Сегодня, Святая Церковь вспоминает святую Агафию Палермскую (Агата; ум. 5 февраля 251) - христианская мученица III века, одна из наиболее известных и почитаемых раннехристианских святых. Погибла в Катании на Сицилии в период гонений на христиан императора Деция.
Но как водится на Руси, етот день переплелся с языческими поверьями простого люда в деревнях и стал называться "Агафья Коровница".
Святая Агафья стала считаться покровительницей коров, так как в ети дни у коров, да и у коз начинаются отёлы. Приговаривали: «Пригрей солнышко, и нашей коровушке бока! Не опростай хлева, поставь на ноги телка!».
Чтобы стельная корова принесла телушку, а не бычка, хозяйка шла доить её в последний раз «верхом на сковороде". После дойки она поджигала на сковороде вересковые ветки и пахучие колючие травы: чертополох, осот - и дымом кадила хлев.
Существовало поверье, что в этот день из лесу выходят лихорадки-лихоманки, в деревни пробирается "Коровья смерть" - это нечистая сила в образе уродливой старухи с граблями вместо рук,а в котомке неё находятся болезни. Она никогда сама в село не приходит, а непременно завозится кем-либо из заезжих чужаков. Совершенное осенью «опахиванье» деревни отгоняет это чудище от ограждённого выполнением упомянутой обрядности места; и старуха бегает всю зиму по лесным дебрям, скитается по болотам да по оврагам. Но это продолжается только до той поры, покуда февраль не обогреет солнышком животине бока. Тогда-то лиходейка и подбирается к сёлам, высматривает: нет ли где-нибудь отпертого хлева.
Бабы опахивают деревню. Наверное южные места, у нас тут снега по колено)))
На Агафью-коровницу для предотвращения падежа скота, совершали обряд опахивания для отгона Коровьей смерти. Для этого выбиралась «повещалка», которая повещала по всем домам: «Пора унять лихость коровью!». Женщины омывали руки водой и утирали их рушником, который носила повещалка. Затем повещалка приказывала мужскому полу «не выходить из избы ради беды великия». Ночью повещалка с воплем: «Ай! Ай!» била в сковороду и выходила из села. За ней шли женщины с ухватами, помелками, серпами и дубинами. Повещалка, сбросивала с себя рубаху, произносила с неистовством клятву на Коровью смерть. Повещалке (или вдове) одевали хомут, подвозили соху и запрягали. Затем, с зажжёнными лучинами трижды опахивали селение «межеводной» бороздой. Во время опахивания в южной части Руси выкрикивали: «Смерть, смерь коровья - не губи нашу скотину; мы зароем тебя с кошкой, собакой и кочетом в землю!» Женщины следуют за повещалкой на помелах в одних рубашках с распущенными волосами.
Если во время шествия попадался навстречу, хоть животное хоть человек, то его били палками без пощады, предполагая, что в его образе скрывается Коровья смерть. Бывало что забивали насмерть. Иных женщин заподозренных в злом умысле, завязывали в мешок с кошкой и петухом, а затем зарывали в землю или топили.
В этот же день старались защитить хату от вторжения «летающей нечистой силы», имеющей, по словам сведущих в этом деле людей, обыкновение забираться к православным как раз через трое суток после Сретения. Вечером этого дня печные трубы наглухо-накрепко закрываются вьюшками и даже, для большей надёжности, замазываются тонким слоем глины и окуриваются чертополохом. Нечисть вылетает, по народному поверью, в это время из преисподней в виде птицы «заглядывает в трубы»: там, где не позаботятся оградить себя от вторжения этих незваных гостей, злые духи поселяются до тех пор, пока их не выкурят с помощью знахаря. До появления же в хате этого последнего с его заговорами и причетами, они всегда успеют наделать всевозможных хлопот неосмотрительным хозяевам. «Бывает, - говорят в деревне, - что весь дом вверх дном перевёрнут, все перебьют, переломают, - хозяева хоть беги вон!» Достаётся не только хозяевам, но и соседям и даже случайным прохожим, замешкавшимся возле такого неблагополучного дома. «Чёрные да лукавые - не то, что мыши: с ними потруднее сладить!» - говорят знахари