Около двух тысяч лет назад в тогдашний Иерусалим во время иудейского праздника пасхи, когда Тора повелевает иудеям употреблять в пищу только мацу, прибыл некий проповедник из Галилеи. Он провозгласил скорое наступление царстве божьего, вызвал сумятицу на Храмовой горе за что был задержан и приговорен к смерти через распятие. Большая часть местных едва ли обратила внимание на столь непродолжительный визит незнакомца. История о пасхе должна была быть рассказана его последователями.
“Смерть на кресте была не только ужасной, но и позорной”.
За истекшие с того времени две тысячи лет последние дни Иисуса стали важнейшим праздником одной из мировых религий, в которой различные конфессии видят различные смыслы.
Точное время той Пасхи (“песах” в иудейской традиции) не известно. Приблизительно она датируется 30 годов н.э.
Датировку облегчает упоминания о римском наместнике Понтиусе Пилате и верховный жрец иудеев Каифа. Период властвования Пилата приходился на 26-36 гг., Каифа же был Верховным жрецом Яхве в 18-36 гг.
Не известно, за сколько дней до “песаха” Иисус с учениками прибыли в Иерусалим. Даже судьбу Иисуса сложно датировать относительно праздника.
Доцент экзегетики, того раздела богословия, что занимается толкованием Священного писания, Матти Мюллюкоски защитил диссертацию о последних днях Иисуса. Он уверен в том, что пророк с учениками прибыли в город за несколько дней до “песаха”.
А вот вхождение в Иерусалим на осленке под всеобщие крики “Осанна!” навряд ли имело место быть.
Сложно представить, что он был широко известен в Иерусалиме. У них ведь в городе не было даже временного жилища.
Иисус с последователями расположился в деревне Бетании, что в нескольких километрах от Иерусалима.
Точно описать течение событий на Пасху через тысячелетия практически невозможно.
Мюллюкоски говорит о том, что самое раннее, написанное через 70 лет после тех событий, евангелие от Марка, является самым детальным свидетельством.
Марк изображает вхождение Иисуса на территорию Храма в Иерусалиме. Он вызывает полную сумятицу, начав крушить столы ростовщиков и продавцов голубей.
Скорее всего, это событие не привлекло к себе особого внимания.
Мюллюкоски подчеркивает, что вокруг храмовой горы в охранении находились римские легионеры, и если бы они услышали шум или заметили сутолоку, то вмешались бы без промедления.
По одной из теорий, один из учеников Иисуса, а именно упомянутый в евангелиях Иуда Искариот, вероятнее всего, был задержан, и впоследствие его вынудили показать место, где остановился Иисус со товарищи.
“Более распространенная версия называет Иуду разочаровавшимся в Иисусе радикалом, желавшим видеть его в качестве вождя вооруженного восстания”, - говорит Мюллюкоски.
Те самые тридцать серебренников и их значение в предательстве Иисуса было отдельно подчеркнуто в евангелиях, написанных позже.
По свидетельству евангелий, тем же вечером Иисус возлег вместе с учениками вкушать пасхальную трапезу, установившую таинство евхаристии. Доцент Мюллюкоски уверен, что это является поздней традицией.
“То, что они взяли внаем помещение для пасхальной трапезы, является маловероятным, ибо если бы у них было бы таковое, они, скорее всего, заночевали бы там, а не под открытым небом на Масленичной горе”.
История о тайной вечере, как считает Мюллюкоски, это драматизированный эпизод, предназначенный для поддержания ритуала причастия и представления об Иисусе, печальным от скорби, готовым к страданиям и всеведающим.
Евангелия рассказывают, что непредсказуемый и харизматичный проповедник не мог не вызывать озабоченность у фарисеев, почему они и решились избаваться от этого подстрекателя.
В итоге, Иисуса задержали ночью и уже на следующее утро приговорили к распятию.
Профессор догматики Пекка Кярккяйнен считает, что для западных конфессий основа пасхальной вести кроется во смерти на кресте и жертвенности Иисуса.
“Иисус является невинно осужденным, его клеймят все: фарисеи, римляне и даже народ”, - говорит Кярккяйнен.
“Интерпретация носит юридический характер: Иисус добровольно склоняется перед своей судьбой и своей жертвой искупляет все неправедное, что сотворено другими”.
Однако библейское описание судилища кажется преувеличенным.
“Хотя инициаторами задержания Иисуса стали верховные жрецы, навряд ли посреди ночи был собран весь совет, чтобы судить нарушителя спокойствия”, - уверен Мюллюкоски.
В тогдашнем Иерусалиме обвинение в богохульстве было обычным делом, таковым стал казус с Иисусом и для Понтия Пилата.
Кровожадная толпа, скорей всего, не собиралась освобождать преступника Варавву и судить Иисуса.
Ни один источник не доказывает того, что римляне предоставили иудеям возможность путем свободного голосования решить судьбу приговоренных.
В то время, приговорить к распятию было не просто чудовищным способом умервщления, но и эффективным способом унизить казненного.
В исламской традиции Иисус считается пророком, и в ней распятие ставиться под сомнение: конец пророка не может быть настолько позорным.
В христианской традиции Иисус умирает на кресте, правда, очень быстро. Евангелия говорят, что страдание длиться лишь несколько часов.
Обычно мучения длились пару дней.
Православный крес имеет скошенную поперечину, символизирующую двух распятых рядом с Иисусом преступников, один из них еще на кресте стал его последователем.
Евангелист Марк не упоминает об обращении, появление которого в Писании называется доцентом Мюллюкоски в ряду других поздних толкований.
Скорей всего, на кресте мало кто был в состоянии не то что вести дискуссии, а быть в сознании.
С креста Иисуса перемещают в гробницу, значение которого нарастает от евангелия к евангелию.
Мюллюкоски сомневается, чтобы Иисуса могли бросить в общую яму с другими телами.
“В те времена неизвестных хоронили на поле. В данном же случае, возможно, что один из членов совета позаботился о том, чтобы умерших иудеев переместили в типичную высеченную в скале гробницу”.
По общераспространенной версии, гробница с телом Иисуса обнаруживается на третий день пустой.
Обычно историки никак не комментируют вознесение, но для цервки оно является центральным местом пасхальной благой вести.
“В особенности восточные христианские церкви видят в вознесении космическое событие, когда Иисус попирает смерть. Он ведь не только возвращается к жизни, но становится новым, бессмертным Христом, способным проходить через стены и двери“, - описывает этот эпизод Кярккяйнен.
Но размышление над этим уже не является прерогативой историографии.
Helsingin Sanomat