Сен-Дени и Дионисий Ареопагит.

Dec 12, 2015 11:25

Дионисий Парижский (фр. Saint Denis, лат. Dionysius) - III век, первый епископ Парижа, священномученик. Почитается 9 октября по н.ст. (почему голова в руках, читай далее)



Дионисий Ареопагит (греч. Διονύσιος ο Αρεοπαγίτης) - афинский мыслитель. Согласно церковному преданию,  был учеником ап. Павла (Деян. 17:34) и первым епископом г. Афины. В 95 г. он был послан апостолом Климентом во главе миссии на проповедь в Галлию, где и погиб в гонение Домициана ок. 96 года. Почитается- 16 октября по н. ст.




Самое интересное, что об одном и том же святом (наверное?), разная хронология у Православных и латинян... хотя  подвижники, одни и те же- св.пресвитер Ру́стик и диакон Елевфе́рий, да и мученическая смерть описана одинаково. Но почему то, католики- уменьшили возраст и не особо почитают труды св.Дионисия, а ведь на него ссылаются даже на Вселенских Соборах (например 2 Правило 7 ВС http://krotov.info/acts/canons/0787cano.html)
На Дионисия Ареопагита в качестве непререкаемого авторитета ссылается св.протопоп Аввакум в своём автобиографичном «Житии»: «Сей Диони́сий науче́н ве́ре Христо́ве от Па́вла апо́стола, живы́й во Афи́нех, пре́жде, да́же не прийти́ в ве́ру Христо́ву, хи́трость имы́й исчита́ти бе́ги небе́сныя; егда́ ж ве́рова Христо́ви, вся сия́ вмени́х бы́ти я́ко уме́ты.»

Из Православного жития:
Дионисий жил в Афинах. Там же он получил классическое эллинское образование. Следуя примеру Пифагора и Платона, он отправился в Египет, в город Гелиополь, изучать астрономию. Там, вместе со своим другом философом Аполлофаном, молодые люди стали свидетелями солнечного затмения во время распятия Исуса Христа (Мф. 27:45). Дионисий воскликнул:
«Это или Бог, Создатель всего мира, страждет, или этот мир видимый кончается»



По возвращении в Афины за свою мудрость Дионисий был избран членом Ареопага (буквально - «холм Ареса») - орган власти в Древних Афинах).
Во время пребывания в Афинах Апостола Павла пригласили в Ареопаг для разъяснения нового учения. На проповеди присутствовал и Дионисий.После принятия крещения Дионисий три года провёл возле Апостола Павла, после чего был рукоположен в епископа Афинского.
В 57 году Дионисий присутствовал при погребении Девы Марии в Иеросалиме.
В конце 60-х годов I века Ареопагит посещает Рим для свидания с апостолами Петром и Павлом, схваченными императором Нероном. После казни Апостолов, Дионисий, вместе с пресвитером Рустиком и диаконом Елевферием отправляются с проповедями в Рим, Германию, Испанию и Францию. В Лютеции Галлийской, во времена преследования христиан, проповедники были схвачены и брошены в темницу. Правитель Сисиний всех троих осудил за веру, убеждал и мучил, чтобы отреклись от Христа. Правитель приказал казнить Святых мечом. Обезглавленное тело Священномученика Дионисия встало, взяло в руки свою голову и пошло к тому месту, где была христианская церковь (около шести километров до поселения, которое впоследствии стало носить имя Сен-Дени).
«Там, отдав главу одной благочестивой женщине по имени Катулла, из римской знати, оно пало на землю, указывая тем самым место, где должны быть погребены святые останки»- Деяния Святых

Леон Бонна.



У католиков, все проще, основной упор не на учение, а на мученическую смерть:
 По преданию, в 3 веке, Дионисий проповедовал христианство в Риме, а затем в германских землях и в Испании. Его сопровождали пресвитер Рустик, святой Риёль и диакон Елевферий. Затем Дионисий и его сподвижники начали проповедовать в Галлии. Дионисий, согласно преданию, стал первым епископом Лютеции (Парижа). Во время преследования христиан языческими властями, все три проповедника были схвачены и брошены в темницу. Наутро мученики были обезглавлены на вершине Монмартра (ныне в черте Парижа). Именно в связи с казнью трёх святых эта гора и получила своё современное имя (фр. Montmartre - гора мучеников). Святой Дионисий взял свою голову, прошествовал с ней до храма и только там пал мёртвый. Благочестивая женщина Катулла погребла останки мученика.
Базилика Сен-Дени (Basilique Saint-Denis) с 996г. тут похоронены почти все короли Франции






У католиков, шибко развит сюжет с кефалофорами (главоносец), известно еще 134 описаний жития святых, которые были умерщвлены подобным образом и удостоились подобных изображений. Почему то нимб остается на пустых плечах? Может кто знает смысл символизма?



Особенно сразила меня история с католическим святым Ламбертом Сарагосским. По преданию: жил в деревне, занимался с/х, по происхождению- немец, который ненавидел христианство, не верил в Бога и всё прочее...как однажды, в день памяти святых сарагосских мучеников, сам- обезглавил себя! Взял голову в руки и пошел к могиле христианских мучеников, где сперва преклонил колени, а после замертво упал. Вместе с мучениками похоронили и стали тоже почитать.



Франция, Православие, католики, святые, Аввакум, икона

Previous post Next post
Up