Продолжение предыдущих изысканий
Помимо загадок майского цветка у меня возникает вопрос, при чем тут вообще обретение креста?
Тоже все достаточно запутано.
Но сначала я заинтересовалась понятием рудмас.
"Санта-Крузан (от испанского Санта-Крус, "святой крест") - это ритуальное театрализованное представление, проводимое в последний день Флореса де Майо. Он чтит открытие Истинного Креста Еленой Константинопольской (известной как Рейна Елена) и Константином Великим. Его связь с маем связана с датой Рудмаса 3 мая, которую Папа Иоанн XXIII удалил в 1960 году из-за тенденции отмены святых дней. Праздник Воздвижения Креста 14 сентября, посвященный возвращению реликвии Императором Ираклием от персов вместо открытия святой Еленой, был единственным, что было сохранено в календаре Нового Порядка." (
вики-а)
Ну и никто, кроме англов, как водится про рудмас не знает, или не пишет, или я не нашла)
Тут, возможно, будет много повторов, но мне лень редактировать нужные цитаты. Сорри).
"
Roodmas (от древнеанглийского rood «жезл (rod)», «крест (cross)» и «mas, Mass», похожий на этимологию Рождества (Christmas)) был празднованием праздника Креста (celebration of the Feast of the Cross), отмечаемого 3 мая в некоторых христианских церквях и обрядах, в частности в историческом галльском обряде (historical Gallican Rite) католической церкви. Он отмечает обретение святой Еленой Истинного Креста в Иерусалиме в 355 году.
Первоначально этот праздник был посвящен освящению базилики Воскресения (Basilica of the Resurrection), и вскоре после этого он был связан с открытием Креста. Святая Елена, как сообщается, нашла Крест 3 мая 355 года, но большинство католических и восточно-православных обрядов отмечают Праздник Креста 14 сентября, отмечая день в 628 году, когда кусок креста, взятый Персидской империей, был обнаружен Византийским Императором Ираклием.
После того, как Галликанский и Латинский обряды были объединены, дни были отмечены индивидуально как Воскресение Святого Креста (Finding of the Holy Cross) (3 мая) и Торжество Креста (Triumph of the Cross) (14 сентября). Некоторые протестантские церкви следовали этой практике; В Книге общей молитвы англиканской церкви Рудмас 3 мая.
В 1960 году папа Иоанн XXIII объединил оба праздника латинского обряда в праздник 14 сентября, в соответствии со своими изменениями в Общем римском календаре, которые, среди прочего, исключили дублирование праздников. Англиканская церковь последовала их примеру с принятием литургии Общего богослужения в 2000 году.
На Филиппинах Санта-Крузан (Santacruzan) - ритуальное театрализованное представление, посвященное обретению Истинного Креста, - все еще проводится в мае, поскольку обычай возник в католическом праздновании Roodmas до 1960 года."
Ну то есть филиппинцы решили не лишать себя веселого праздника и вообще растянули его на целый месяц.
Про галликанский обряд будет в следующей серии).
Про праздники креста в целом и разном.
"
По-английски это называется «Exaltation (возвышение) of the Holy Cross» в официальном переводе Римского Миссала (Roman Missal), в то время как перевод 1973 года назвал его «Триумф Креста». В некоторых частях англиканской Общины праздник называется Днем Святого Креста (Holy Cross Day), это название также используют лютеране. Празднование также иногда называют Днем Святого Руда (Holy Rood Day).
Храм Гроба Господня (Church of the Holy Sepulchre) был построен на месте открытия по приказу Елены и Константина. Церковь была посвящена через девять лет с частью креста. Одна треть осталась в Иерусалиме, одна треть была привезена в Рим и депонирована в Сессорианской базилике Санта-Кроче в Джерусалемме (Святой Крест в Иерусалиме), а одна треть была доставлена в Константинополь, чтобы сделать город неприступным.
Дата праздника отмечает посвящение церкви Гроба Господня в 335. Это был двухдневный праздник: хотя фактическое освящение церкви было 13 сентября, сам крест был вынесен за пределы церкви 14 сентября, чтобы духовенство и верующие могли молиться перед Истинным Крестом.
Красный цвет - это обычный литургический цвет в церквях, которые следуют таким традициям. В западном христианстве красные облачения носят на церковных службах, проводимых в этот день, а также в день Пятидесятницы и другие праздники. Лекторы англиканской церкви (и других англиканских церквей) и православного западного обряда также определяют красный цвет в качестве литургического цвета для «Дня Святого Креста».
В православных церквях восточного обряда, которые используют различные литургические цвета, также носят красные облачения. Тем не менее, в этих православных церквях ношение красного продолжается в течение недели после праздника."
Занятно сочетание упоминания красного цвета и слова руд-мас).
Непонятно, Church of the Holy Sepulchre и Basilica of the Resurrection - это одно и то же?
"Праздник Возвышения Креста Господня (Exaltation of the Holy Cross), отмечаемый каждый год 14 сентября, напоминает о трех событиях: обретении Святой Еленой Истинного Креста (True Cross), освящении церквей, построенных Константином на месте Гроба Господня и горы Голгофы (Holy Sepulchre and Mount Calvary); и восстановление (restoration) Истинного Креста в Иерусалиме в 629 году нашей эры византийским императором Ираклием после того, как он попал в руки персидского императора Хосроя II в 614 году нашей эры по завоеванию Иерусалима сасанами (Sasanian).
При императоре Константине, около 327 года, Макарий, епископ Иерусалимский, вызвал раскопки, чтобы выяснить местонахождение Голгофы и Гроба Господня (location of Calvary as well as that of the Holy Sepulchre). Именно в ходе этих раскопок была восстановлена древесина Креста. Он был определен Макарием как подлинный (кресты двух воров были также найдены), и для этого Константин построил базилику Гроба Господня (Basilica of the Holy Sepulchre).
Праздник отмечался в Риме до конца седьмого века. Второй Никейский Собор 787 года провел различие между поклонением кресту и поклонением, или латрией (veneration of the cross and worship or latria), «которая, согласно учению веры, принадлежит только Божественной природе». Петавий отметил, что этот культ следует считать не принадлежащим к сущности религии, а как одну из вещей, не абсолютно необходимых для спасения.
Честь, оказанная образу, переходит к прототипу; и тот, кто обожает изображение, обожает человека, которого оно представляет.
В галльском обряде (Gallican usage), начиная примерно с седьмого века, Крестный праздник (Feast of the Cross) отмечался 3 мая и назывался "Crouchmas" (для "Cross Mass") или "Roodmas". Когда галликанские и римские практики были объединены, сентябрьская дата была назначена для того, чтобы ознаменовать спасение Креста от персов Сасанидов (Sassanid Persians), а майская дата была сохранена как «Открытие Святого Креста» или «Обретение Истинного Креста» (Finding of the Holy Cross or Invention of the True Cross), чтобы ознаменовать это открытие. («Обретением (Invention)» является перевод латинского термина inventio «открытие (discovery)».) Папа Иоанн XXIII удалил этот праздник в 1960 году, так что в Общем римском календаре теперь отмечается Святой Крест (Holy Cross) только 14 сентября. Однако некоторые народные общины США по-прежнему соблюдают праздник 3 мая.
3 мая - это дата, указанная в литургии Книги общей молитвы англиканской церкви, но новая литургия общего богослужения, следуя примеру Римско-католической церкви, празднует День Святого Креста 14 сентября. Праздник присоединился к западному календарю в 7 веке н.э."
"Сирийская церковь Востока (Syriac Church of the East) празднует открытие Креста 13 сентября и считает его главным праздником. Сирийская Церковь считает, что Знак Креста является седьмым таинством, с помощью которого все другие таинства запечатываются и совершенствуются (оно занимает место брака, которое они не называют в своем традиционном списке таинств). Сараная (Saranaya) (сирийская) каждый год проводит шару (shara) в таких городах, как Чикаго, Иллинойс, Модесто, Калифорния и в других частях мира. Шара в Модесто проводится каждое воскресенье до 13 сентября в Восточном парке Ла Лома, где они жертвуют ягнят в память о Празднике Креста. Люди собираются и празднуют, поют и танцуют, чтобы отпраздновать счастливый день."
"Армянская Апостольская Церковь соблюдает пятидневный пост, называемый Постом Святого Креста с 10 по 14 сентября, в рамках подготовки к Празднику Святой Церкви в честь Святого Креста, который они отмечают 15 сентября. 16 сентября отмечается как праздник Воздвижения Святого Креста (хачверац (Khachverats) по-армянски), праздник, который продолжается в течение нескольких дней после этого. Он считается одним из пяти главных праздников Армянской Церкви и самым важным из четырех праздников Святого Креста. Согласно армянской традиции, первым, кто «возвысил» Крест, был апостол Иаков Иерусалимский, «Брат Господень». В ближайшее воскресенье, 14 сентября, литургию отмечают служением в анташдане (благословение полей), во время которого крест (processional cross) украшен базиликом (символом королевской власти), а четыре угла церкви благословлены как знак освящение мира."
"Эфиопская Православная Церковь Теваэдо (Ethiopian-Eritrean Orthodox Tewahedo), Эритрейская Православная Церковь Теваэдо (Eritrean Orthodox Tewahedo Church) (вместе с протестантскими Эфиопо-Эритрейцами (Protestant Ethio-Eritreans)) и Коптская Церковь Александрии отмечают факт установления истинного креста 17 Мескерем (Meskerem) Эфиопского Календаря (17 Тота в Коптском календаре), соответствующего 27 сентября по юлианскому календарю (или, в високосные годы, через день).
Канун этого дня в народе называется «демера» на амхарском языке, что означает «костер».
Патриарх Эфиопской Православной Церкви Теваэдо зажигает большой костер на площади Маскаль (Maskal Square), самой большой открытой арене Аддис-Абебы, а меньшие костры разжигают люди и местные приходы по всей стране. Тысячи людей посещают красочную и яркую церемонию религиозного пения у костра на площади Маскаль, которая обязана своим названием церемонии, maskal, что означает «крест» на Гез (Ge'ez). По преданию, костер напоминает, как императрица Елена, как гласит легенда, нашла с дымом костра, где искать настоящий крест в Иерусалиме или как серией костров она дала сигнал своему сыну Константину в Константинополе об ее успехе в ее поиске.
В сирийской православной церкви Маланкара (Malankara Syrian Orthodox Church) в этот день совершается специальное подношение, называемое панчасарайуманда (panchasarayumanda), в частности, в церкви Akaparambu Mor Sabor-Mor Aphroth Church в районе Эрнакулам, Керала.
В Русской православной церкви 12 октября отмечается перевод части животворящего креста с Мальты в Гатчину. Часть животворящего Креста Господня, а также икона Божией Матери Филермос и правая рука Иоанна Крестителя были сохранены на острове Мальта рыцарями католического ордена Святого Иоанна Иерусалим, который контролировал остров.
В 1798 году, когда французы захватили остров, мальтийские рыцари обратились к Российской империи за обороной и защитой. Для этого они выбрали Павла I, царя России, Великим Магистром Ордена. Царь принял его избрание. 12 октября 1799 года мальтийские рыцари пришли в свой новый Приоратский дворец, построенный для них Павлом в Гатчине, и подарили эти древние и святые сокровища своему новому Великому Магистру и Царю.
Осенью 1799 года святыни были перенесены в Санкт-Петербург и помещены в Зимнем дворце во внутренней церкви, посвященной иконе Спаса Нерукотворного. Праздник для этого события был установлен в 1800 году.
Восточно-православные и византийские обряды католики отмечают 1 августа, во время Успенского поста, Шествие Драгоценного Дерева Животворящего Креста Иисуса Христа (Procession of the Precious Wood of the Life-giving Cross of Jesus Christ). Проповедники праздника объединяются с проповедниками святых мучеников Маккавеев (Holy Maccabean Martyrs), чья память выносливости считается подходящей для первого дня поста. В отличие от празднования 14 сентября, это празднование считается небольшим праздником, но оно имеет вывод креста и почитание верующими, как и сентябрьский праздник.
История этого праздника начинается в Константинополе, где по обычаю носили реликвию Истинного Креста по улицам и площадям города, чтобы просить Божьего благословения и избавления от болезней. Ежедневно по всему городу он совершал шествие, предлагая его почитать до праздника Успения Пресвятой Богородицы (15 августа), когда он был возвращен в царскую сокровищницу.
В память об этой традиции 1 августа принято проводить уличное шествие с Малым Благословением Воды (Lesser Blessing of Water). Это первый из трех «Праздников Спасителя» в августе, остальные два - Преображение Господне (6 августа) и иконы Спаса Нерукотворного (16 августа). Из-за благословения святой воды этот святой день иногда называют «Спасителем воды (Saviour of the Water)». В этот день также может отмечаться Обряд Благословения Нового Меда (Rite of Blessing New Honey), по этой причине этот день также называют «Спасителем Меда (Saviour of the Honey)».
По словам святителя Николая Велимировича, этот праздник был учрежден по взаимному согласию греков и русских, чтобы отметить одновременные победы византийского императора Мануила I Комненоса над болгарами и русским князем Андреем Боголюбским над сарацинами (Saracens) в 12 веке".
Медовый Спас это Спаситель меда, Водный Спас - Спаситель воды и т.д.
А сарацины Боголюбского это кто?
Мескель, Мескерем и пр. вызывают легкие подозрения в гласных).
Addis Ababa у нас известно как произносится.
Из вики про Мескель:
Мескель (Meskel) (Ge'ez: መስቀል, mäsqäl) - ежегодный религиозный праздник ... «Meskel» (или «Meskal» или «Mesqel», есть различные способы транслитерации от Ge'ez до латинского алфавита)...
...королева Елени (Queen Eleni), как она известна, имела откровение во сне. Ей сказали, что она должна разжечь костер и что дым покажет ей, где похоронен настоящий крест. Поэтому она приказала жителям Иерусалима принести дрова и собрать огромную кучу. После добавления ладана к нему она зажгла костер, и дым поднялся высоко в небо и вернулся на землю, точно в то место, где был похоронен крест.
...Дрова украшают ромашками до праздника. Древесный уголь из остатков огня впоследствии собирается и используется верующими, чтобы пометить свои лбы в форме креста (сравните пепельную среду (Ash Wednesday)). Эдвард Уллендорф записал ряд убеждений о значении Демеры (Demera), при этом некоторые считают, что он «обозначает окончательный акт в уничтожении грехов, в то время как другие считают, что направление дыма и окончательное свертывание кучи (heap) указывают направление будущего»...
Одним из объяснений высокого звания, которое этот фестиваль имеет в церковном календаре, является то, что считается, что часть настоящего Креста была привезена в Эфиопию из Египта. Говорят, что он хранится в Амба Гешен, который имеет крестообразный план.
Согласно эфиопской православной церкви, открытие Истинного Креста традиционно считается в марте, но Мескель был перенесен в сентябрь, чтобы избежать проведения праздника во время Великого поста, и потому что церковь, посвященная празднованию Истинного Креста в Иерусалиме, была освящена в сентябре. Уллендорф полагает, что Мескель заменил более старый фестиваль языческими и еврейскими ассоциациями, которые, как он считает, получили христианское разрешение в период правления императора Амды Сейон в четырнадцатом веке. «Самое древнее значение этих праздников, как и в Израиле, было, без сомнения, сезонным: месяц Маскарам (Maskaram) ознаменовал окончание дождей, возобновление работы и возобновление коммуникаций».
Помимо религиозного значения, Мескель обладает особой праздничной атмосферой, потому что он наступает после эфиопского Нового года, отмечаемого 11 сентября, и предвещает конец сезона дождей.
Мескель также открывает Цедайский сезон, сезон с прохладной, приятной погодой, когда эфиопская сельская местность покрыта множеством цветов от созревающих культур, цветущих диких цветов и зеленых пастбищ.
Ту би определенно))