В прошедшею субботу, на Сретение, в деревне Тураево (Лыткарино), был подъем колоколов на колокольню старообрядческой церкви Рожества Пресвятыя Богородицы.
Ну и я многогрешный, посетил с семейством енто мероприятие, так же мы посетили местный Музей и чудом сохранившееся староверческое кладбище.
Если ехать из Москвы, то ето сразу за Люберцами, на живописном (когда-то) берегу реки Москвы. Первое документальное известие о нем относится к 1452 году в духовной Василия II, где указано, что сыну Юрию отдается кроме прочих земель " … да на Пахре с Мячковым, с Лодыгиным и с Тяжиным, и с рыболовными деревнями... то его и есь ". (В Пахре осетров ловили к царскому столу). В 1580 году весь этот район был передан в ведение только что учрежденного Приказа каменных дел, для разработки местных известняков и строительства в Москве Белого города. Ломкой камня занимались крестьяне не всей волости, а сел Мячково, Зеленая слобода, Колычево, деревни Тураево. Грубо говоря, Москва обязана етим местам, своим названием- "белокаменная".
Далее куча фотографий поднятия колоколов, музея и кладбища...
Опосля раскола (1666), в Мячково и Тураево, были заселены в основном- старообрядцами.
Храм в деревне Тураево впервые упоминается в 1824 году 11 сентября в связи с донесением Земского суда о том:
"что Мячковской волости в деревне Тураевой Удельными крестьянами самовольно перекрыли крышу на старообрядческой часовне. А как Указом Правительствующего Сената от 19 января 1818 года повелено местному начальству иметь строжайшее наблюдение, чтобы старообрядческих часовен отнюдь вновь чреждаемо не было, и чтобы существовавшие до толе оставались в прежнем виде; то я представляя о сем самовольном поступке тураевских крестьян, осмеливаюсь покорнейше просить Ваше Сиятельство, не благоугодно ли будет приказать сломать помянутую часовню, как самовольно перекрытую крестьянами в противность помянутого указа; дабы прочих селений крестьяне, где есть старообрядческие часовни, не принимались на подобныя поправки и починки оных."
В справке к возбужденному делу, сказано что "Особой переписки о Старообрядческой часовне в деревне Тураевой, в Бронницком уезде состоящей, - небыло.
Часовня их показана в ведомости, представленной Вашему Сиятельству Г. Московским Гражданским Губернатором в 1822 году."
Храм во имя Рожества Пресвятыя Богородицы ныне выглядит вот едок. Но таким он стал не сразу. Сначала ето была- простая изба (моленная) и лишь после выхода указа о веротерпимости в 1905 году, были пристроены из кирпича- алтарь и колокольня в 1908 году.
Как ни странно, но в советское время,храм не закрывался.В тридцатых годах, служил священноиерей Архип (Кутников).
Последний в советское время священник тураевского прихода-Священноиерей Иеремия (1906-1984г.) Благодаря его усилиям,сохранилось то,что мы видим сейчас.
С 1995 по 2013 г.- о. Алексей Лопатин (Москва), сейчас служит о.Олег Бураковский.
А так гасят свечи на паникадило по окончанию службы.
Рядом с храмом, приспособили одно из строений в музей. Кстати, в прошлом году, даже получили призовое место в конкурсе. Летом тут все зелено и красиво. Обычно собирают группу и проводят экскурсию с чаепитием. Записаться на посещение, можно на страничке в ФБуке-
https://web.facebook.com/TuraevskayaStaroobradcheskayaObschina/
В 50-х гг. прошлого столетия рядом с деревней,в течение нескольких лет был создан комплекс предприятий, имеющих научное и оборонное значение. В это время были построены филиал научно-испытательного центра ЦИАМ, Лыткаринской машиностроительный завод «Сатурн», Тураевское машино-строительское конструкторское бюро «Союз» и еще более 30 предприятий, в том числе «Старатели» и ДиПОС. К 1978 году, времени когда деревню снесли, в ней находилось 65 дворов. Остался лишь храм зажатый со всех сторон"промзоной" и часть кладбища.
Единственно уцелевшим домом- оказался поповский дом, отца Иеремия.
Рядом с храмом, находится старообрядческое кладбище. В советское время, кладбищенская часовня была разрушена,а все надгробья были сброшены для укрепления оврагов.Только благодаря усилиям Тураевской старообрядческой общины и их председателя- Николая Юкина, получилось восстановить "Тураевский некрополь".
Как ни странно, на многих камнях, написано- "КРЕСТЬЯНИН имярек". Так что такое надгробие, в Тураево могли себе позволить простые крестьяне,так как сами же добывали етот камень. Добытый из местных карьеров известняк-песчаник, считавшийся самым твердым в нашей стране, был использован при строительстве фундаментов зданий столицы. Так, например, из него сделаны огромная колоннада Большого Екатерининского дворца в Лефортово, цоколь Манежа, ступени и пандусы портика Большого театра.
Кладбище было окружено рвом, служившим ему естественной границей. Хоронили там только староверов. На востоке от кладбища, за рвом, хоронили утопленников, удавленников и пленных австрийцев в 1915 году. Теперь за рвом стоят шестисоточные дачи.
Сохранившиеся надписи на надгробиях подтверждают, что в конце 18 и на протяжении всего 19 века здесь производили погребения старообрядцы не только из деревни Тураево, но и из соседнего села Мячково и даже города Бронницы.
Очень много надгробий с фамилией- Языковы и Юкины (кстати, председатель Тураевской старообрядческой общины- Николай Юкин)
Хоть у многих подписан социальный статус- "крестьянин", хочу подметить, что староверы ни когда небыли крепостными (хотя был повышенный налог, а при Петре I- двойной), а тураевские и мячековские крестьяне считались-государственными и выполняли работу на каменоломне. Хорошо ли, плохо ли жили...но почти все дома в Тураево были каменные. К местному причалу, сходились и две дороги, так что здесь,в любом случае был,сказать современным языком-торговый центр. В Москве,такие надгробия, могли себе позволить лишь богатые купцы или дворяне.
Соньку как всегда очень взволновали- детские надгробия. Кстати их на кладбище не мало. Есть подростковые и совсем крошечные.
Ето могила моего старого товарища Володи Баранцева, долгое время был нашим уставщиком на Тверской заставе (Белорусская).
Получил вот такую памятную книжицу.