Опять про былое, чего уж.
Шестилетней давности.
Про чудесных пирахов.
Красивое))
Необыкновенными
пираху я не заинтересовалась нисколько, пока их не упомянули в
обсуждении охотников и собирателей.
Тогда уж прочла.
И не то чтобы не поверила, но какая-то фальшь в тексте царапала мне мозг.
И пошли они солнцем палимые лесом гуглом.
Узнала много новых северных полюсов)).
Дэниел Эверетт, который как бы 30 лет прожил в джунглях с племенем, оказывается, имеет
весьма интересную биографию .
Я, как параноик)), конечно не могу утверждать, что она достоверна, но дальше искать мне стало лениво.
У Дэниела было трудное детство, папа-алкоголик, мама - официантка, умершая когда сыну было одинадцать, но успевшая снабдить его книжками Ридерс Дайджест и медицинской энциклопедией, ранняя трудовая деятельность, участие в рок-группе, наркотики и все такое.
Еще он в детстве увидел фильм "Моя прекрасная леди" и решил, что лингвистика может принести много денег. Очень умный мальчик)).
Каким образом юный Эверетт в 1968 году оказался в El Capitan High School в Lakeside статья умалчивает, но там он встретил девушку полумесяцем бровь Керен, дочь миссионеров, и внезапно (!) уверовал в Бога, бросил всякую бяку типа наркоты и через год, в восемнадцать лет, на девушке женился.
Еще через год у счастливой пары родился первый ребенок, через 5 (или 6) лет муж с женой закончили Foreign Missions from the Moody Bible Institute of Chicago, родив в процессе еще двоих детей (героические люди) и получили приглашение от
SIL International пожить в Бразилии.
Собственно, на этом можно было бы остановиться, деятельность в этой примечательной организации говорит сама за себя, но дальше тоже интересно.
Занимательно, что португальский язык молодые миссионеры изучали в городке под названием Белем, но это к слову просто.
В 1977 семья приехала в джунгли, но тут SIL вроде как из Бразилии поросили, Эверетт по их совету отправился в State University of Campinas (UNICAMP), штат Sao Paulo и уже в 1978 году открыл для себя мир лингвистических теорий
Noam Chomsky, ну очень известного и авторитетного в мире науки товарища господина.
"Работы Ноама Хомского оказали значительное влияние на современную психологию. С точки зрения Хомского лингвистика является разделом когнитивной психологии. Его работа «Синтаксические структуры» помогла установить новую связь между лингвистикой и когнитивной психологией и легла в основу психолингвистики. Его теория универсальной грамматики была воспринята многими как критика устоявшихся в то время теорий бихевиоризма. В 1959 году Хомский публикует критику работы Б. Ф. Скиннера «Вербальное поведение». Эта работа во многом проложила путь когнитивной революции, смены основной парадигмы американской психологии с бихевиоральной на когнитивную..."
В 1983 году Эверетт получил Ph.D. с темой диссертации "A Lingua Piraha e Teoria da Sintaxe", при написании которой пользовался этими теориями, причем "делил свое время между джунглями и университетом", не знаю уж в какой пропорции.
Я-то думала, наивная, что дяденька следующие 20 лет сидел в племени, удивлялась еще, а как же много денег-то? - но нет, Эверетт отправился в разные американские университеты и до 1999 года там успешно обретался, работая сначала с самим Хомски бок о бок в Массачусетском технологическом институте (M.I.T.), а потом в Университете Питтсбурга. Но в 1998 году рассорился с новым начальством, был обвинен в незаконной выплате двух тысяч долларов своей жене, работавшей у него на кафедре ассистентом, и ушел в монастырь по предложению Керен уехал к пираха снова миссионерствовать. При этом веру как бы уже потеряв и вовсе не из-за веселых и беззаботных индейцев. Даже две веры - в Христа и в теории Хомски.
Эверетт построил себе в джунглях уютный домик "из четырнадцати тонн железного дерева, оборудовал газовой плитой, морозильником, генератором, системой фильтрации воды, телевизором, и DVD-плеером", заявив "After twenty years of living like a Piraha, I’d had it with roughing it".
Не поняла, где тут двадцать лет? Может он, конечно, в полевые экспедиции ездил, но про это ничего не говорится.
Вскорости после переезда он "объявил себя атеистом", переводить Библию для пираха не стал и продолжил свои лингвистические изыскания.
В 2000 году его пригласили в Университет Манчестера, куда семья отправилась в 2002. Три года спустя супруги развелись (объявление об атеизме не особо впечатляло, видимо, верующую Керен в течение шести лет) и бывшая жена уехала в Бразилию к квартире в Порту-Велью и домику в деревне племени пираха, а Дэниел отправился в штат Иллинойс.
Короче, 30 лет никак не складывается.
Первую статью (про незнание счета пирахами) в Science, привлекшую обчественное внимание, в 2004 году опубликовал не Эверетт, а его бывший коллега из Питтсбурга, хотя говорится, что ездили они вместе туда в начале девяностых.
Долго что-то коллега думал. Непонятно.
Статья вызвала у Эверетта раздражение и в ответ он в 2005 году написал свою "Cultural Constraints on Grammar and Cognition in Piraha", вызвавшую мегасрач бурные споры среди лингвистов, потому что он заявил в ней, что к пираховому языку не применимы теории Хомского, что возвращало к жизни вроде бы отринутую
концепцию Сепира-Уорфа, "согласно которой структура языка определяет мышление и способ познания реальности".
Хомски назвал Эверетта шарлатаном и отказался обсуждать его работу.
В 2008 вышла та самая книжка "Тут, наверное, змеи" и немедленно обрела популярность, особенно вроде бы, в отношении отказа от религии. "Переводы появились на немецком, французском и корейском и другие должны появиться в 2010 году в тайском и китайском", не знаю, переводилась ли еще куда-нибудь.
В 2012 году вышел документальный фильм под весьма символичным названием "Грамматика счастья".
Тут возможен конспирологический взгляд)) типа:
К чему бы это все?
"Мы будем петь и смеяться как дети"?
Бога нет, айда все в джунгли?
Я вовсе не собираюсь разбираться в лингво-теориях и реальностях научного сообщества, оспаривать вероятную гениальность ученого лингвиста Эверетта, пытаться оценить возможность выживания пираха в течение сотен-тысяч лет и соответствие изложенного в публикациях действительному положению вещей в племени, языка которого никто не знает, искать водораздел между наукой, пиаром, самопиаром, битвой за умы и бабло и пр.
Наше кредо - всегда возможно все)).
Немножко занимательного:
Согласно археологам, пираха поселились в этих местах от 10 до 40 тысяч лет назад в составе группы племен Mura. С мура португальцы вроде бы вступили в контакт в 1714 году и их успешно цивилизовали, в результате чего язык мура исчез. Но пираха благоразумно от цивилизации уклонились в леса и о них никто не знал до 1921 года, когда до них добрался немецко-бразильский
anthropologist Curt Nimuendaju (Curt Unckel). Первые посланники SIL, семья Хайнрихс, появились у пираха в начале шестидесятых и провели там шесть с половиной лет. Следующие миссионеры, Шелдоны, прожили в племени 10 лет, после чего, к слову, мистер Шелдон стал начальником SIL в Бразилии. Так что начинал Эверетт не на пустом месте (не знаю, реально ли посланцы жили в джунглях безвылазно или как Эверетт ездили туда-сюда).
Племя охотников-собирателей все ж таки выращивает маниоку, хотя и лениво. Эвертт утверждал, что растения или посажены кем-то другим (кем?) или вырастают из сплюнутых семян (?).
Некий американский ученый, эволюционный биолог по имени Текумсе Фитч, прибыв к пираха со своим двоюродным братом, сомелье из Парижа, для установления контакта с племенем первым делом поднес ладони ко рту и закричал гагарой, затем начал делать громкие хлопки, "захлопнув палец одной руки в противоположную ладонь".
Пираха, я думаю, сочли братьев мягко говоря странными. А кто бы не?))
Такие ученые исследователи, да.