Нижегородское старообрядчество: могилы Лотия и Арсения

Nov 25, 2015 20:26

Оригинал взят у cheger в Нижегородское старообрядчество: могилы Лотия и Арсения
   Давненько я ничего не писал про скиты нижегородские и про памятные места, связанные со старообрядчеством. Поэтому буду исправляться, так как за то время, пока был в Нижнем летом, успел найти ещё немало интересных и примечательных мест, которые до меня, думается, посещали лишь немногие.

Читаю литературу, связанную с нижегородским старообрядчеством, я наткнулся на преинтересную статью С. В. Сироткина про "Устный керженский синодик". В нем упоминается очень много людей, непосредственно связанных с нижегородским старообрядчеством. Поэтому я решил попробовать найти места их захоронения, или хотя бы приблизительно попробовать понять, где они жили. Текст самого синодика ниже.

Так вот, сегодня я расскажу вкратце про два знаковых места - могилы людей, упомянутых в этом небольшом тексте: инока-схимника Лотия и  инока-схимника Арсений Соловецкого. Скажу сразу, что точное расположение этих мест я никому говорить не собираюсь: кому надо - знают или сами найдут. Добавлю лишь одно, чтоб большинство могил из этого документа я нашёл и расположены они так, что самим этот сделать просто нереально.




Текст синодика:


Могила Лотия - одна из самых простых в поисках, так как расположена на поле у одной из больших деревень Семеновскго района.


Издали выглядит она вот так - и не скажешь, что могилка...


Про самого Лотия известно не много, практически ничего, старики уже почти ничего не помнят, ате кто помнил - давно умер... Известно лишь то, что он был одним из первых старцев, ушедшим в керженские леса и поселившихся здесь. Он был иноком-схимником, жившем на рубеже XVII-XVIII вв. К двадцатым годам XVIII века относится упоминание находившейся у починка Ларионова «Лотовой полянки» с кельей, сам же Лотий к этому времени умер и похоронен там же близ деревни Ларионово за рекой Санохтой в поле. Еще в семидесятые годы нашего века на месте погребения росла ель, а к девяностым уже почти все было распахано. В настоящее время поставлен памятный крест также заросший молодыми елочками, видимо, от той большой ели.


Сейчас его могила притягивает к себе староверов со всей округи в Пасхальную неделю и на Николин день. В основном это приезжие из Семенова, так как в самом Лорионове староверов совсем уже и не осталось...


После этого я собрался очередной раз поискать Старый Шарпан, который который год мне не давался.  Нашел даже человека, который помнил, где он расположен, но был не в состоянии идти со мной. Набросав мне карту на бумаге, я в одиночестве двинулся на поиски пожалуй самого главного из керженских скитов.


Видно, что тут раньше стоял дом, но это явно не место того скита...  Побродив по лесу я так и вернулся ни с чем... В очередной раз Старый Шарпан мне не дался... Однако в этом сезоне я все-таки нашел этот важнейший скит Керженского края, однако про это в другой раз.


В самой деревне имеются красивейшие дома, к сожалению, сейчас стоят в запустении


Следующей я хотел найти могилу основателя Старого Шарпана - преподобного Арсения Соловецкого. Эту могилу найти было сильно труднее, что могилу Лотия, так как расположена она в глухом лесу, где то за одиноким дачным участком, в котором сейчас буквально пара домов...  Хорошо, что по пути мне попались две дачницы, которые и подсказали, где находится это место - иначе ни за что бы не нашел.


Оказалось, что за ней постоянно ухаживают  и, кстати, это, пожалуй, самая ухоженная могила, если не считать могилы Софонтия.


А вот фото столетней давности




Как утверждается, Арсений упоминается во многих исторических сочинениях, однако я что то так ни одного и не нашел. Если кто-то подскажет, где можно прочитать про него - буду очень благодарен. Известно про него, что после "соловецкого стояния" семеро монахов отправились в керженские леса. Одним из них и был Арсений. Согласно легенде, икона Казанской Божией Матери (дар царя Алексея Михайловича Соловецкому монастырю), явилась во сне иноку и велела идти за ней. Он так и поступил, пока не дошел до притока Керженца - реки Санохты, и не  основал здесь Шарпанский Скит.  Кроме этого, он же основал ещё один скит, названный в честь него Арсениевым. Тут же он и был похоронен, рядом со своим сподвижником Онуфрием, хотя по свидетельству Мельникова-Печерского, "гробница Арсения находится в лесу, недалеко от уничтоженного в 1853 году Шарпанского скита, близ деревни Ларионова". Видимо, Мельников-Печерский имеет в виду Новый Шарпан, и около него я не встречал могилы Арсения... Видимо, писатель ошибался.


Кстати, последователи Арсения и Онуфрия основали свой толк, который так и назывался - арсениевщиной, (или кузьминщиной). Они отрицали новое священство и в последствии стали основой такого согласния, как Спасово - в свое время, самого распространённого в Нижегородской губернии.

Добавить в друзья в ЖЖ  ||   Facebook   ||   Twitter   ||    Instagram    ||

Нижний Новгород, история, кладбище, старообрядцы

Previous post Next post
Up