Для прочтения предположительно изначальной статьи про Дж-А(О). Аткинсона (Н. Ю. Бахарева. Произведения Джона Августа Аткинсона для Михайловского замка) пришлось приобрести целую книжку. И хотя сама статья занимает всего 5 страниц плюс приложения и библиография, зато в русскомузейном сборнике оказалось еще много интересного.
Источниками сведений для статьи служат, в основном, архивные документы, на которые нельзя посмотреть по определению, так что остается только верить на слово).
В приложениях приведены тоже не сканы, а выписки.
"Ранее считалось, что все картины из Воскресенского зала были отправлены в Академию художеств. Но выявленные нами документы внесли коррективы в вопрос о судьбе этих произведений.
Полотна Угрюмова, Шебуева и Причетникова в июне 1801 года действительно отправили в Академию художеств, а картины Аткинсона "Крещение князя Владимира" и "Куликовская битва" вместе с рамами - в Кабинет его императорского величества 7. Документы содержат размеры и подробное описание рам к картинам Аткинсона, что важно для реконструкции убранства Воскресенского зала 8". (8. РГИА, ф. 468, оп. 39, д. 350. 1801, л. 167 об. - 169. См. Приложение 1.)
Непонятно, почему на соседних листах идут разные годы не по порядку и при чем тут возобновление дворцов.
Понятно, что было бы интересно взглянуть на оригиналы страниц, да.
Поскольку сборник уже довольно давний, картинки там очень маленькие и черно-белые. Не знаю, изменилось ли в редакционной политике что-нибудь сейчас.
Попытка найти некоторые упомянутые в тексте работы на сайте ГРМ успехом не увенчалась.
Например, картины Аткинсона "Катание с гор на Неве", хранящейся в музее, в коллекциях на сайте нет.
Но зато там есть "Катание с гор на Неглинке".
С совершенно чудесным кремлем))
Единственный из видов Москвы работы Ж. Делабарта, который изображает город зимой. Катания с ледяных гор, любимое развлечение во время Масленицы, производили большое впечатление на иностранцев. Аналогичный сюжет, увиденный в Петербурге, послужил темой картины английского живописца Дж. Аткинсона («Катание с гор на Неве», 1792, ГРМ). Деревянных обледеневших гор обычно было две, скатами навстречу друг другу. Желающие за небольшую плату могли воспользоваться маленькими санками, и спускались с горы с огромной скоростью.
Жерар Делаба́рт (фр. Gérard de la Barthe, также фр. Guerard de la Barthe) - французский живописец, рисовальщик и гравёр, работавший в конце XVIII века.
Имя Делабарта известно благодаря его ведутам, работам в жанре повседневного городского пейзажа, в особенности Москвы. Его работы приобрели особую популярность после того как существенная часть облика Москвы того времени была утрачена из-за пожаров и разрушений в период Отечественной войны 1812 года.
О жизни Делабарта известно очень мало. Предположительно родился в 1730 году в Руане (Франция). Обучался в школе французского художника Жозефа Мари Вьена в Париже. Примерно с 1787 по 1810 годы работал в России. Неизвестно покинул ли он Россию после этого, когда и где умер.
Вики-немцы и голландцы, знающие про Жерара, уверенно указывают годы жизни (1730, Руан-1810, Россия), не заморачиваясь сомнениями).
Картинка про невское катание нашлась где-то в
дополненной реальности))
Но маленькая((
Возвращаясь к статье, можно отметить
- бессистемное перемещение картин туда-сюда
- необъяснимо большое количество картин Дж.А. про тататр
- крайнее неудобство подсчета размеров в саженях-аршинах-вершках.
"В октябре 1801 года В. Бренна представил "Реестр" находящихся у него картин, предназначенных для замка и не установленных на своих местах. В список включено 7 произведений: "Св. Себастьян" П. П. Рубенса для церкви замка, "Пейзаж" В. Петрова в Секретарскую императора, "Диана и Эндимион" Я. Меттенлейтера для комнат великого князя Александра Павловича, "Минерва" А. Виги для библиотеки Павла, плафон А. Виги "в рафаеловые ложи" и две картины Дж. А. Аткинсона для Парадной лестницы 9.
Это единственный документ, где указаны авторы всех перечисленных произведений. Достоверность авторства и предполагавшегося размещения картин не вызывает сомнений, поскольку составлял "Реестр" сам В. Бренна, руководивший строительством замка. О сюжетах двух картин Дж. А. Аткинсона для Парадной лестницы источники указывают, что это были "древние баталии" 10.
В документах нет упоминаний о замысле размещения на Парадной лестнице живописных полотен. Известно, что стены лестницы предполагалось расписать, а перекрытие должна была украсить фресковая картина на сюжет из русской истории. Но облик лестницы не был завершен к моменту переезда императорской семьи в замок, и можно предположить, что размещение здесь картин исторического содержания мыслилось как временное. Возможно, две "древние баталии" не были созданы Дж. Аткинсоном специально для этого интерьера. Они оказались невостребованными вследствие кратковременности существования Михайловского замка как императорской резиденции."
"В 1858 году гофмейстер князь Трубецкой представил докладную записку о хранящихся в Коломенском дворце вещах, в которой среди прочих были указаны и пять картин из числа присланных в 1827 году из Кабинета: "Принятие крещения Великим князем Владимиром", "Татары, переносящие лодки", "Битва с татарами", "Куликовская битва" и "Диана и Эндимион".
В записке содержится подробное описание картин 16. Это единственный документ, подробно описывающий сюжеты и композиции полотен. Он особенно важен, поскольку изображения этих картин неизвестны. Авторы полотен в документе не указаны, но, несомненно, это были картины из Михайловского замка: две картины Дж. А. Аткинсона для Воскресенского зала, две "баталии" того же автора для Парадной лестницы и "Диана и Эндимион" Я. Меттенлейтера. Таким образом, нам становятся известны сюжеты "древних баталий" Аткинсона.
Из этого документа следует, что картины так и не нашли себе применения. По приказу Юсупова они были отправлены из Оружейной палаты в Коломенский дворец "и там были перенесены в подвал, где находясь до сего времени, от сырости и дурнаго с ними обхождения подверглись большему повреждению" 18
Направляя свою записку министру Императорского Двора графу Адлербергу, Трубецкой просил его "сделать назначение" перечисленным полотнам. В результате было решено: картины Крещение князя Владимира", "Куликовская битва", "Битва с татарами" и "Тататы, переносящие лодки (Высадка татар)" развесить на Парадной лестнице Оружейной палаты, отправив предварительно для реставрации в Эрмитаж, а картину "Диана и Эндимион" после реставрации оставить в Эрмитаже.
Доставленные в Петербург в октябре 1858 года, к маю 1859 года они были реставрированы по живописной части и дублированы 20. При этом начальник 2 отделения Эрмитажа Бруни указывал на "невысокое достоинство" картин 21.
17 октября 1859 года полотна отправили в Москву 22, в Оружейную палату 23.
При отсылке произошла ошибка, и вместе с этими картинами увезли и "Диану и Эндимиона" работы Я. Меттенлейтера. Но недоразумение было вскоре улажено, и картина вернулась в Эрмитаж 24.
О размещении картин "Куликовская битва" и "Крещение князя Владимира" на Парадной лестнице Оружейной палаты свидетельствует Путеводитель 1880 года 25.
Но согласно описи Оружейной палаты 1884 года картины уже хранились в кладовой без рам 26. Вероятно, в это время на лестнице проводились работы, изменившие ее отделку. Они могли быть связаны с подготовкой к торжествам коронации императора Александра III. В Путеводителе 1909 года и в последующих на стенах лестницы упоминаются вместо картин гобелены 27.
Та же опись 1884 года упоминает о полотнах "Битва с татарами" и "Высадка татар", не указывая их местонахождения 28. Вероятно, они тоже хранились в кладовой. В начале XX века эти картины находились в Каретном зале Оружейной палаты 29"
"Архивные материалы содержат данные о размерах четырех картин Дж. Аткинсона. Сравнение размеров картин "Крещение князя Владимира" и "Куликовская битва" в документах 1799 33, 1801 34, 1858 35, 1884 36 годов с размерами полотен Третьяковской галереи 37 еще раз подтверждает их идентичность.
Следует уточнить, что размеры эти совпадают не полностью, поскольку они приблизительны: в документе 1801 года дан размер не самих картин, а рам к ним; в материалах 1858 года - площадь полотен; в описи 1884 года - размер уже самих картин, но без уточнения - взят он с учетом кромок или без них; а в картотеке ГТГ приведены размеры картин без кромок.
Размеры этих двух больших полотен не полностью совпадают с известными нам картинами Г. И. Угрюмова из того же Воскресенского зала 38. По имеющимся в документах середины XIX века данным, полотно B. К. Шебуева "Полтавская баталия" также несколько отличалось по своим размерам как от работ Г. И. Угрюмова, так и от работ Дж. А. Аткинсона 39. Сами картины Г. И. Угрюмова по ширине отличаются одна от другой на 13 см. Может быть, художники неточно придерживались заданных размеров. Различия могли возникнуть как результат неточности при их измерении. Могло это несоответствие появиться и позже, вследствие реставрации картин."