Есть на Вятской земле, такое село...почти с турецким названием, но зовется так по реке Турек, приток Вятки. Название с марийского - "властелин воды". С конца XVII века в етих местах появляются старообрядцы, марийцам пришлось уйти в другие места.
По перепеси в 1787 году здесь было около 100 раскольшиков, то уже через 100 лет (в 1891 году) в Туреке насчитывалось более 800 старообрядцев. По преданию, первые старообрядцы пришли в Турек из Ситминской волости Нолинского уезда, некие Клим и Иосиф. Поселившись вблизи реки в лесу, своим благочестием они привлекли к себе других старообрядцев.
Первым наставником здесь стал Василий Алексеевич. Поставил его на отечество духовный отец из Нолинского уезда Гаврила Петрович (Ситминский).
Турекские старообрядцы были в основном федосеевцами. Но в 1866г. произошло по инициативе уставщика Тита Яковлевича Бушкова при поддержке лесопромышленников-старообрядцев Шамовых, разделение на поморцев признающих брак.
По местной легенде, поводом послужил факт провинности уставщика Тита Яковлевича. Он должен был читать годовую Псалтырь по жене местного старовера-лесопромышленника Ивана Никифоровича Бушкова. Во время чтения годовой уставщик не должен был иметь супружеского общения со своей женой. Но правила этого он не придерживался, и его жена родила сына. Это считалось большим грехом, живущие с женой, не могут молиться с верными. За этот поступок Тита Яковлевича изгнали из наставничества.
Расколовшись, турекские федосеевцы и поморцы, признающие брак, поделили и моленную. Большая часть осталась феодосеевцам, меньшая («малая моленная») - поморцам.
Сегодня в селе Русский Турек основные согласия старообрядцев так и именуются - староверы «большой» и «малой» моленной. Эти обиходные названия так закрепились, что основные названия согласий (федосеевское и поморское брачное) почти вышли из употребления. Сегодняшние старообрядцы в Туреке не помнят причин раскола в общине и происхождение названий «большая» и «малая моленны».
Моленная три раза перестраивалась. В 1930 году районные власти приняли решение о её закрытии. Мотивация закрытия молельного дома была следующей: «...за отказом от использования таковым религиозной общиной».
Но, несмотря на запрет молиться в ней, моленная сохранялась какое-то время в неприкосновенности.
Где-то на рубеже 1940-1941 годов молитвенный дом открыли, вынесли иконы, которые уничтожили. Был сброшен колокол. Среди разорителей была активистка Елена Вятских, старожилы села рассказывают, что она иконами топила печь своей квартиры.
У безпоповцев, в моленных отсутствует алтарь ( попов то нету))) службу, мирянским чином, ведет наставник, которого выбирает община.
Был открыт в селе и старообрядческий женский неофициальный монастырь. Содержала его сестра одного из лесопромышленников Екатерина Степановна Бушкова. Скит был невелик, жили здесь 10-15 монашек. Ходили они во всем белом (сарафан, рубаха, платок). Занимались рукоделием, в родительские дни пекли хлеб и подавали нищим и бедным.
Монастырь после событий 1917 года закрыли. Здание переходило из рук в руки, не раз перестраивалось. Сегодня это одноэтажный дом (на монастырском фундаменте), где расположены жилые квартиры.
Так же в Туреке были и филиповцы, и восточники, и другие колоритные сугласы... Вот как описывает известный вятский этнограф Д. К. Зеленин в начале ХХ века - "бегунов" или так называемой «подпольная вера».
«Старики, считающие себя слабыми и неспособными к работе, устраивают себе уголок в подполье, приготовляют колоду, т. е. гроб, и отправляются туда "навсегда” с тем, чтобы уединиться там и не показываться в мир до самой смерти. Устраивается общее домашнее моление, которое продолжается целых четыре дня. Родня провожает "отходящего”, он трогательно прощается с ними, затем скрывается в подполье. Каждое утро "большак”, т. е. старший член семьи, ставит на пороге подполья еду для отошедшего. По еде соображают, жив он или нет. Еда исчезла - значит жив...»
Погребали отходящего там же, в подполье, в приготовленной загодя колоде. Следующий из стариков должен был выбирать для «отхода» уже другое место.
Турекские дети.(конец 30-х)
Нынче, в Русском Туреке насчитывается 493 домохозяйства - 1452 жителя. Самые красивые дома, остались от купцов Бушковых. В четырех домах разных лет постройки, сейчас -детский санаторий. Еще в одном- сельская администрация.