Соборная площадь в Бреше длинная и узкая.
Три основных здания, выстроенные в ряд, производят странное впечатление - нечто круглое, как бы древний храм, новый храм и нечто, похожее на средневековую ратушу. Чудесная разноголосица)).
Снять все здания вместе у меня не получилось, потому картинка из сети. Даже две - старая и новая.
Giuseppe Barberis. Strafforello Gustavo, La patria, geografia dell'Italia, province di Bergamo e Brescia, Unione Tipografico-Editrice, Torino, 1898. (
источник)
Круглое нечто назыается Duomo vecchio, Старый Дуомо, а официально
concattedrale invernale di Santa Maria Assunta (Winter Co-Cathedral of Santa Maria Assunta), Зимний кафедральный собор. Летний кафедральный стоит рядом как раз и называется Duomo Nuovo.
Утверждается, что на месте этих двух со-кафедралов в древности тоже стояли две базилики - Санта-Мария-Маджоре-де-Дом и Сан-Пьетро-де-Дом (Basilica di Santa Maria Maggiore de Dom, Basilica di San Pietro de Dom).
Да, Дуомо-веккьо еще называется Ротондой.
История Ротонды весьма длинна и начинается то ли с 6, то ли с 8 века, а то и раньше.
Кратко из
вики-а"самые ранние документы указывают, что собор был построен в 11 веке на месте прежней церкви-базилики (prior church with a basilica layout). Он имеет круглую форму, которая стала редкой после Совета Трента (Council of Trent). В 19 веке многие дополнения к оригинальному средневековому зданию были удалены. Входной портал - это единственное оставшееся позднее дополнение"
Длинно из
вики-ит"История старого собора начинается с разрушения старой и неадекватной Базилики Санта-Мария-Маджоре де Дом, раннего христианского здания, построенного, возможно, в седьмом веке и приблизительно равного с базиликой Сан-Пьетро де Дом, теперь замененной новым собором. Базилика продольного плана без трансепта, покрытая простой крышей открытых ферм и обогащенная в VIII веке «склепом Сан Филастрио», также, вероятно, была разрушена или повреждена огнем, опустошившим город в 1095. Исследования, проведенные в последние годы двадцатого века, привели к выводу, что строительство нового собора уже началось, более или менее широко, перед великим огнем и что последнее, следовательно, ограничилось окончательным подтверждением судьбы раннехристианской базилики. В первой половине двенадцатого века новый собор должен был быть завершен, сохранив только склеп под Санта-Мария-Маджоре."
До середины 16 века пропущу подробности.
Тогда на двести с лишним лет прервалась история Бреши под владычеством Венеции, если что ("
Б. перешла под власть Висконти, в 1428 г. к Венеции. В 1796 году Бонапарте отнял Б. у венецианцев и заключил в ней перемирие с Неаполем. Скоро после этого город был взят австрийцами под начальством Вурмзера, но последний должен был снова отдать его Ожеро. Лишь в 1815 году она досталась Австрии.").
Но на историю собора это не повлияло))
"С 1571 года реорганизация интерьеров началась в соответствии с директивами Контрреформации, возложенными на архитектора Джованни Марии Пьянтавинья (Giovanni Maria Piantavigna). Piantavigna по соображениям симметрии с уже существующей часовней Святых Крестов помещает новую часовню Санта-Джустина на правой стороне трансепта, которая затем станет часовней Святых Святых. Кроме того, он реструктурирует часовню Святых Крестов и превращает трансепт в переделку Томмазо Сандрини и Франческо Джуно, чья работа пришла к нам порой. Часовня Святых Крестов, между прочим, будет подвергаться дальнейшей и окончательной реставрации в начале семнадцатого века. Наконец, он перемещает первоначальный вход в собор и размещает его там, где он есть сегодня.
Интерьер собора не нарушается как в восемнадцатом, так и в девятнадцатом веках, до конца последнего, когда после беспокойства о статических проблемах собор подвергся радикальному и обобщенному восстановлению и консолидации структур, направленных Луиджи Арчиони. Реставрация ведет к устранению многих дополнений и надстроек барокко, восстанавливая часть своего основного первоначального облика до внушительной романской структуры.
В конце двадцатого века фрески трансепта были очищены и восстановлены, прежде всего, чтобы исправить постоянные проблемы влажности, которые ущемляют здание. В первые месяцы 2010 года, кроме того, после серии сильных дождей проблема достигла своего пика с затоплением склепа, который был погружен под дюжину сантиметров воды в течение нескольких недель. Некоторое решение, похоже, было обеспечено изоляционными работами на подземных стенах, внедренными на практике летом 2010 года".
Еще исторический факт из исчезнувшей части истории. Про колокольню. Но с упоминанием нижних "похороненных" входов, что может привлечь внимание сторонников засыпанных зданий).
"На главном фронте, в соответствии с внутренним пресбитерием, находится вход в собор, который был открыт в 1571 году, чтобы заменить нижний, который в то время постоянно похоронен, что все еще можно увидеть изнутри. Над входом поднялась колокольня собора, но неудачное расширение портала, выполненное в семнадцатом веке, привело к краху башни в 1708 году. Колокольня на сегодняшний день хорошо видна только в двух изображениях: картина Франческо Маффея, сохранившаяся в базилике, и миниатюра на обложке Эстимо города Брешиа в 1588 году, на которой изображена восточная сторона Пьяцца дель Дуомо с Блетто, Базилика Сан-Пьетро де Дом и точно старый собор с колокольней. Изображения показывают, что это была традиционная романская колокольня, примерно похожая на колокольню церкви Сан-Джорджо, хотя и намного выше. Нынешний вход украшен мраморным порталом в стиле барочного стиля с полукруглым тимпаном на портале и карнизом, чтобы увенчать вход".
"На правой стороне Собора есть область, где через земляные работы был открыт первоначальный уровень, который площадь (piazza) имела во время строительства собора. В этой области вы можете увидеть арку, украшенную чередующимися блоками из камня и кирпича: это правильный вход в оригинальный нартекс, который служил доступом к Дуомо, который, следовательно, был без переднего входа. Другой вход в нартекс, расположенный симметрично тому, который в настоящее время виден, в настоящее время похоронен под площадью.
... По обе стороны от текущего портала вы можете увидеть две лестницы, ведущие к колокольне, рухнувшей в 1708 году. Даже эти лестницы с римскими колоннами были выявлены в результате восстановления девятнадцатого века".
Часть описания:
"Платея Санта-Мария (Platea di Santa Maria), центральное кольцевое ядро собора, расположена на самом низком уровне (не считая склепа) и может быть достигнута с помощью современных металлических ступеней; только отсюда можно в полной мере оценить великолепие романского строения, с восемью боковыми колоннами, арками, десятью одиночными ланцетными окнами, освещающими интерьер и большой центральный купол. В районе platea в противоположном направлении к пресбитерию мы можем видеть арку древнего входа, которая была достигнута через две двери, соединенные притвором, увиденным снаружи. Закрыв два входа, нартекс был превращен в часовню для крещения, и там есть мраморный фонтан пятнадцатого века.
Особый интерес для аудитории представляют остатки предыдущей Базилики Санта-Мария-Маджоре де Дом, возникшие во время раскопок 1894 года. На полу platea, используя черные плитки, профиль основания базилики подсвечивается по этому случаю: они представляют собой стены с умеренной толщиной и без особых контрфорсов, которые вместе с периодом строительства базилики, верил, что он имеет очень простую структуру, с крышей в открытых фермах и, кроме того, с одним неф, поскольку никаких следов внутренних столбов не было найдено. Древняя базилика, в этой области, также остается фрагментами оригинальных мозаик, которые покрывали полы, размещались под двумя металлическими лестницами доступа: это геометрические узорчатые мозаики, относящиеся к 5 или 6 веку, период основания базилики".
В соборе есть капеллы delle Sante Croci (1495, на месте старой ризницы, реконструкция 1596, украшалась в 17 веке, хотя квитанции за серебро для украшения прослеживались и в 18 и в 19 вв.), della Madonna, del Santissimo Sacramento (1572, первоначально было посвящено Санта-Джустине из Падуи, поскольку в день, посвященный ей, битва за Лепанто была выиграна несколькими месяцами ранее. При сносе Базилики Сан-Пьетро де Дом, которая состоялась около тридцати лет спустя, все картины из часовни Священного таинства этой церкви были перенесены сюда, и название часовни было изменено), dell'Angelo Custode (Ангела хранителя)
Пара картинок с площади, потом картинки про Ротонду. Не удалось сократить их количество((, поделила на части, половина картинок будет в следующий раз.
Посмотрите направо,
посмотрите налево, а то, что прямо - в фотоаппарат не помещается))
Где еще быть банку? :)
Знакомые все лица, да))
Большая часть собора в ремонте и недоступна((
Изредка попадается нечто древнее, служащее для декора чего-нибудь менее древнего. Вероятно все это в сети достаточно подробно описано, но мне лень все это сюда тащить. Ну может, что-нибудь найду. Это вот - "Sant'Apollonio vescovo, rilievo del XIII secolo"
Ну вот это, видимо, ступени на рухнувшую колокольню, открытые в 19 веке.
По-моему, пол везде сделан из портландцемента. Когда средневековый вид возвращали).
Часовня Ангела-хранителя
"Рядом с часовней, в нише на половину высоты на стене помещен погребальный памятник болонскому епископу Бальдуину Ламбертни, который занимал епархию Брешии в период между 1344 и 1349 годами. Гробница - это работа Бонино да Кампионе, важного скульптора в готическом искусстве конца XIV века".
Еще один из итальянских Кампионов. (А была еще архитектурное семейство Кампиони в России в 18-19 вв., много чего понастроили. Совпадение опять, однако)). Еще были, правда, польские дворяне, родом тоже из 18 века. Ви а зе чемпионс оф зе ворлд, да)). Надо будет заняться этой темой когда-нибудь.).
Под стеклами в полу тоже остатки чего-то древнего.
Не знаю, это модель чего((
Cappella del Ss. Sacramento
Капелла Святого креста.