про город и ратушу

Sep 05, 2022 18:00

Сначала хотела просто сравнить три ратуши с картинками, но увлеклась и узнала еще про четыре города, один дворец и одного художника.
А писать стало лень почему-то, но я честно пытаюсь с этим справиться).

Три ратуши и три города в одно сообщение не помещаются, придется разделить.

Ахен (Aachen)







(источник к.)

Ахенская ратуша с 14 века горела, разрушалась и перестраивалась туда-сюда многократно, о чем честно везде сообщается.

Строительство здания начато в 1330 году, причём здание возводилось на фундаменте королевского зала разрушенного императорского дворца, от которого до нашего времени дошли только капелла Карла Великого, ставшая частью Ахенского собора, и башня Грануса, которая стала восточной башней новой ратуши.

Во время Большого городского пожара 1656 года сгорели крыша ратуши и башенные шпили.
Они были восстановлены в барочном стиле, а в XVIII веке в этом стиле было перестроено и само здание ратуши, а также зал заседаний и «Белый зал».

В течение XIX века ратуша многократно перестраивалась, постепенно возвращая себе готический образ.
Обращенный к Рыночной площади (Marktplatz) северный фасад ратуши был украшен 50-ю неоготическими статуями королей, а также символами искусств, науки и христианства.
Стены ратуши украсили многочисленные фрески работы Альфреда Ретеля и его учеников.
На фресках изображены сцены из истории Ахена и жизни Карла Великого.

После очередного пожара в 1883 году часть крыши и шпили башен вновь сгорели. (В ратуше уцелели Зал коронации с фресками Альфреда Ретеля, а также первый этаж здания.)
Полностью восстановительные работы были закончены к 1902 году.

Во время бомбардировок союзнической авиации в 1943 году здание ратуши было сильно повреждено.
(Из-за дождя, проникающего внутрь здания фрески сильно пострадали. Пять из восьми фресок были удалены Францем Стеви и сохранены в Музее Зурмондта-Людвига.)

Восстановительные работы начались в конце 1940-х годов, закончились в конце 1970-х.
(текст в скобках из вики-а)

Разрушенные фрески

Фрески Карла Великого в Кайзерзале Ахена, цикл. 1847-1862 гг.
Дизайн: Альфред Ретель, исполнение: Josef Kehren.
Ахен, Ратуша, Зал коронации, Холл



Die Taufe Widukinds
Крещение Видукинда



Die Krönung Karls des Großen durch den Papst
Коронация Карла Великого папой



Der Bau des Aachener Münsters
Строительство Аахенского собора

Одна из уцелевших:



Der Einzug in Pavia

Нынче фрески опять в ратуше, не знаю, в каком составе.



Коронационный зал. Историческая картина 1851 года: «Въезд Карла Великого в 774 году (после долгой осады) в Павию», столицу лангобардов. Фреска, вероятно, была создана в 1851 году в сотрудничестве с художниками Альфредом Ретелем и Петером Йозефом Молитором.

***
Сам Ахен-Аахен очень древний и значительный, его еще Шарлемань обустроил, сделал столицей и после этого в нем 600 лет короновались короли или императоры.
Но с началом реформации, войн за всякое наследство, великого пожара в 17 веке и пр. начал приходить в упадок и в основном остался местом термальных источников.
Может быть.
Потому что ещё упоминаются суконные производства и центр производства латуни или меди (Messingindustrie und der Kupferverarbeitung), но как-то мельком и вскользь.
Вообще история города с 1815 года, когда он отошел к Пруссии, отсутствует как класс, упоминается только построение железной дороги.
Что там происходило сто лет, сказать навскидку трудно.

Про латунь (или медь, помнится, там была какая-то путаница со словами) в Ахене не нашла, а вот суконное производство в вики освещено.

Развивалось издревле с использованием многочисленных ручьев и центрального положения на стыке будущих Бельгии, Голландии и Пруссии/Франции.
С появлением паровых машин надобность в ручьях отпала, а с появлением государственных границ торговать стало значительно сложнее и производство постепенно угасло.
Возможно, именно после освобождения ручьев появилась идея использовать термальные источники для лечения и развлечения, но это не точно)).

По официальной версии курортная деятельность возникла ещё в 17 веке:

"2 мая 1656 года в пекарне пекаря Петера Моу при Якобскирхе вспыхнул пожар, уничтоживший почти весь готический Аахен.
Семь человек погибли, 4664 дома были разрушены.
В последующие годы курортный врач из Льежа Франсуа Блондель превратил Аахен в один из самых современных спа-курортов в Европе.
С тех пор в Аахене ходит фраза: «То, что уничтожил огонь, снова созидает вода»."

Интересна параллель с большим лондонским пожаром, произошедшим примерно в этот же период, там тоже сгорели тысячи домов и погибло несколько (6 вроде бы) человек.

Вторым после Шарлеманя, кто особенно способствовал процветанию города, был Наполеон, как ни странно.
И хотя сказано, что "Многочисленные культурные ценности были депортированы в Париж", но Буонапарте разогнал гильдии, велел снести городские стены и проложить променады и пропагандировал спа-купальный курорт.

В общем, "благодаря его поддержке город пережил неожиданный экономический бум":

"Кроме того, несколько предпринимателей приобрели секуляризованные монастыри у французской администрации на выгодных условиях, в том числе Игнац ван Хоутем - монастырь белых женщин, Франц Эгидиус Иосиф Август Хойш - Кройгерренклостер, и Якоб Фридрих Кольб - Корнелимюнстерское аббатство, и преобразовали их в суконные фабрики. Довольно скоро количество основных компаний без многочисленных семейных «субподрядчиков» в торговле сукном значительно увеличилось".

И выход из зоны комфорта средневековых границ:

"Строительство внутренней городской стены восходит к императору Барбароссе в 1171 году. Она проходила примерно по сегодняшнему кольцу канав.
Ричард Корнуоллский, коронованный в Аахене в 1257 году, способствовал строительству внешнего кольца стен, на строительство которого ушло около 100 лет. Оно проходило по кольцу проспектов и имел одиннадцать городских ворот и 22 башни.
Лишь в 1841 году за пределами старого города, окруженного этими стенами, были построены первые жилые дома; появились привокзальный район и Театрштрассе".

Одновременно начались издержки:

"После усиления конкурентного давления из-за либеральных тарифных законов 1818 г. экономическое развитие в 1820-х годах остановилось, что особенно ударило по промышленности Западной Пруссии.
Это вынудило владельцев фабрик снизить производственные затраты, уволить рабочих и больше инвестировать в оборудование.
Это привело к Аахенскому бунту 30 августа 1830 года, во время которого рабочие «Суконной фабрики К. Неллессена» заняли городской дворец Джеймса Кокерилла на Фридрих-Вильгельм-Плац № 7 и разрушили большую часть его обстановки.
Только с помощью полиции удалось подавить бунт и возобновить производство.

Город пережил новый расцвет своей текстильной истории
...Темной стороной этого времени было то, что для различных рабочих процессов все чаще требовался наиболее рентабельный персонал, что приводило к увеличению занятости детей, молодежи, женщин и неквалифицированных рабочих.
Иногда детский труд на суконных фабриках составлял более 50% рабочей силы, и этим рабочим платили намного ниже ставки заработной платы рабочих.
Последствиями стали тяжелые заболевания и смертность среди рабочих выше среднего.
К тому же отсутствовало социальное обеспечение, что в случае болезни могло привести к увольнению и социальному упадку семьи.

Одной из реакций на это стало увеличение числа религиозных фондов в Аахене в то время, таких как «Сестры бедного ребенка Иисуса» или «Бедные сестры святого Франциска», которые поставили перед собой задачу уделять особое внимание нуждающимся детям, молодежи и обедневшим семьям и помогать больным и немощным.
Основатели ордена, такие как Клара Фей или Франциска Шервье (Clara Fey oder Franziska Schervier), часто сами происходили из местных промышленных семей и поэтому знали обе стороны общества.
Только в конце 1870-х годов Отто фон Бисмарк постепенно улучшил условия труда в результате принятых законов о социальном обеспечении".

Ну в целом, да, неинтересная история, про королей-императоров куда лучше будет.

И про название:

Древнее название города не сохранилось.
Поскольку Карл Великий основал свой дворец на остатках римских бань, можно предположить латинское слово aqua «вода» как происхождение названия.
В средневековых латинских текстах это место иногда упоминается просто как Aquae или Aquis, но чаще как Aquisgrani.
Поэтому предполагается, что древнее название было *Aquae Granni, а место названо в честь источника, посвященного кельтскому богу Граннусу.
Из-за поздней традиции названия другая теория предполагает, что Аквисграни (Aquisgrani) является созданием латинского канцелярского языка Франкской империи в 8 веке. Французское название Ахена (Aix-la-Chapelle), как и другие французские названия городов, содержит компонент Aix, который восходит к латинскому acquis (аблатив локатива множественного числа), который очень часто относится к термальным ваннам.

На разных языках город называется по-разному.
Обозначения частично основаны на сегодняшних названиях, например голландское Aken, люксембургское Oochen или русское Ахен, частично на латинских названиях, например итальянское Aquisgrana, испанское Aquisgrán или польское Akwizgran.
Исключением является Экс-ла-Шапель на французском языке, где за названием Экс, происходящим от aquis, следует ссылка на Палатинскую капеллу в Аахене.

А вот ЭСБЕ предполагала Аполлона Грануса в качестве этимологического источника Aquisgranum, а не какого-то кельтского Граннуса, видимо до кельтов ещё не додумались).
Кстати, башня Грануса в честь кого была названа, интересно?
Но искать уже лень).

архитектура, слова, история, искусство, город, цивилизация

Previous post Next post
Up