Кризис испугался?

Apr 09, 2009 11:32

В Законодательном собрании рамках "Часа Правительства" информацией о деятельности исполнительной власти по преодолению последствий экономического кризиса 8 апреля выступил член Правительства Санкт-Петербурга Сергей Бодрунов.
Как сообщил председатель Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли, Правительством города еще осенью прошлого года был принят План первоочередных мероприятий по преодолению последствий мирового экономического кризиса. В рамках этого плана налажен оперативный мониторинг финансово-экономической ситуации в городе, а также основных отраслей промышленности. Создана антикризисная группа под руководством губернатора, которая еженедельно обсуждает данные вопросы и принимает при необходимости оперативные решения. Особое внимание уделяется вопросам городского бюджета, проблемам социальной сферы, занятости населения, загрузки предприятий, состоянию финансовых учреждений, строительного комплекса и малого бизнеса. Под постоянным контролем находятся состояние запасов по основным группам товаров и цен на основные виды продовольствия, а также на ГСМ и строительные материалы.

По данным Комитета, социально-экономическое состояние Петербурга как по итогам 2008 года, так и за первые полтора месяца 2009 года является удовлетворительным и лучшим среди субъектов Федерации Северо-Западного округа, так и одним из лучших в России. В частности, официальный уровень безработицы в городе составляет 0,94% от экономически активной части населения или 25 300 человек. Цены на основные продукты питания практически остаются на прежнем уровне (рост в первом квартале 3%), а на хлебобулочные изделия даже снизились. Вместе с тем существует и целый ряд проблем: растут цены на лекарственные препараты, падает спрос населения на промышленные товары, снижается количество заказов для предприятий оборонно-промышленного комплекса.
Однако, несмотря на известные кризисные явления, сегодня нет серьезных проблем ни в одной из базовых компонент городской экономики. Крупные зарубежные инвесторы "не уходят из города насовсем, разве что притормаживают некоторые проекты". Стабильны и налоговые поступления, что подтверждает рост доходов населения. Появилась положительная динамика в сборе налогов на прибыль: 54% -январь, 88,9% - март (74% - январь-март) по сравнению с теми же периодами 2008 года. По предварительным данным, общий объем налоговых поступлений за квартал составит 98,6%, а в марте - 106,6%.
Комментируя снижение Министерством регионального развития рейтинга Санкт-Петербурга со «стабильного» на «удовлетворительный», г-н Бодрунов пояснил, что методика министерства учитывает не чистую зарплату, а совокупный доход граждан, включая проценты по вкладам и прочее. Отток рублевых средств граждан из банковского сектора в декабре-январе обусловил снижение доходов в феврале в размере 5,3 тысячи рублей на человека. В это не верится, но по данным мониторинга, рост заработной платы в первом квартале составил 17%, что выше уровня инфляции.
На базе проекта Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год Комитет подготовил проект Основных мероприятий Правительства Санкт-Петербурга по преодолению последствий экономического и финансового кризиса и оздоровления городской экономики на 2009 год. Документ состоит из пяти основных разделов: усиление социальной защиты, сохранение и создание рабочих мест; сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала; снижение административного давления на бизнес; реализация мер, направленных на оптимизацию расходов бюджета Санкт-Петербурга; организационные мероприятия по мониторингу социально-экономической ситуации в Петербурге.
С учетом поступающих предложений документ постоянно редактируется. Если первоначально он содержал 83 позиции, то к сегодняшнему дню в нем уже 133 мероприятия. В частности свои предложения и замечания представили 15 Комитетов и 8 районных администраций (всего более 200 предложений, из которых учтено 127) и 7 крупнейших ассоциаций и союзов (49 предложений, учтено - 30).
Стоимость антикризисных мероприятий в откорректированном городском бюджете оценивается в 38 млрд. рублей, еще 19 млрд. рублей правительство надеется привлечь из федерального бюджета. Документ основан на достоверном расчете возможностей бюджета и не содержит невыполнимых обещаний. При этом каждый затраченный рубль либо вернется усилением деловой активности, либо обеспечит социальную стабильность и защищенность.
Основной смысл мероприятий - это не количество вложенных средств, а в выборе правильных, ключевых точек их вложения. Так например, возмещение части затрат, связанных с уплатой предприятиями процентов по банковским кредитам на закупку технологического оборудования в сумме 13,5 млн. рублей позволяет не только получить льготное кредитование в размере 200 млн. рублей, но и снизить залоговое обеспечение на субсидируемую часть, сделать кредит более надежным для кредитных организаций. На аналогичные цели направлено субсидирование компенсаций лизинговых платежей в размере 30 млн. рублей, формирующих льготный оборотный капитал в размере 400 млн. рублей. Реализация большинства мероприятий направлена на активизацию внутреннего спроса, на поддержку местных производителей товаров и услуг. Например, для решения проблемы низкого спроса в строительстве и смежных отраслях, кроме прямых мер поддержки, Правительство Санкт-Петербурга обеспечит объем государственного заказа на строительство и реконструкцию, капитальный ремонт объектов городского хозяйства на сумму 100 млрд. рублей. Это меньше, чем в 2008 году, но совершенствование конкурсных процедур позволит сохранить реальный размер ассигнований на том же уровне. При этом Правительство надеется на увеличение софинансирования жилищного и транспортного строительства из федерального бюджета.
Очень важно, что в программу вошел весь комплекс мер социальной поддержки и обязательств, принятых Правительством города дополнительно к требованиям федерального законодательства. Так, сохранены доплаты труженикам тыла, дополнительные ежемесячные социальные выплаты пенсионерам и инвалидам до 1,15 величины прожиточного минимума, специальное транспортное обслуживание. В полной мере будет оказываться социальная помощь малоимущим и экстренная социальная помощь. Стоимость этих мер социальной поддержки составляет более 12 млрд. рублей, они охватывают более 800 тысяч человек.

Кризис - не вечен и городская экономика, все ее сектора должны выйти из этого сложного периода не только не ослабленными, но и обновленными, готовыми к дальнейшему развитию, - подчеркнул г-н Бодрунов, предложив депутатам активнее включаться в разработку антикризисных мероприятий. В окончательном виде документ планировалось принять не позднее 10 апреля.

Кризис отступает, но каковы потери?

Напомним основные параметры бюджета Санкт-Петербурга на 2009 год:
доходная часть - 268 млрд. руб., расходная - 318,8 млрд. руб., дефицит бюджета 50,8 млрд. руб.
При секвестровании бюджета совокупное уменьшение доходной части бюджета города на 2009 год составило 109,1 млрд. рублей (29% относительно первоначального варианта бюджета). Расходы сокращены на 19,7% относительно первоначального варианта бюджета или на 78,4 млрд. рублей.
А первоначальный проект бюджета Санкт-Петербурга на 2009 год, разработанный прошлым летом, был сформирован со следующими параметрами:
доходная часть проекта бюджета: 403 млрд. руб.; расходная часть - 423 млрд. рублей.
Бюджет 2008 года:
доходы 313 млрд. руб., расходы - 367, млрд. руб., дефицит - 53,9 млрд. руб.
2007 год: доходы - 234, 3 млрд. рублей, расходы - 266,3 млрд. рублей.

Практически Санкт-Петербург опустился на уровень 2007-2008 годов. Амбициозный план "Догнать и перегнать Москву" и довести за 2009-2011 годы сумарный бюджет до 1,5 трл. рублей провалился!

Санкт-Петербург, политика

Previous post Next post
Up