Ниже приводятся примеры иснадов, являющихся, по мнению некоторых мухаддисов, наиболее достоверными:
а) То, что передал аз-Зухри со слов Салима, слышавшего это от своего отца (Отцом Салима был Абдуллах бин Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен Аллах ими обоими)
Сообщается, что такое мнение высказывали Исхак бин Рахавийа и Ахмад.
б) То, что передал Ибн Сирин со слов Убайды, слышавшего это от Али, да будет доволен им Аллах.
Сообщается, что такое мнение высказывали Ибн аль-Мадини и аль-Фалляс.
в) То, что передал аль-А‘маш со слов Ибрахима, слышавшего это от ‘Алькамы, слышавшего это от Абдуллаха, да будет доволен им Аллах (Имеется в виду Абдуллах бин Мас‘уд). Сообщается, что такое мнение высказывал Ибн Ма‘ин.
г) То, что передал аз-Зухри со слов Али бин аль-Хусайна, слышавшего это от своего отца, слышавшего это от Али, да будет доволен им Аллах.
Сообщается, что такое мнение высказывал Абу Бакр бин Абу Шайба.
д) То, что передал Малик, слышавший от Нафи‘а, слышавшего это от Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими.
Сообщается, что такое мнение высказывал аль-Бухари.
А теперь обратим внимание позицию шейхов даруль улююм деобанд, как ханифитский ортодоксов, по части исполнения мольбы,обратившись лицом к могиле Пророка:
هل للداعي في المسجد النبوي أن يجعل وجهَه إلى القبر الشريف و يسأل من المولى الجليل متوسلاً بنبيه الفخيم
اختلف الفقهاء في ذلك كما ذكره المنلا عليّ القاري رحمه الله تعالى في ‘مسلك المتقسط’ فقال: " ثم اعلم أنه ذكر بعض مشايخنا كأبي الليث و من تبعه كالكرماني و السروجي أنه يقف الزائر مستقبل القبلة كذا رواه الحسن عن أبي حنيفة رضي الله عنهما ، ثم نقل عن ابن الهمام بأن ما نقل عن أبي الليث مردودٌ بما روى أبو حنيفة عن ابن عمر رضي الله عنه أنه قال :" من السنة أن تأتي قبر رسول الله صلى الله عليه و سلم فتستقبل القبر بوجهك ثم تقول ‘السلام عليك أيها النبي و رحمة الله و بركاته’ " ، ثم أيده برواية أخرى أخرجها المجد اللغوي عن ابن
المبارك قال: سمعت أبا حنيفة يقول : "قدم أبو أيوب السختياني و أنا بالمدينة فقلت : لأنظرنّ ما يصنع فجعل ظهره مما يلي القبلة و وجهَه مما يلي وجهَ رسول الله صلى الله عليه و سلم و بكى غير متباكٍ …" ثم قال العلامة القاري بعد نقله : "و فيه تنبيه على أن هذا هو مختار الإمام بعد ما كان متردداً في مقام المرام ثم قال: الجمع بين الروايتين ممكن إلخ كلامه الشريف ،
فظهر بهذا أنه يجوز كلا الأمرين ، لكن المختار أن يستقبل وقت الزيارة مما يلي وجهَه
الشريف صلى الله عليه و سلم ، و هو المأخوذ به عندنا و عليه عملنا و عمل مشايخنا
و هكذا الحكم في الدعاء ، كما روي عن مالك رحمه الله تعالى لما سأله بعض الخلفاء
و قد صرح مولانا الكنكوهي في رسالة ‘زبدة المناسك’ و أما مسألة التوسل فقد مرت نمبر 3 و 4 ص
Вопрос:
«Разрешается ли возносящему мольбу к Аллаху Таала в мечети Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, поворачивать лицо свое в сторону достопочтимой могилы, обращаясь ко Всевышнему через Его величайшего и благороднейшего Посланника?»
Ответ:
«Разошлись факыхи относительно данного вопроса, и об этом говорится в книге «Маслякуль мутакассит» аль-Мунла Али аль-Кари, да будет милостив к нему Аллах. В частности там сказано: «Да будет известно тебе после всего вышесказанного, что некоторые наши шейхи, к примеру, Абу Лейис и последовавшие за ним ученые, такие как аль-Курмани и ас-Саруджи, упоминали о том, что посещающий мечеть и могилу Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, обращается в сторону «кыблы». И передаётся это от аль-Хасана от Абу Ханифы, да будет доволен ими обоими Аллах Таала».Но затем приводится от ибнуль Гумама, что передаваемые от Абу Лейиса слова опровергаются словами, которые переданы Абу Ханифой от ибн Умара, да будет доволен им Аллах Таала. Он (ибн Умар) говорит: «Является Сунной твое посещение могилы Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, обращение лицом в сторону нее (могилы) и произнесение следующих слов:
«Ас-саляму алейка айюха ннабий ва рахматуллАхи ва баракатуху!»
(Мир тебе, милость и благословение Аллаха, о, Пророк!)».
После этого он (ибнуль Гумам) подтвердил истинность данных слов ещё одной передачей, которую приводит аль-Мадждуль Ллюгави от ибн Мубарака. Последний сказал: «Слышал я, как Абу Ханифа говорил: «Абу Айюб ас-Сахтияни прибыл как-то в Медину в то время, когда там находился я. Тогда я сказал: «Давайте посмотрим, что он будет делать». И обратил он (Абу Айюб) спину свою в сторону «кыблы», а лицо свое в сторону лика (могилы) Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, искренне проливая слезы...».
Выдающийся ученый аль-Кари после того, как процитировал эти слова, сказал: «В данных передачах содержится ясное указание на то, что необходимость обращения лицом в сторону могилы Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, во время исполнения мольбы, является окончательным мнением имама Абу Ханифы после периода некоторого колебания по этому вопросу...». А затем сказал Али аль-Кари: «Является также возможным объединение между двумя этими передачами». (То есть возможно объединение между мнением об обращении лицом в сторону могилы и мнением об обращении лицом в сторону «кыблы».)
Из всего вышесказанного (слова шейха ас-Сагаранфури, да будет милостив к нему Аллах Таала) ясно следует, что оба эти действия разрешены. Однако в качестве практики берётся мнение об обращении лицом в сторону лика (могилы) Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует. В частности данное мнение избрали мы и наши шейхи. И таков «хукм» (шариатское решение) по вопросу исполнения личной мольбы возле могилы Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, согласно передаче от имама Малика, да будет милостив к нему Аллах Таала, когда спросили его об этом некоторые повелители правоверных. Также совершенно ясно указал на этот «хукм» Мауляна аль-Кунгуги в своем трактате «Зубдатуль манасик». Что же касается «тавассуля», то мы уже разбирали эту тему в третьем и четвертом вопросах».
характерным моментами являются:
1. что оба риваята и Ибн Гумама рахимахуллах и Али Аль Кори рахмихаллах показывают, что допустим сам факт обращения, но лишь расходятся процедуры исполнения действа (повернувшись в сторону могилы или нет, соотвественно).
2. и главное, что Абу Ханифа передает риваят услышав из уст НАФИИ, КОТОРОГО НАУЧИЛ ЭТОМУ ИБН УМАР ридван Аллахи тааля анхум (Нафия был слугой и учеником у Ибну Умара р.а.). К СЛОВУ О:
"д) То, что передал Малик, слышавший от Нафи‘а, слышавшего это от Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими.
Сообщается, что такое мнение высказывал аль-Бухари."
И, наконец, жирная точка из самой фатвы шейхов деобанд:
"В частности данное мнение избрали мы и наши шейхи. И таков «хукм» (шариатское решение) по вопросу исполнения личной мольбы возле могилы Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, согласно передаче от имама Малика, да будет милостив к нему Аллах Таала, когда спросили его об этом некоторые повелители правоверных."