультрамарин, на самом деле были всего лишь азуритом, который было гораздо легче достать.

**
Хотела добавить немного про египетскую синь, но оказалось, что я про нее уже писала)))
тут и тут.

Единственное, чего не написала, может не узнала тогда:

В прошлом мелкоизмельченный кварцевый песок и известняк получали путем добавления медной руды или бронзовой крошки и небольшого количества пищевой соды или золы солевых растений и обжига при температуре не менее 870 ° C в течение нескольких часов.
Важно, чтобы соотношение меди и кальция было примерно 1:1, потому что только тогда образуется кристаллический слоистый силикат купровита, красящий компонент египетского синего пигмента.
Купроривайт в природе встречается очень редко.
До сих пор он был обнаружен только в небольших количествах в лаве Везувия.

...
Примерно на рубеже веков римские источники сообщают о переносе производственной технологии неким Весторием из Александрии в Поццуоли близ Неаполя (Кампания, южная Италия).
Археологические данные действительно подтверждают наличие производственных площадок на северных Флегрейских полях и, по-видимому, указывают на монополию на производство и торговлю пигментными глобулами.

**
Так что, где делали эту египетскую синь, ещё вопрос.
Ещё один в длинном ряду вопросов((.

чтение с интересом, вещи, история, цивилизация

Previous post Next post
Up