Оригинал взят у
cheger в
К могилам старообрядческих отцов: Никандрия, Серапиона, Трефилия и Софонтия Как только сошел снег, я снова почти каждые выходные стал выезжать в заволжские леса в поисках мест, связанных с нашими нижегородскими строобрядцами. Так что сегодня хотелось бы рассказать про могилы отцов Никандрия, Серапиона, Трефилия и Софонтия. Информации про первых трех практически нет никакой: ни в интернете, ни у Мельникова-Печерского. Причем, распрашивая стариков в близлежащих деревнях, я тоже не смог найти совершенно никаких данных, чем они были славны и почему почитаемы у староверов. Если какая-то информация появится, я, конечно же, обновлю этот пост. Если же она есть у вас - я буду невероятно благодарен за неё! Про Софонтия же порядочно информации в замечательной книге Мельникова-Печерского, отрывок из которой можно найти под катом.
Вообще, начиная с простого любопытства, тема заволжского старообрядчества плавно превратилась в довольно масштабную работу по описанию не только исторических мест, но и (что оказалось намного интереснее) быта и жизни, как религиозной, так и повседневной, самих староверов. Информации про это практически нет, людей, которые хорошо помнят что-то, тоже практически не осталось в живых. Сами локации найти практически нереально - для этого я полностью записываю все свои поездки в GPS-трек, после чего скидываю их в Лайтрум и добавляю точные координаты к каждой фотографии, чтоб потом можно было без проблем найти нужное место. Это пока самый масштабный (как по затраченному времени, так и финансово) мой фотопроект, закончить который я планирую только к концу этого года, после чего надеюсь сформировать большую цельную фотоисторию. Пока же все, что вы видите в моих постах - это наброски и, как бы, черновая работа, эдакий блогерский (как я ненавижу это слово!) вариант. Поэтому мне очень важны отзывы читателей: что я делаю правильно, что нет, что ещё хотелось бы узнать и увидеть по этой теме. Так что пишите не стесняйтесь - критика - двигатель прогресса!
В те выходные я бросил все силы на поиски могил старообрядческих отцов, скудную информацию о которых я нашел на просторах интернета. Точнее, самой информации я почти и не нашел, лишь разрозненные данные по местонахождению их могил. Первой в поездке была могила отца Никандрия, которую найти оказалось довольно легко - прям в деревне Шарпано
Его могила находится на деревенском кладбище, совсем недалеко от деревни.
Снаружи она выглядит вот так
Внутри
Рядом старообрядческое кладбище. Почему то, очень часто вот такие небольшие восьмиконечные кресты я наблюдаю на деревьях.
Выцветшая икона (?) на кресте. Кто-то может знает, что тут изображено?
Чуть ниже течет небольшая речушка, на берегу которой и жил отец Никандрий
На месте расположения его полуземлянки теперь вот такая мусорная куча... Жители говорят, что до свалки на этом месте были видны ещё те старые бревна, вкопанные в землю - именно это и была его обитель. Сейчас, несмотря на то, что это место официально находится на охране государства (Документ о принятии на госохрану № 219), его состояние, как вы видите, плачевное...
Около реки находится колодец с прекрасной чистой водой
В самой деревне староверов почти не осталось...
Нина Александровна себя не относит к старообрядцам, но дома у неё все иконы - старообрядческие. Все её предки были строверами, вот и она хранит эти иконы. Сейчас, говорит, приезжает много людей, которые привозят новодельные иконы и обменивают на них старые - бабушкам особо нет разницы, а те менялы, скорее всего, просто реставрируют раритеты и продают...
- Да лучше поменять, а то ведь тогда просто приедут и ограбят, - вздыхает она...
Шарпано
На обратном пути на одном из деревенских кладбищ нахожу ещё одну памятную могилу - отца Серапиона.
Старообрядческий голбец
Кстати, типов голбцов очень много
А вот на могиле Софонтия установлен новый крест, а само кладбище, где когда-то находился Духовский скит, находится в лесах, километрах в трех от Кировской трассы, недалеко от Семенова. От скита не осталось вообще ничего, а на месте, где когда-то жил Софонтий, стоит памятный крест.
Вот что про него пишет Мельников-Печерский:
"- Доброе дело, Василий Борисыч, доброе дело. - одобряла московского посланника Манефа. - Побывай на гробнице, помяни отца Софонтия, помолись у честных мощей его…
Великий был радетель древлего благочестия!.. От уст его богоданная благодать яко светолучная заря на Керженце и по всему христианству воссияла, из рода в род славна память его!.. Читывал ли ты житие то отца Софонтия?
- Не приводилось, матушка, - ответил Василий Борисыч. - Очень оно редкостно… Сколько книг ни прочел, сколько «сборников» да «цветников» на веку своем ни видал, ни в одном Софонтиева жития не попадалось.
- Сказание о житии и жизни преподобного отца нашего Софонтия и отчасти чудес его точно что редкостно; мало где найдется его, - молвила Манефа. - Ты послушай ка, вот я расскажу тебе про него, про нашего керженского угодника, про скитского молитвенника преподобного и богоносного отца нашего Софонтия…
Был священноиноком в Соловецкой киновии, крещение имел старое, до патриарха Никона, хиротонию же новую, от новгородского Питирима… Пришел отец Софонтий в здешние страны и поставил невеликий скиток неподалеку от Деянова починка, в лесу. Первый он был в здешних лесах священник новой хиротонии… С него и зачалось «бегствующее» от великороссийской церкви священство… А до пришествия Софонтиева на Керженец, на Смольянах, у бояр Потемкиных да у Салтыкова, жил черный поп Дионисий Шуйский, пребывая в великом подвизе, да Трифилий иерей, пришедый из Вологды, да черный поп Сергий из Ярославля… И те отцы старого рукоположенья соборно прияли отца Софонтия… И жил отец Софонтий в здешних лесах немалое время, право правяще слово истины… Церковные обычаи утвердил, смущения и бури на церковь божию, от Онуфрия воздвигнутые, утишил, увещающе возмутителей и приводяще им во свидетельство соборные правила… Подвиги же его духовные и труды телеснии кто исповесть?.. И по мнозех подвизех течение сверши - ко господу отыде… И честные мощи его нетленны и целокупны во благоухании святыни почивают… Великие исцеления подают с верою к ним притекающим… И в том все христиане в наших лесах уверены довольно.
- Сказывали, матушка, про отца Софонтия, что людей он жигал. Правда ли это? - спросил Василий Борисыч. Нахмурилась Манефа, взглянув на совопросника.
- Не нам судить о том, - строго сказала она. - Нам ли испытывать дела отец преподобных?.. Это с того больше взяли, что отец Софонтий священноинока Варлаама с братиею благословил в келии сгорети… А смутьяны Онуфриева скита в вину ему то поставили, на Ветку жалобны грамоты о том писали, а с Ветки отца Софонтия корили, обличить же не обличили… А хотя бы и вправду людей он жигал? Блажен извол о господе!..
Это нынешним слабым людям, прелестию мира смущенным, стало на удивление, а прежним ревнителям древлего благочестия было за всеобдержный обычай… Оттого то теперешни люди не токмо дивуются, но хулят даже сожжение грешныя плоти небесного ради царствия…"
На его могиле я встретил несколько бабушек, которые приводили оставшиеся здесь немногие могилы в порядок.
Но, пожалуй, самая "популярная" у староверов местность была в свое время - район села Ларионово и Малое Зиновьево. Именно тут сосредоточено огромное количество памятных мест, скитов, и вообще, довольно много самих староверов.
Недалеко от Малого Зиновьева находится могила отца Трефилия. На ней растет вековая сосна. Вообще, это такая традиция у староверов - сажать на могиле дерево, отчего на многих старых могилах уже стоят очень большие деревья.
На поле я познакомился с местными пастухами - они одни из немногих, кто может показать, где находятся эти, скрытые от глаз простых людей, места.
Рядом с полем расположен святой источник, у которого и жил отец Трефилий - там подрастающие пастухи набирают воду. Про самих ребят я как-нибудь в следующем рассказе напишу.
На этом у меня пока все. В следующий раз расскажу ещё про 3 скита, точнее про то, что от них осталось...
Ещё по теме:
О староверах на Нижегородчине: Комаровский скит и скит Новый Шапран О староверах на Нижегородчине: Осинковский и Оленевский скиты, Шарпан, могилы отцов Иосифа и Даниила