Про старообрядцев забайкалья- "СЕМЕЙСКИХ", писано переписано и в книгах, и в сети. Прославились в основном тем, что сохранили самобытное пение, роспись и деревянное зодчество, и традиции национального костюма.
Сейчас потомки забайкальских старообрядцев проживают компактно в Республике Бурятия на территориях Тарбагатайского, Бичурского, Мухоршибирского и Заиграевского районов, а также в селах - Ново-Десятницкое (Кяхтинский район), Ягодное (Селенгинский район), Хасурта (Хоринский район), Леоновка и Вознесеновка (Кижингинский район), в городах Улан-Удэ, Гусиноозерск. Дисперсно они расселились по всей Республике Бурятия. Значительная часть старообрядцев живет на территории Читинской области в Красночикойском районе.
Кратенько сообщу откель они появились в Бурятии- селились сюда християне не по собственной воле. Насильственным путем, переселяли из Польши, куда в своё время, бежали из центральной России. Выходцев из Ветки (ныне Белоруссия), примерно половину поселили на Алтае (местная дразнилка- "поляки"), а часть отправили в Бурятию. Почему- "семейские"? Есть разные варианты, но мне больше нравится- гнали их всё таки не в кандалах, а на подводах и давали одну на семью. Если семья больше 3-х человек, то давали еще одну...
С 1735 г. начались, так называемые "выгонки" старообрядцев из-за рубежа.
"В лето 7 243 (1 735) по именному повелению императрицы Анны Иоановны, господин полковник Ияков Григорьевич Сытин, взем с собою 5 полков войска, и окружив отовсюду Ветку, и сущая места окрест ея, и обрете обоего полу до четыредесяти тысящь. Обозрев же скиты и монастыри и пустыни и сотвори горестное и плачевное переселение обитавшим тамо".
В дальнейшем, по указу императрицы Екатерины II «ко всем находившимся тогда за польскою границею» последовало требование - вернуть всех беглых в Отечество. Вместе с тем в своем указе императрица "улещала" польских старообрядцев своими милостями о всепрощении, о предоставлении права не брить бороду, об освобождении от ношения немецкого платья и "прочая льготы обещавая». Но столь «сладостные речи» не усыпили бдительности беглецов. Тогда императрица применила силу. По ее повелению- "генерал майор Маслов, взем два полка войска, вступив в Польшу, и внезапу окружи Ветку, подобно Сытину, и обрете в ней до двадесяти тысящ жителей обоего пола и через два месяца всех выела в Россию, большею частию в Сибирь на поселение".
Часть предков забайкальских старообрядцев (так называемая Селенгинская группа) была выведена из пределов Польши во время второй «выгонки», осуществленной в 1764 г. под руководством того же генерал-майора Маслова Путь некоторых групп старообрядцев, которые шли этапом в глубь Сибири в страну "мунгалов" в целом отслежен, однако существуют и некоторые спорные моменты. Но фактом остается то, что, прибыв на места поселения в Забайкалье, старообрядцы обустроились очень быстро - за 3-4 года. С Ветки их вывели насильно. Продать свое имущество там они не имели возможности. Поэтому то, что сумели унести с собой в руках - это и было все их «богатство». Шли и ехали подолгу на подводах, за счет государства Но придя на жительство, совершили буквально чудо. Симон Паллас, известный историк, путешествовавший в начале 70-х гг. XVIII в. в Забайкалье, в своих записках утверждал, что «тюльские колонисты», которые только недавно были переселены из европейской России, уже имели дома и надворные постройки.
Переняв на себя культуру России, Украины, Белоруссии, Польши, сохранили очень яркие наряды. На Алтае "поляки", считались- сверх "легкомысленными" за пеструю одёжу у ранее заселившихся "чалдонов" и "каменщиков"(староверы мигрирующие по своей воле). Как раз мой дед, ворчал на бабушку, так как она была из- "поляк"))).
Что бы понять цветовую гамму, вот современное фото. Интересно что очень популярны- крупные янтарные бусы... ну не на Байкале же янтарь добывали? )))
Семья Рыжакова Федора Ферапонтовича 1943 г.
фото Олеси Чмелюк
Фото Сергея Иванова, 1944г.,с.Новый Заган
1885г.
Брылёвы.
Некоторые материалы взяты с сайта -
http://www.semeyskie.ru