Права и обязанности
Надо сразу заметить, что Спарта была не совсем обычным для Античного мира полисом, во многом государственное устройство отличалось от "обычного" для того времени, потому и мнения в источниках о Спарте весьма противоречивые. И уж тем более противоречивы мнения о спартанках. Спартанских дам описывают чаще всего как дерзких, самовластных из чего вполне следует, что для древнего мира положение спартанок скорее исключение и недоразумение, нежели норма и правило. Как абсолютная блажь и дурь, признак глубокой распущенности древними источниками преподносится возможность спартанок распоряжаться своим домашним хозяйством, вести его самостоятельно и решать что купить, кому продать и как оптимизировать, и уж совсем что-то невообразимое - это участие женщин Спарты в государственных делах и политике.
Спартанские девушки должны были заниматься физическими упражнениями - бег, метание диска и копья, борьба (по указу Ликунга). Более того девушки допускались к спортивным состязаниям. Сторонники подобных законов считали, что это подготавливает девушку к будущему материнству, тогда как противники, что это развращает девушек - судя по всему эти занятия проводились в довольно коротких нарядах, а возможно и нагишом.
Если верить Плутарху, то спартанки не были столько распущены, как их рисовали афиняне, хотя бы потому что тот же Ликуг довольно строго регламентировал семейную жизнь и даже её интимную часть. Не стоит, пожалуй, воспринимать буквально фразу о том, что некоторые супруги встречались впервые при свете дня и могли рассмотреть нормально друг друга только спустя годы интимных встреч, однако, очевидно, что распутство в понятном нам смысле слова вряд ли было так уж присуще спартанкам.
Однако, справедливости ради, в Спарте существовал не очень понятный афинянам обычай, который так же имел правовой статус, если верить тому же Плутарху: замужние женщины могли рожать не только от мужа, но и от любого достойного человека, ради государства, ради его будущего. Если верить Полибию, то в Спарте было вполне нормальным, когда одна женщина имела несколько мужей, равно как и мужчина, который решил, что с него достаточно детей от этой женщины, вполне мог «сдать её в аренду» другу или соседу. Однако, социальная активность спартанок вполне дает основание предполагать, что инициатива «уйти в аренду» могла принадлежать и женщине. Судя по всему рождение новых маленьких спартанцев, будущих защитников и воинов было вполне достаточным основанием для того, чтоб оправдывать подобные связи в глазах общества.
Спартанок описывают как дерзких и самовластных, из чего вполне можно сделать вывод, что они обладали правами, которые для остального античного мира были необычными и не всегда приемлемыми, например, спартанки не только могли распоряжаться домашним хозяйством, но даже вмешиваться в государственные дела и политику. Из этого очевидно, что афинянки о таких правах даже помышлять не смели.
Дерзкие, самовластные, развратные спартанки, которые чуть ли не единолично правят Спартой, конечно, преувеличение, но ясно, что такое положение женщин в Античном мире было чем-то из ряда вон.
Можно не без оснований предполагать, что спартанские девушки, ведущие активный образ в жизни, даже после замужества и рождения детей, чаще всего сохраняли свой активный социальный статус, в отличии от афинянок, где девушка просто переходила из подчинения отца в подчинение к мужу.
Античные авторы так же упоминают о том, что спартанки часто бывали богаты (относительно богаты), из чего следует, что они обладали и имущественными правами, так же упоминается, что дамы часто имели свою долю с доходов семейных наделов. Вряд ли можно судить в полной мере о широте и глубине женских прав в семейных доходах, однако одно упоминания о них - дорого стоят. Так же женщина могла наследовать семейный надел, хотя это скорее в виде исключения. После же введения Ретры Эпитадея, наследство стало, как правило, делиться в равных долях не зависимо от пола.
Большая часть источников о столь развратном и недопустимом поведении спартанок принадлежит перу афинян, из чего можно сделать вполне закономерный вывод, что афинские женщины подобных прав не имели и само афинское общество крайне негативно к подобным вещам относилось. В Афинах женщина не имела права быть свидетельницей в суде, не могла инициировать судебный процесс и тем более не могла вести его.
Чем меньше о женщине говорят, тем лучше. Говорят вообще, даже хорошее - уже плохо, потому лучше чтоб не говорили никак - женщина всего лишь тень.
Если же разобрать пример Алкестиды, которая преподносится как идеальная (стало быть как положительное исключение, нежели как широко распространенная норма) жена, афинские дамы, хоть прав и не имели, однако, вольности вполне себе могли позволять. Правда, мужья (отцы, дядья, братья) вполне могли им и «зуб вышибить» за подобные вольности. Но факт того, что женщины задумывались о своих правах, равно как и мужчины о том, что такое возможно, вполне можно найти в греческих драмах. Большинство из них скорее злая сатира, но не надо сбрасывать со счетов тот факт, что даже сатира ставится на злобу дня, на те вопросы, которые поднимаются в обществе. Отсюда можно смело делать выводы, что не все робко и покорно готовы были быть на положении полурабыни и вопросы прав женщин периодически возникали в афинском обществе.
Надо ещё отметить, что права афинянок и неафинянок (неафинянки здесь - жительницы полиса, но не рожденные в нем от гражданина Афин, чаще всего это приезжие, рабыни, пленницы) очень сильно различались. Например, неафинянки не могли вступать в брак с афинскими мужчинами, точнее эти отношения не были приравнены к брачным и длились ровно столько, сколько хотел мужчина. После смерти мужа, женщина оставалась в семье практически на правах рабыни, дети от таких браков так же не считались гражданами и не имели прав. Например, такой женой была Аспазия, которая славилась своим «развратом», потому что была очень образованна для своего времени, могла, умела и хотела вести беседы с мужчинами (сплошь философами!) на равных, была поддержкой своему видному и яркому мужу Периклу.
Кроме супруг и рабынь в Афинах был ещё целый класс женщин, которые не являлись афинскими гражданками (точнее дочерьми граждан), не могли быть законными женами, однако они играли очень яркую роль в истории. К таковым можно отнести, как наиболее ярких представительниц, гетер, однако только ими дело не ограничивалось. В основном это были иностранки, которые имели и того, меньше прав, многим из них запрещалось появление в городе в дневное время, надлежало носить соответствующую одежду и ни в коем случае не приближаться в добропорядочным супругам граждан.
У женщин в Древних Афинах все же было одно весьма дерзкое право - право на развод. Древняя афинянка могла "запросто" потребовать развода, но не все так просто. Очевидно, что для бесправной афинянки развод означал переход прав опеки от мужа к старшему (не обязательно) в её роде мужчине, но даже такой развод зачастую был обусловлен массой препонов, которые усложняли процедуру и делали её практически не возможной. Например, женщина должна была лично написать просьбу о разводе - в подавляющем большинстве женщины были безграмотны, это, как считали древние греки, было им ни к чему. Но даже если женщина смогла таки написать такое прошение, она должна была доставить лично просьбу властям, тогда как муж не ограничивался в свободе воздействия на супругу, чаще всего такие попытки заканчивались обычным физическим ограничением свободы инициативной афинянки.