Оригинал взят у
cheger в
Вниз по Керженцу. День второй. Проснувшись рано с утра, отстояв утреннюю службу и позавтракав в монастыре, я, поблагодарив всех и захватив одного из работников
монастыря (ему надо было вернуться в Ковернино), покатил искать истоки Керженца. Так как уже несколько дней подряд шли дожди, то дороги напрямую до
Белбажа нет. То есть теоретически то она есть, но проехать там даже на моём резвом боевом коне, представляется трудновыполнимым - это надо было брать УАЗ или Шишигу. Именно потому я и поехал через Ковернино. Исток Керженца находится где-то севернее Белбажа - довольно большого села, с женским монастырем и несколькими церквями, и западнее нежилой Невейки. Я решил пробираться в этой точке через деревню Осиновка, что немного севернее Белбажа. Вот об этом сегодня и расскажу - о том, как выглядит исток Керженца и как он развивается до своего пересечения с трассой Нижний Новгород-Киров.
Но для начала в Кавернино я затарился сапогами. Резиновых почему-то не нашел ни на рынке, ни в рыболовном магазине - пришлось купить вот такие - из плотной кордуры и резиновыми галошами, но зато с приятным и теплыми валенками внутри. Они, конечно, значительно легче и комфортнее, чем простые резики, но все же не обладают такими непромокаемыми свойствами. Но все же это лучше, чем мои Саломоны с горетехнологией - ни одни туристические боты не выдержат долгого хождения по сырой траве. Все удовольствие за 1000 рублей
Где-то по пути в Белбаж зарядил дождь - шарахаться по лесу под дождем то ещё удовольствие, и я решил заехать на какую-нибудь лесопилку. На первой же попавшийся по пути лесопилке мне сразу же все показали и рассказали, что тут к чему. Одноко времени особо у работников не было - у заказанного "сруба" нестандартно большой диаметр бревен, поэтому в станок для оцилиндровки они не очень влезают, приходится что-то придумывать.
Как на зло, ещё и клин полетел... В бытовке пытаются его починить
В одной половине ангара оцилиндровывают бревна и делают "срубы". Так их называть, конечно, не верно, так как тут никто ничего не рубит - все делается на станках.
Ещё четверть занимает пилорама, последнюю четверть - что-то типа старого гаража.
Вот такие вот бревнышки тут распиливают каждый день. Вообще, то, сколько леса у нас вырубается и превращается в пиломатериалы, не дает мне покоя... Такое чувство, что делать тут больше и нечего, хотя в какой-то мере так оно и есть...
Это бревно оказалось тоже великовато - пришлось отпилить часть
И все равно не помещается под пилу!
Оказывается, каждые 30-40 минут надо менять пилу, которая представляет собой своеобразную ленту с зубцами. Отработавшие пилы, перед тем, как их опять использовать, должны отвисеться денек.
Вот так без выходных тут мужики и пилят лес, который потом расходится по всей стране...
А снаружи ангара я заметил агрегат, который возьму в следующий раз - если честно, даже не знаю, как он называется. Это лесники приехали и припарковали его на время тут.
По дороге в Белбаж
А вот и само село, но про него я как то уже писал в прошлые разы
По дороги к истоку
Деревня Осиновка. Это пока не Керженец, а просто озерцо
От Осиновки дороги до истока, конечно же, нет. Надо ехать по полю, которое после дождей совсем раскисло, и поездка превращается в эдакий аттракцион=)
Хоть и есть у моего Субару прекрасный режим X-Mode, но все же я, как сторонник того, что "чем круче джип, тем дальше бежать за трактором", через километра-полтора оставляю машину и иду по навигатору пешком - скорость, кстати, примерно одинаковая.
Судя по навигатору - это и есть исток Керженца, вот так вот он и выглядит. У меня есть подозрения, что это не совсем точное место, так как слышал, что не так давно там поставили большой поклонный крест, которого я не видел. Но по сути разница тут небольшая, так как исток - это не определенное место, где, как многие бы подумали, бьет из земли вода и начинает течь в определенном направлении. Исток - это болотистая местность, откуда вода потихоньку стекается, и река начинает свой путь.
Ну вот теперь можно двигаться вместе с рекой фактически на юг - навстречу Волге. По пути огромное количество заброшенных деревень, я, если честно, и не ожидал что их так много.
А вот это - дранка - раньше на севере только так крыли крышу.
Кое-где ещё есть колхозы и фермы, но в основном поля пустые и заросшие травой. На полях этих часто виднеются полуразрушенный прямоугольники хлевов, гаражей, чернеют водонапорные башни...
Кроме леса теперь тут ничего нет, вот здесь производят древесный уголь, отчего копоть стоит на всю округу.
А дорожка то опять историческая - виднеется хорошая булыжная кладка под паршивым асфальтом.
А вот Керженец уже немного ниже по течению, поднабрав воды с мелких речушек и болот. Видны остатки старого деревянного моста. Это деревня Рыжково
Сама деревуха
Новый мост - тоже деревянный, местного населения почти нет, одни дачники, причем, как я понял, газпромовцы... Все дороги и подобные мостики обязаны своим существованием лесу, так как по ним древесина вывозится с делянок...
Камень с крестом у Михайлова. На нем высечен крест, в некоторые вбита литая икона. Может кто-то подскажет, что это за камни? Что-то наподобие путевых крестов? Или просто обозначения деревни?
А вот деревня Огибное - старая сторообрядческая деревня. Сейчас староверов тут, как и почти везде, практически нет. Зато есть хорошие дома с интересной резьбой
Рядом с деревней - несколько старых кладбищ
На одном из них нашел вот такое надгробие (?)
А вот и иконка. Может кто-то подскажет, надгробие ли это и что за сюжет? Может
o_apankratov или
mu_pankratov помогут?
Так же почему то домик рядом весь вот так обозначен крестами - тоже раньше не встречал такой традиции и очень хотелось бы знать, что это значит и свойственно ли только староверам?
Ещё одна характерная особенность местных домов - валун у порога
А вот каков Керженец уже в этой деревни!
Старый мост
А это уже мост в Богоявлении
Керженец тут - уже довольно большая река
Бабушки в Пустыни
Что это было за здание? Смотровая вышка? Такую же, но целую, видел вчера в Воскресенском районе
Так потихоньку я добрался и до кировской трассы, где заночевал в придорожном отеле.
Закат в Быдреевке - самой популярной точки старта сплава по Керженцу