Морские приключения

Jul 08, 2012 00:35

Отпуск. Три. Два. Один. Пуск.

Когда Фасолине было 13 недель мама с папой поехали на море в Абхазию. В 6 утра в Волгограде наш вид вызывал у горожан (у таксистов и отгулявших свой выпускной одиннадцатиклассников) удивление, а у одного негра даже ступор. Вообще отношение людей на протяжении всего нашего путешествия было немного странное. Не сказать, что с виду мы уж очень были похожи на чудаков, но кто-то принял нас за свидетелей Иеговы даже. Скорее всего, к виду Сашиных усов не привыкли не только родные и близкие, но и окружающий мир их принимал с недоверием. Ах, может мы просто светились? Да нет, скорее угасали как батарейки с маленькими зарядами, потому как всю ночь мы тряслись в автобусе, лишенные возможности провалиться в сон.

Моя голова не поспевала за перемещениями в пространстве, потому что еще вчера мы вялились на диване в Жирновске, а потом вдруг утром оказались в Волгограде, а еще через сутки будем ехать несколько часов в душном поезде вдоль моря. Эти поезда, на которых мы перемещались, не отличались от описанных мною раннее. Все они одинаковые - душные, пыльные, с неадекватными пассажирами. Когда утром мы проснулись в поезде и вместо леса увидели море, радости ни на одном пассажирском лице я не увидела. Но ведь даже мне, старающейся из последних сил ухватить хоть капельку свежего воздуха в этой прямоугольной коробке на колесах, хотелось улыбнуться и даже немного расплакаться от счастья. Ведь это море! Одна большущая лужа с водой, которая бурлит и пениться у берега!

Едва спрыгнув с поезда, мы попали в маршрутку до границы - прошли паспортный контроль - как тут же поток из людей и торгующихся водил захлестнул нас и умчал до Гагры. Дальше горы, деревья, море...Вот так быстро можно оказаться в республике Абхазия, а казалась она мне где-то очень далеко.

Нас высадили у поста полиции-милиции. С нами ничего не случилось, просто в Гагре это единственное место, где проживают туристы с палатками. Действительно, прям на пляжу стояло две палатки, в остальном, все как обычно напоминало побережье черноморского курорта - русские тетьки и дядьки с детьми и без, торговцы кукурузой, чебуреками и рыбой типа барабульки...Вот так мы бесплатно прописались прям у берега моря, хоть и с жильем в Гагре проблем нет, особенно в начале сезона. Вся центральная улица Нартаа усыпана табличками о сдачи в аренду комнат, которые можно снять за 300-700 русских рублей в день.

С едой тоже все просто решаемо. На каждом углу есть своя столовая, где в меню неизменно можно найти окрошку на мацони, кофе по-восточному и огромного размера хачапури с сыром сулугуни. Мацони - это традиционный молочный продукт (кстати грузинской кухни), похож он на немного скисший кефир. Ничего лучше такой окрошки в жару не придумать - кисленькое, солененькое и не жирное! А вот хачапури, особенно если это хачапури-лодочка, можно есть один на двоих, да еще и оставить на утро. Свежесваренный в турке кофе подают в самой простой забегаловке и максимальная цена ему 30 рублей. Естественно, в такой солнечной стране как Абхазия есть много фруктов и даже таких, которые мы, обитатели средней полосы России, никогда и не видывали. Но чтобы застать непривозные персики, дыни и арбузы стоит приезжать в августе-сентябре - на это время в Абхазии приходится самый большой приток туристов. Но и для июньских посетителей у гостеприимных абхазов всегда найдется свежевыжатый сок из декабрьских мандарин и фейхоа, компот из диковинного кизила, алыча (правда еще не доспевшая) так же как и лавровый лист растет прямо на улицах.

В Гагре много уличных кошек, сомнамбулических от жары собак, полуразрушенных памятников архитектуры и культуры, русских ночных гуляк и выпивох, красивых маленьких девчонок с черными кудрями, старых темнокожих жителей и даже один мопс! Тутошние женщины - пышные и чернобровые, ласковые и грозные. У многих жителей во взгляде есть что-то очень доброе - от чего ты волей-неволей начинаешь верить, что все будет хорошо.

На самом деле, Гагры такой же город как и все, с такими же людьми, которые работают чтобы жить и живут чтобы работать, просто у них есть море...море и солнце. Спутники на ночном небе летают то быстро, то медленно, в туннель со старой советской надписью "Гагры" проносится тот самый редкий поезд, а в кафе на пляже из магнитофона вопит лезгинка, и где-то между всем этим слышно волны - вот так мы засыпали в палатке. И так засыпали все в этом славном городе под одним небом - и мужичок, который охраняет старую ж/д станцию Абаата от фотографов и молодое абхазское поколение, которое с малых лет занято в курортном бизнесе, и туристы, из-за которых отдых у нас получился чрезвычайно стереотипным, и мы которые лежим и смотрим на спутники , которые вжих! - мимо малой медведицы...

Уже на пятый день мы начали вести расслабленную жизнь, стали похожи на морских жителей с коричневыми плечами и распушившимися от соленой воды прическами. Готовили мы все больше "дома" на сухом горючем. Иногда правда, по глупости, ходили в кафе пить гляссе - глядели на рассекающие берег волны, аристократично перелистывая томик Льва Николаевича Толстого, почесывая комично облезший нос. Море успокаивает всех - тут не нужно ничего делать, что-то предпринимать и куда-то двигаться. Достаточно сидеть на берегу в поиске разбитых ракушек и чувствовать запах дегтярного мыла от своих волос.

День Шестой. Озеро Рица.

Есть одно красивое живописное место в горах Абхазии - озеро Рица. Вода в этом озере соблазнительного зеленого цвета, но купаться едва ли получится - в него впадают несколько горных рек. Утром шестого дня мы с энтузиазмом собрали рюкзак и уехали в горы подальше от цивилизованного пляжа. О знали бы мы какую ошибку совершаем! Любоваться красотой нам удалось меньше двух часов. Дальше мы, в шортах, майках и сандалях, начали промокать и дубеть. "Дождик" зарядил на весь день и помимо сырости на нас, абсолютно неподготовленных и неутепленных, надвигалась горная "прохлада". Озеро со всех сторон окружено горами, которые цепляют собой облака. И если на море всегда была уверенность, что дождь рано или поздно кончится, то в горах он мог идти весь день и продолжаться еще на следующие сутки. Вот так мы оказались в ловушке "мокрая палатка" и строить коварные планы побега пришлось лишь на утро.

В эту горную темную ночь нам удалось подружиться с двумя единственными обитателями Рицы - чебуречниками, которые продавали еду туристам у водопада. От них мы получили зачатки костра, и радушный прием с шашлыками, вином и чачей. Очень долго пришлось объяснять свой отказ от алкоголя. Вообще у абхазов, как и у многих горных народов, не принято отказываться от еды, а уж тем более от выпивки.  С наступлением темноты, мы развели свой кострище рядом с палаткой, пытались хоть согреться, хоть просушиться, но влажность в горах слишком высокая. Конечно, ощущать кругом водопады и передвигающихся в кромешной тьме светлячков было захватывающе, особенно подбавлял дрожи в ногах тот факт, что на этой высоте никого кроме нас и чебуречников, заснувших крепким сладким сном от чачи, никогошеньки нет!

Утром, едва проснувшись и накидав в себя бутербродов, мы стали собирать сырую палатку. Погода не налаживалась, да и в то, что в горах может наладиться погода - я уже не верила. Решено было ждать экскурсионного автобуса с двумя пустыми теплыми местечками. Ожидание длилось несколько часов и за это время наши пальцы ног превратились в сосульки, несмотря на то, что до снежных вершин было еще с десяток километров. Однако 1700 метров над уровнем моря уже не позволяли носить шорты и сандали.  Я бы с радостью осталась еще на пару дней в этом красивейшем тихом месте, будь у меня пару валенок и шуба, и если бы позволяло положение регулярно повышала температуру тела с помощью чачи.  Наше спасение приехало в лице одинокого восхожденца на альпийские луга. Т.е. вместо того, чтобы побыстрее спуститься к теплу - мы забрались еще на десяток метров вверх. По дороге встретили пастухов, которые вели овечек и коровок высоко-высоко. Пастухи, одетые в грубые резиновые сапоги, восседая на красивых лошадях, добродушно улыбались нам видя как мы дрожим едва покинув машину. Они же покидают теплое уютное море и на все лето уходят в горы. Оказывается сыр, который продают на рынке - а это огромные подкопченные лепехи сулугуни - делают именно они и прямо в горах.

Путь отступления

Уже к вечеру нам удалось добраться до теплой Гагры - родного дома. Но палатку в этот раз ставить мы были не в силах. Вобщем, оказались мы неподалеку на улице Колхитской в старом трехэтажном доме. Вот так вот умытые, на белых чистых простынях с включенным телевизором и финалом чемпионата по футболу и закинутой подальше в угол грязной мокрой палаткой мы заканчивали седьмой день нашего пребывания в Абхазии.

Изначально мы рассчитывали на одноночное комфортное пребывание в съемном доме, но эта холодная Рица настолько выбила нас из равновесия, что и на море погода казалась нам ныне холодной. В действительности же весь оставшийся промежуток времени пребывания в Абхазии отличался особой дождливостью - поэтому о своей тяге к комфортности я нисколько не жалею.

Как всегда моря оказалось мало, а мы оказались маленькими для моря. Кажется, что прошел всего один день, а там казалось, что на берегу ты уже целые месяцы. У Абхазии есть свое двоякое настроение - с одной стороны это веселые туристы, и во всем пытающиеся им угодить продавцы чурчхеллы, а с другой - это люди, которые и дня не могут прожить, не вспомнив о военных событиях, которые порушили целые дома и семьи. Гагра это лишь маленькая завеса, которая укрывает серые тоскливые заброшенные дома, находящиеся дальше по побережью. И на этом фоне наши русские выпивающие отдыхающие смотрятся по меньшей мере глупо.

Фотографии все сделал Саша Арпишкин sanco , на моей же единственной надежде - фуджике - отвалился рычажок за пару дней до отъезда, поэтому все время было ощущение того, что все путешествие как песок сыплется сквозь пальцы, не оставляя ни крупинки в памяти.

горы, ветер, море, абхазия, солнце