Старообрядцы Нижнего Тагила.

Feb 13, 2017 22:04

Купца Павла Аксёнова некоторые исследователи истории Урала и Предуралья называли главой старообрядческой «австрийской» общины Нижнетагильского завода и выходцем из демидовских крепостных. Но на самом деле Павел Тарасович происходил из государевых крестьян, родился и вырос в Верхотурье. С демидовскими заводами род Аксёновых связывали разве только торговые дела. Да и формальным главой нижнетагильской общины «австрийцев» был не Аксёнов, а купец 2-й гильдии Никита Моисеевич Гущин. В Нижнетагильском заводском посёлке Павел Тарасович Аксёнов прочно обосновался в 1880 году, развернув здесь торговлю мануфактурой и швейными машинами, а в дальнейшем стал торговать вином, чаем, сахаром и другой бакалеей. Первым его помощником и продолжателем дел стал сын - Павел Павлович.
(читать целиком статью о купцах-староверцах Н.Тагила- https://vsenovostint.ru/2015/09/02/tagil-kommercheskiy-prodolzhenie/)

*** "Австрийцами"- власти называли -старообрядцев поповцев, иерархия которых зародилась в с.Белая Криница в Австро-Венгрии. (в связи с большими гонениями тут) нынче называется- РПСЦ http://rpsc.ru/

Старовер купец Аксенов Павел Павлович с супругой.



Аксёновское подворье (фото нач. ХХ в.) в центре находится "часовня", хотя сделана была с алтарем.





Дочери П.П.Аксенова: Лариса, Валентина, Лидия



"Старуха" Аксенова. Супруга Павла Тарасовича и мать Павла Павловича.



Об "Аксеновской" часовне из "Екатеринбургские епархиальные ведомости" № 4 за 1906 год:
"В Нижнетагильском заводе проживают последователи австрийской иерархии - большей частью коммерсанты со своими семьями и служащими у них приказчиками. Имеется наставник. Совершающий службы в храме, построенном на усадьбе купца А. и, кажется, пользующийся его покровительством.
Недавно разнесся слух, что 4 октября 1905 года состоится поднятие креста на австрийском храме. Чин этот совершит их областной настоятель Антоний ( Епископ Пермский и Тобольский, именуемый у них )
Здание храма каменное, одноэтажное, стоит в тесноте среди различных построек; с алтарной стороны примыкают вплоть к нему какие-то надворные постройки: каретник, кладовые и прочие. С северной стороны - жилые дома. С улицы ведут ворота, самые простые, даже без изображения на них креста.
Вхожу через калитку в ограду очень тесную, отворяю дверь в прихожую, оказалось зашел с южной стороны, с запада же не позволяла сделать вход какая-то капитальная стена.
На западной стене в нише подпись, гласящая, что старообрядцы, приемлющие священство ( но какое именно, почему-то не упомянуто) соорудили храм сей с разрешения г. Министра Внутренних дел за № 162 и освящен храм 1 октября 1882 года в честь ПОКРОВА БОГОРОДИЦЫ. Через 23 года соорудили крест. Крест деревянный с главою, обит железом и покрыт золотом на марданный лак. Это все обильно убрано зеленью с массой искусственных цветов. [Был фотограф с фотоаппаратом на крыше].
Священник Сергей Стахеев "

Певчий в "Аксеновской часовне", владелец шорной мастерской Дмитрий Львович Хлопотов с сыновьями: Семеном, Дмитрием, Евстафием и Львом (моим дедом). Фото Алексея Хлопотова.



Фото Павла Петрова. Его прадед (справа) Иван Егорович Катаев. А также известные старцы Уар и Антоний. Моления на Веселых горах, конец 19 века



Нынче от подворья, остались сплошные руины. Местная старообрядческая Община, борется о возврате остатков храма для востановления.
2008 год.



Фото сделано неделю назад.



история, сибирь, купцы, РПСЦ, старообрядцы

Previous post Next post
Up