Соблюдение чашки.

Mar 31, 2020 17:33

Ну что ж други, судя по фронтовым сводкам по борьбе с вирусом, ента тема шибко актуальна.
Наверное не раз слышали, что мол- староверы, проклятые изуверы, не дадут человеку воды попить, а если уж и дадут, то чашку разобьют. Ну что тут сказать? Доля правды есть конечно, но нужно понимать некоторые особенности, откель енто пошло.
Сначала давайте договоримся о терминологии (что бы вы сразу не обиделись), ну и конечно же о мировоззрении людей которых обсуждаем. Во первых мы обсуждаем людей верующих и для которых гигиена тела и души- практически равнозначны. Во вторых, у верующих людей, накону стоит спасение безсмертной души и то к чему призывает Спаситель и Святые отцы, намного важней чем светская мишура. На счет терминологии, то слово "поганый" имеет смысл- языческий (поганус paganus лат.), сиречь -нехристи.
Так вот, "блюсти чашку", придумали вовсе не староверцы, а Русская Церковь в средние века, получив енту традицию из Византии. Помогало ли енто и в гигиене, само собой! Но причина в другом.

Лубок Трапеза благочестивых и нечестивых. 18 век.



Християне, с самого начала, старались себя отделить от неверных, по прямому указанию Спасителя:
13 Я обращаюсь к вам, как к детям, так откройте же и вы в ответ свои сердца!
14 Не будьте заодно с неверующими. Что общего у праведности с грехом? Что общего у света с тьмой
15 или у Христа с Велиаром? Что общего у верующего с неверующими,
16 и у храма Божьего с идолами? Ведь мы храм живого Бога, так как Бог сказал о нас: "Я вселюсь в них и буду ходить среди них. Я буду их Богом, и они будут Моим народом".
17 "Выйдите поэтому из их среды и отделитесь, - говорит Господь, - не прикасайтесь к нечистому, и Я приму вас".
18 "Я буду вашим Отцом, и вы будете моими сыновьями и дочерями", - говорит Господь Вседержитель.
2-е Коринфянам 6 глава

Так или иначе, но в разных уголках Земли, возникали разные традиции, давайте я вам накидаю маленько цитат от православных святых отец. Ну и примеры из жизни...


св Феодосий Печерский
"...и из одной посуды не есть, и не пить с ним, и не брать у них пищи. Им же, когда они просят у нас есть или пить Бога ради, давать есть и пить, но из их собственной посуды. Если же не будет у них посуды, давать и в своей, только потом, вымыв, сотворить над ней молитву. Ибо неправо они веруют и нечисто живут: едят со псами и кошками, пьют свою мочу и едят ящериц, и диких коней, и ослов, и удавленину, и мертвечину, и медвежатину, и бобровое мясо, и бобровый хвост.
...Милостыней же милуй всякого, не своей только веры, но и чужого. Когда видишь нагого или голодного, страждущего от зимней стужи или какой беды, будь он жидовин или сарацин, болгарин или еретик, латинин или язычник - всякого, как можешь, помилуй и от беды избавь, и не останешься без Божьего воздаяния. Бог ведь и сам в этой жизни сохраняет и язычников, и христиан. Язычникам и иноверным в нынешнем веке дано попечение от Бога, в будущем же чужды они будут благого воздаяния. А мы, живущие в правой вере, и здесь пребываем Богом соблюдаемы, и в будущем веке будем спасаемы Господом нашим Исусом Христом».

"Аще арменин испиет из сосуда, таковому сосуду (сиречь чаше или иной какой) молитвы не давати, но разбити" (Книга Кирилова, лист 269).

Преподобный Иосиф игумен Волоцкий: "Многажды глаголах вам о безбожных еретицех, и ныне молю не совокуплятися с ними ни в ядении, ни в питии, ни в любви, ни в дружбе; творяй сия, чужа себе творит Христовы Церкви". "Аще кто в бесплотных житие поживет с еретики приобщаяся, таковый друг диавола".

"Вере латыньстей не прилучаитеся, ни обычая их держати, и комканья их бегати и всякого ученья их бегати, и норова их гнушатися и блюсти, своих дочерей не давати за них, ни у них поимати, ни братитися, ни поклонитися, ни целовати его, ни с ним из единаго судна ясти, ни пити, ни брашна их приимати. Тем же паки у нас просящим Бога ради ясти и пити. Дати им, но в их судех, аще ли не будет у них судна, в своем дати, потом измывши дати молитву, занеже не право веруют и не чисто живут".
(Филофей Псковский. Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян XI-XVI вв. Андрея Попова. СПб., С. 45-46.)

Матфей Иеросалимский в 50 правиле пишет:
"Если некто поганый осквернит рукой своей вино или масло, то это не достоит христианам вкушать."

Святитель Иоанн Златоуст:
"…Если кто с еретиками вместе ест, то он называется врагом Христовым. Питающийся вместе с еретиками в Церковь не допускается, и христиане отвращаются от нарушителя, как идолослужителя" (книга Маргарит).

Наверное достаточно? ))) хотя можно целую книгу издать! Так или иначе, в те времена, люди жили компактно и встречались с иноверцами или иноземцами очень редко, да и определить их можно было сразу и по одежке, и по босорылости. Даже свои же купцы, которые возвращались из загранки, обязательно закрывались на 40-ка дневный пост.
А вот после раскола на Руси, блюсти чашку стало сложней и родилось много мифов от синодальной пропаганды. Сейчас "чашечников" не так уж много, в основном остальцы в безпоповских согласиях. Мои дед и бабушка были - "супер чашечники" ))) даже внукам нельзя было дотронуться до их посуды. Всем остальным (даже родне), так как были замирщины, подавалась "поганая посуда". Поганая не значит грязная, а лишь что из неё кушали неверные. Сейчас напоминание об ентом встречает гнев и раздражение. Но необходимо понимать, что Церковные Правила, в отношении поганого и чистого, выработаны веками и предельно практичны. Они помогают хранить чувство священного.

Вот вам мои прадед Панкратов Лев Михайлович и прабабушка Елена, она кстати, когда на улице встречала никониянского попа, переходила на другую сторону...а вы говорите "чашка" ))).



Еще один случай из жизни- Дед что то ковырялся в палисаднике, как шел мимо сосед (из никониян), поздоровкались, постояли поболтали о том , о сем... тут уж сосед попросил попить... бабушка сбегала и налила в поганую кружку (зачерпывать нельзя! и ведро всегда должно быть накрыто!) Сосед попил, поблагодарил и пошел...токмо вот кружку повесил на черенок лопаты. Бабушка потом ентот черенок вымачивала в бочке с водой наверное с месяц, само собой с очистительными молитвами.

обычаи, Панкратовы, староверы, старообрядцы, Чин

Previous post Next post
Up