Фото из семейного архива семьи петербуржских старообрядцев Громовых, вполне возможно, родственников известных купцов-меценатов Громовых, которые основали- Громовское старообрядческое кладбище.
Большая благодарность хозяйке фото- Елене Утенковой (Киров).
Все комментарии её.
Мои прадед и прабабушка
Санкт-Петербург, 1900-1901
Мои прадед и прабабушка Громовы Ирина и Василий. Он служил в банке, у неё было два магазина. Имели троих детей: двух мальчиков и девочку, мою бабушку. Со слов моей бабушки знаю, что жили они недалеко от Дворцовой площади. Были староверами. Прадед не курил и не пил даже пива. В 1917 году, когда началась революция, решили пережить смутные времена в провинции и перебрались в Медынь, тихий городок. Но смутные времена затянулись и Медынь они покинули только в 1941-м, когда бежали от немцев к дочери в Вятку. Там и умерли в 50-е гг. Несмотря на то, что до революции были они люди состоятельные, не пропали и потом. Прадед служил в Медыни на кондитерской фабрике, а прабабушка развела хозяйство: сад, огород. Когда в 37-м у дочери посадили мужа, они приняли к себе внучек.
Далее еще фото из семейного альбома и литография самого известного Громова в Питере.
Мой прапрадед Громов Василий Афанасьевич. Был не бедным человеком. Умер в 1911 году.
Моя бабушка Громова Женя с братом Петей.1911-13гг.
1915г. Моя бабушка Женя Громова с подружками. У меня сохранился бабушкин аттестат. Конечно, предметы в женской гимназии были не такие, как теперь: чистописание, французский и немецкий языки, танцы, пение, рукоделие и всё, что нужно, чтобы выйти замуж. Но бабушка очень красиво и грамотно писала, прекрасно вышивала. Она умерла в 1979 году.
Мой дед Шишкин Михаил Алексеевич, студент
Москва, 1920
Наверное, где-то в это время он познакомился с моей бабушкой. Её хотели выдать замуж за состоятельного человека. Но влюбилась она в молодого бедного инженера. По семейной легенде, пришел он свататься в разных валенках. Один белый, а другой - черный. Родители отказали. И тогда бабушка сбежала к любимому через окно.
Моя бабушка Шишкина Евгения Васильевна на курсах сестер милосердия.1921г.
Мой дед Шишкин Михаил Алексеевич в 20 -е гг в составе группы молодых совестких специалистов выезжал на учебу в Европу. В 1937 году это ему тоже припомнили
Моя тетя Шишкина Валентина Михайловна с отцом, моим дедом,Киров, 1941(прим. год ошибка, скорее всего 43)
Тёте 19 лет. Она ушла добровольцем на фронт. Всю войну служила зенитчицей под Москвой. У них был женский комсомольский батальон. Очень строгие порядки. В тетю влюбился молоденький лейтенант. Ничего у них не было, только вздохи, да прогулки. Но командир распорядился отправить лейтенанта на фронт.
А деду на этой фотографии всего 41 год. Но в 1937 его по ложному доносу посадили. Обвинили, что готовил какой-то заговор. Били, но дед не подписал ни одной бумаги, ни в чем не признался. А в бабушку влюбился его следователь и сделал её такое предложение: она выходит за него, следователя, замуж и тогда деда выпускают. А если нет, деда расстреляют, а детей отправят в детский дом. Но бабушка ему отказала. А деда и так через год выпустили и даже потом реабилитировали.
Вот такой вот не большой, но интересный альбом.
А вот вам- литография в паспарту выставленная на продажу в
http://www.rusbibliophile.ru/ аж за 750 000=рупчиков, основателя старообрядческого купеческого клана- Федула Григорьевича Громова.
Портрет был литографирован печатником Пьером Жаном Поль-Пети (Paul-Petit) по рисунку талантливого французского художника и литографа Краузольта (Krausolt). Приехав из Парижа в Петербург в конце 1830-х годов, П.Ж.Поль-Пети управлял до 1846 г. литографией Эрмитажной галереи, а в 1850-1860-х годах имел уже свое собственное литографическое заведение. Им напечатано более двухсот листов прекрасных литографированных портретов русских деятелей; его литография считалась одной из лучших в России. Среди наиболее значительных изданий П.Ж.Поль-Пети - роскошное издание "Императорская Эрмитажная Галерея".
Федул Григорьевич Громов (1763 - 1848), купец первой гильдии, коммерции советник, потомственный почетный гражданин, родоначальник династии лесопромышленников-миллионеров, обладал большими связями в высших кругах. Ф.Г.Громов был крупным меценатом, коллекционером, владел лучшей в городе оранжереей на Аптекарском острове. Предприниматель происходил из крестьян-старообрядцев села Гуслиц Московской губернии. Поселившись в Санкт-Петербурге, он начинал с извозного промысла, а затем основал собственное дело, торговал железом и лесом. Со временем он построил в Петербургской губернии паровой завод по переработке лесоматериала. В 1825 г. Ф.Г.Громов основал близ Смольного лесную биржу. Лесопромышленник владел 600 тысячами десятин леса в Выборгской губернии, чугунолитейным заводом и несколькими лесопилками, работавшими на водной тяге. Ф.Г.Громов производил лесозаготовки в северо-западных губерниях, осуществлял широкие поставки лесоматериалов на петербургский рынок и в Англию.
Вместе с младшим братом, Сергеем Григорьевичем, возглавившим петербургскую общину старообрядцев-поповцев, Ф.Г.Громов основал в Петербурге Громовское кладбище - главный центр староверов белокриницкого согласия русской столицы. Именно по его плану, который получил неофициальное одобрение шефа жандармов графа Бенкендорфа, старообрядцы стали искать архиепископа за границей и получили, наконец, возможность восстановить церковную иерархию.
На надгробии Федула Григорьевича была высечена эпитафия: "Не блеск образования и званий, а здоровый ум и дальновидность руководствовали его в обширных делах, при уповании на Бога! Он начал с ничего и, неусыпно трудясь, приобрел звания и состояние, и во всю жизнь наслаждался любовию всех окружающих, счастьем и постоянным здоровьем! Муж благодетельный, добрый гражданин и примерный семьянин!"