Школа № 459 - одна из старейших школ Москвы. Само здание - это исторический памятник, охраняемый государством. Эта школа неповторима не только по своей архитектуре - у нее своя, особенная история.
Незадолго до великих потрясений, охвативших нашу страну в 1917 году, в Москве открывается весьма необычное учебное заведение. При общине Рогожского кладбища в 1912 (по некоторым данным в 1911) году основывается Московский старообрядческий учительский институт. Его адрес: Николо - Ямской тупик, дом Общины Рогожского кладбища.
Институт предназначался для подготовки преподавательских кадров в старообрядческие школы и училища, которые в начале XX века стали возникать повсеместно. В институте предусматривалось шестилетнее обучение: 4 курса общеобразовательных и 2 специальных, богословско-педагогических. В первые четыре года изучались: катехизис, история Церкви и старообрядчества, славянский греческий и немецкий языки, история, география, физика, логика, психология, основы иконописи. На двух специальных курсах изучались богословие, церковное право, педагогика и др.
Первым директором института стал А.И. Рыбаков (отец историка академика Б.А. Рыбакова). Первый класс старообрядческого института был открыт 10 сентября 1912 года.
Попечительский совет, состоящий из известных деятелей старообрядчества (в него входили С.П. Рябушинский - председатель и, по сути, главный руководитель института А.И. Морозов, Т.С. морозов, С.Д. Милованов и др. - члены совета), рассмотрел рекомендации местных старообрядческих общин и принял 30 человек. Институт просуществовал до 1918 года.
Затем в здании начали работу образовательные учреждения: мужская и женская школы, средняя общеобразовательная, неполная средняя, входящие в состав Рогожско-Симоновского, Таганского, Ждановского районов.
В 1930 году школе был присвоен № 459.
По 1948 год - это средняя школа Таганского района.
С 1960 года реорганизуется в восьмилетнюю школу.
С 1987 - полная средняя школа.
Современная средняя школа № 459 сейчас закрыта. Здание реставрируется.
Из истории Рогожского духовного института-
http://religion.ng.ru/printed/262964"Более 30 лет ждали староверы положительного ответа на свое прошение: 14 октября 1911 года правительство разрешило открыть легальное церковное училище - Старообрядческий богословско-учительский институт. Для заведывания им был создан попечительский совет при общине Рогожского кладбища. В здании этой общины в Николо-Ямском тупике 10 сентября 1912 года начались первые занятия института.
Попечительский совет рассмотрел рекомендации староверческих общин и принял на первый курс без экзаменов 23 человека. Кроме того, к вступительным экзаменам были допущены еще 15 человек, из которых только 7 выдержали испытание. Из первых студентов 12 были крестьянского сословия, 6 - мещане, 9 - казаки, 13 студентов были сыновьями священников. Средний возраст учащихся составлял 16 лет.
Открытие института было отмечено торжественным молебном, который совершил Предстоятель Старообрядческой Церкви - архиепископ Московский и всея Руси Иоанн (Картушин). После молебна архиерей обратился к Рыбакову, ставшему директором института, с пожеланием, чтобы он, получив доверие московского старообрядческого общества заведовать институтом, воспитал крепких в вере христиан.
Архиепи́скоп Иоа́нн (в миру Иусти́н Авксе́нтьевич Карту́шин; 1 июня 1837, хутор Попков, станицы Островской, Области Войска Донского (ныне Даниловский район Волгоградской области) - 24 апреля 1915, Рогожский посёлок, Москва)
Александр Степанович Рыбаков (30 мая 1884, Бобренево Коломенский уезд, Московская губерния - 9 марта 1977, Москва, РСФСР) первый директор (ректор)
Архиепископ Иоанн говорил: «На вас с надеждой смотрит не только Москва, но и вся старообрядческая Русь. Выпустите людей, знающих быт, нужды и запросы старообрядчества, людей религиозных. От того, каков будет институт, зависит вопрос и о самом образовании в старообрядчестве. Будет удачен пример - еще откроются институты, не будет удачен - старообрядчество оставит мысль о высших старообрядческих школах».
Так началась деятельность института. Поступить в него мог любой молодой старовер, от которого требовались свидетельство о звании и сословии, метрика, рекомендация духовного отца или местной общины. Обучение было рассчитано на шесть лет: четыре курса (или, как тогда говорили, класса) общеобразовательных и два специальных, богословско-педагогических. Таким образом, училище, хоть и называлось институтом, на самом деле было средним учебным заведением, устроенным по образцу учительских семинарий.
В первые четыре года изучались катехизис, литургика, история, церковнославянский, русский, греческий и немецкий языки, география, логика, математика, физика, церковное пение и основы иконописи. На двух специальных курсах изучались догматическое, нравственное и сравнительное богословие, Священное Писание, история старообрядчества, церковное право и педагогика.
Для педагогической практики студентов при институте в 1913 году была открыта начальная практическая школа с пятилетним курсом обучения. Ученики поступали в школу в 8 лет и, окончив ее, могли перейти в институт.
Основная задача института его учебным планом определялась так - воспитание подрастающего поколения в духе истинного православия: «Организация учебного плана должна стремиться дать ученикам за 6 лет достаточно широкую подготовку к практической и церковно-общественной деятельности в среде старообрядчества, подготовить из них желательных кандидатов для выполнения обязанностей священника, диакона и т.д. и выпускать старообрядческих учителей, вполне подготовленных к предстоящему им тяжелому и ответственному труду».
Опыт института в целом оказался удачным. Поэтому в 1913 году Рогожская община отвела землю под постройку специального здания. Весной 1914 года приступили к постройке двухэтажного строения в русском стиле по проекту архитектора Федора Ганешина.
В сентябре 1915 года институт переехал в новое здание, постройка и оборудование которого обошлись в 300 000 рублей. Содержание института также требовало больших затрат. Попечительский совет обратился к староверам с призывом о добровольных пожертвованиях: «Община Рогожского кладбища обременена многими другими нуждами, требующими постоянных расходов, постепенно увеличивающихся. Необходимо создать для обеспеченного существования и развития института специальный институтский капитал. Полное обеспечение института требует не менее миллиона рублей неприкосновенного капитала, т.е. ежегодные расходы по содержанию института в полном его составе в нормальное время определяются в 40-50 тысяч рублей». Среди тех, кто откликнулся на это обращение, был известный фабрикант и благотворитель Арсений Морозов, подаривший в 1914 году институту библиотеку, купленную у наследников старообрядческого священника Елисея Мелехина.
Арсений Абрамович Морозов (1874-1908)
С богословско-учительским институтом связаны имена многих выдающихся старообрядческих деятелей начала XX века. Например, в нем преподавали знаменитый проповедник - епископ Михаил (Семенов, 1874-1916) и талантливый иконописец и прекрасный знаток церковного пения Яков Богатенко (1881-1941). Ученики Богатенко, институтский хор, пользовались в Москве заслуженной славой, их часто приглашали во многие столичные храмы. Епископ Михаил написал несколько учебников для института и приходских школ: «Учебники по Закону Божию», «Катехизис, или Краткое изложение христианской веры», «Учение о богослужении» и другие.
На фото: Смешанный хор при московском братстве Честного Креста. В центре хора - его руководитель Я. А. Богатенко (Церковь. М., N3, 15 января 1912 г., с. 74)
В 1917 году директором института стал непревзойденный начетчик Федор Мельников (1874-1960). К этому времени в институте обучалось 90 воспитанников, большинство которых было из провинции.
В 1914 году началась Первая мировая война, что печально отразилось на институте. Не удалось открыть два последних класса, поскольку учеников 4-го класса призвали на военную службу. Журнал «Церковь» писал об этом: «Почти весь состав первого выпуска воспитанников московского Старообрядческого института поступил в мае сего года в московское военное Алексеевское училище. Установленный курс они прошли блестяще и 1 октября получили производство в прапорщики. По случаю этого события воспитатели и преподаватели института устроили с ними, своими бывшими воспитанниками, братскую трапезу, за которой делились своими воспоминаниями из жизни института. Того же 1 октября новые прапорщики отбыли из Москвы в назначенные им войсковые части».
Студенты института с воспитателем А. В. Зайцевым в апреле 1916 года
В сентябре 1917 года институт был преобразован в среднее учебное заведение - учительскую семинарию нового типа с четырьмя основными классами и двумя подготовительными, готовившую к поступлению в университет. После октябрьского переворота финансовое положение института стало крайне тяжелым.
Со страниц журнала «Слово Церкви» раздавались призывы к жертвователям о помощи и поддержке: «Надлежит выполнить гражданский долг перед родиной и старообрядчеством. Будем верить, что дружными усилиями руководителей и жертвователей институту удастся выйти благополучно из создавшегося положения. Всякая нравственная и материальная помощь особенно дорога теперь, когда институт переживает кризис». Но не многие откликались на эти призывы. А в 1918 году училище было закрыто советской властью. "