9 мая. День Победы. Шумный день. Толпы людей, парад, концерты, салют. И все это рядом с моим домом. Оцепление такое, что ни из дома выехать, ни до дома доехать. Мы, как всегда, малодушно сбежали за город - тишина, соловьи, лягушки квакают, комары, треск костра. Вернулась сегодня, заглянула в ЖЖ. Смотрю, мои друзья своих дедушек вспоминают. Вспомню и я. Хотя я мало знаю о нем. Он погиб в октябре 1944-го года. Моей маме было 5 лет, она почти не помнит его. Знает, что он был командующим артиллерии корпуса. Я так и набрала в поисковике, добавив имя - Н.Б. Лившиц. Попала сначала в это блог
http://shaon.livejournal.com/91479.html#cutid1Потом нашла воспоминания о военных действиях на Прибалтийском фронте. Почему-то раньше мне не встречались эти мемуары. Повествование достаточно объемное. Я, как человек заинтересованный, прочитала этот текст полностью. Читала с замиранием сердца, т. к. знала, что где-то там будут подробности гибели моего деда. От мамы я знаю, что машина с командованием стрелкового корпуса подорвалась на противотанковой мине где-то недалеко от Риги. Автор мемуаров Л.М.Сандалов (начальник штаба 2-го Прибалтийского, а затем 4-го Украинского фронта) видел взрыв собственными глазами. Вот как это было:
"Мы поехали на КП 3-й ударной на трех «виллисах».
Новая полоса 10-й гвардейской и 3-й ударной армий, где еще недавно шли затяжные бои правофланговых войск 1-го Прибалтийского фронта, была пересечена траншеями, ходами сообщения, различными заграждениями, изранена воронками. Немцы, отступая, усиленно минировали дороги, взрывали мосты, устраивали завалы. Нам было хорошо известно о потерях от мин и разного рода «сюрпризов», коварно замаскированных гитлеровцами. Гибли люди, подрывались танки, орудия, автомашины. Не хватало саперных частей и минеров, чтобы снять все оставшиеся заграждения.
Наши машины подошли к перекрестку дорог, километрах в десяти от линии фронта. Впереди нас в том же направлении двигался еще один «виллис». Сидевшие в нем, очевидно, узнали командующего фронтом и свернули немного в сторону. И тут же на наших глазах машина взорвалась. Еременко и я поспешили к месту взрыва. Явно сработала противотанковая мина... Это была машина командира 79-го стрелкового корпуса. Он, видимо, тоже ехал на КП армии на совещание.
Из остановившихся поблизости машин выскакивали и подбегали к взорванной машине офицеры и солдаты. В их числе оказался врач. Он установил, что комкор генерал Г. И. Шерстнев, командующий артиллерией корпуса полковник Н. Б. Лившиц и
начальник оперативного отдела штаба корпуса подполковник П. Я. Ветренко мертвы, а шофер тяжело ранен.
С болью в душе стояли мы безмолвно возле погибших..."
Весьма скудное и сухое повествование, но у меня слезы навернулись на глаза, было ощущение, что я тоже стою и смотрю на погибших. Стою и думаю - почему так получилось?