Ну чтож друзья! В сети потихоньку появляются новые фотографии Барнаула. Тема ета мне шибко интересна,так как мои предки по отцовской линии, там жили. Сейчас из родни ни кого там нет (ну может быть токмо дальние родственники?), после революции, переехали в Харбин, оттуда часть родни в Америку (не знаю точно в какую), а дед с одним братом вернулся. Сразу посадили, потом долго жили в Казахстане и уж в 70-х переехали подо Ржев.
Очень радуюсь, когда появляются материалы тех лет, сейчас по подробней изучил карту 1907 года (
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BB#/media/File:Barnaul_1907.jpg). и попробую в фотографиях показать окрестности "Заводского пруда" на р.Барнаулке.
Правый берег и плотина. В левом углу- старообрядческая Крестовоздвиженская церковь
За плотиной- находился Сереброплавильный завод. Для него запруда и была построена в 1739-ом году Акиньфеем Демидовым. Он же и завез сюда своих рабочих. Так как поговаривают, что он был- "скрытным" старовером, то большинство рабочих, были старообрядцами. В последствии, речка Барнаулка, дала и название городу Барнаул.
После выхода в свет Манифеста о веротерпимости в 1905г., разрешающего старообрядцам регистрировать свои общины и строить церкви, барнаульская "Белокриницкая Крестовоздвиженская община" стали ходатайствовать перед городской думой об отведении им места под строительство храма. Решение о предоставлении для этих целей участка на улице Подгорной (ныне Мамонтова), на берегу городского пруда, было принято на заседании думы 27 сентября 1906 года.
Фото примерно тех лет. 1909 год. Слева мой дед- Панкратов Александр с приятелем Шайдуровым К.Е.
Приблизительно вот ето место. Известно что просили место повыше, но дума придвинула вплотную к пруду. Видать чтоб не возвышаться над городом.
В то время, серебро уже не выплавлялось, а была лесопереработка. В советское время, местное название была- "Спичка".
Справа от церкви (если смотреть с левого берега), находились- "Кирпичные сараи" (склады), а чуть подальше- Барнаульский пивоваренный завод Ворсиных. Основанный в 1883 году.
Выпускали 6000 ведер в год.(ведро-12л) Пиво ценилось из-за алтайского хмеля.
Плотина.
Слева же на "Горе" находилось "Нагорное кладбище" с никонианской Иоанно-Предтеченской церковью. (ныне снесена)
1919г. Мальчишка на коне, прям как у Петрова-Водкина.)))
В советское время в 50-х, тут устроили- алтайское ВДНХ.
Вид с "Горы" или смотровой площадки "ВДНХ".
конец 60-х
Но вернемся к Крестовоздвиженской старообрядческой церкви.
Строение было каменным, за исключением колокольни, рубленой из дерева. В плане храм представлял вытянутую по продольной оси композицию из 4-х разновеликих объемов-четвериков: притвор с возведенной над ним колокольней (7x16 аршин), трапезная (10x10 аршин), храм (12x12 аршин). С восточной стороны к храму примыкала пятистенная апсида, как это видно на фотографиях, но в "Описи" указаны размеры прямоугольника - 7x9 аршин.В здании храма должны были свободно помещаться прихожане Барнаульской общины, которая, вместе с верующими деревень Бажевой, Конюхов, Казенной Заимки, Гоньбы и других пригородных населенных пунктов, включала свыше 600 человек.
В заметке, посвященной торжеству освящения храма во имя Честнаго и Животворящаго Креста Господня, состоявшемуся 13 декабря 1915 г., говорится: "Сбылась, наконец, заветная надежда барнаульской общины, к которой она стремилась много лет: ... храм отстроен, внутри поставлен иконостас в древнем стиле с позолотой и повешено стильное позолоченное паникадило. Иконы в новгородском стиле работал иконописец М.М. Комаров в дер. Гора, Московской губ. Заказ им исполнен добросовестно".
Прежде чем заказывать иконы, построили иконостас. Сохранился текст "Договора" от 14 ноября 1914г., демонстрирующий требования, которые предъявляли к этой важной детали: "...из сухого выдержанного соснового леса не тоньше полутора вершков, а резьба вся из выдержанного сухого кедрового леса, из такого же леса должен быть сделан и весь орнамент. ...Основание иконостаса и киот оклеить толстой парусиной на французском клею, с мелом с соблюдением безукоризненной расчистки и должно быть выкрашено на три раза эмалевой краской... Орнамент и резьба должны быть также оклеены парусиной и все заготовки и склейки должны производиться на французском клею, а где требуется с мелом. Расчистка и позолота должны быть безукоризненны и с блеском...Золото для позолочения должно быть сусальное, червонное 96 пробы полузолотниковое...".
Золото заказывали в Москве. Было там "Заведение" Ивана Ивановича Барышникова, по адресу: "1-ая Мещанская, Грохольский переулок, 2-ой проезд", награжденное медалью "от комитета Бессарабских сельскохозяйственных выставок". Именно отсюда был прислан счет на имя члена церковного совета Крестовоздвиженской общины Черкасова Ивана Иовича "от февраля 9 дня 1915 года" за поставку "сусального золота 1/2 золотникового".
Фото иконостаса, на солее стоит, предположительно, священник о. Ияков Чучалин.
Самое лучшее по качеству фото храма. Так как пруд осушили в 1926 году, то тут период с 26-го по 38-ой.
А вот мой прадед Панкратов Лев Михайлович с женой Еленой и сестрой деда Пелагеей. 30-е годы.
В 38-ом церкву окончательно отняли, сначала здание без колокольни и купола значилось за сплавной конторой треста «Алтайлес», затем передали краевому управлению лесного хозяйства и наконец, в нем был устроен кинопрокат.
фото 1955г. видно что бывшее дно пруда, уже застроили частными домами (может быть дачами?)
В 1967 году,"по просьбе трудящихся" при строительстве трамвайной маршрута №7, храм был взорван.
Сейчас и трамвайных путей уже нет, а на пересечении Красноармейского пр-та и ул. Мамонтова- большая дорожная развязка. Фото 80-х.
Внизу, ниже старого берега пруда, как бы на старом дне, построили Торговый Центр "Арсидом". А вокруг, все также застройка частного сектора... может кто из потомков и сохранился?
Спаси Христос, за некоторые материалы, сайт
http://altaistarover.ru/ и за некоторые фотографии- В. Будянскую. Ну и ВИКИ поклон за подробную карту 1907 года.