О литейном деле староверов в нач.20-го века.

Nov 18, 2021 11:08

Продолжаю выкладывать следующие отрывки из дневника сына литейного мастера Серова Петра Яковлевича-Анфима Петровича(1899-1974), село Красное, Костромской области.

Модели изделия

"Для всякой какой бы то ни было отливок (вещи) в литейном производстве нужна модель для формовки в земле. И после извлечения ее из земли образует литейную форму со всеми ее точными очертаниями, что и будет называться литейной формой. Куда и будет заливаться жидкий металл и при остывании принимает твердую массу с ее точными очертаниями. Изготовленная первая модель для креста называлась (матка). Матка (модель) креста изготавливается мастером-гравером. Работа очень сложная, требующая хорошего мастера-практика. Такие мастера были только в Москве, в том числе мастер, работавший у отца, был из Москвы, который обучал нас художественному литью. Таким мастером был Одинцов Викул Исаевич, обучая работников отца секретам формовки и занимающийся подчеканиванием моделей, он получал жалование у отца 75 рублей в месяц, будучи на готовом питании. Работал он в Красном года полтора… Дело в том, что модель вдавливается в землю, затем при ее извлечении из земли она должна выходить свободно, не забирая с собой землю. А поэтому буквы и все выступающие части модели от основания их, то есть от фона, должны иметь незначительный конус, иначе пространство между буквами будет забирать с собой землю и при отливке таких изделий будет считаться полный брак изделия. Чтобы изготовить такую полноценную модель, мастера были только в Москве, и стоимость изготовления такой модели матки одного креста была 15 рублей. С этой матки и отливали (переводили) тоже моделей, но уже называемых образцов, которых нужно при формовке для одной опоки около 100 шт., смотря по размеру креста. Здесь, пользуясь тем положением, что произошло в Москве, как у Панкратовой Ф.Г., так и Соколовой М.И., снижается, отец большую часть данных маток приобретает от их как крестов разных размеров, а также и икон. Для изготовления моделей икон и крестов распятий требуется лейка из пластилина или воска, с которой производится формовка и отливка. Когда она будет отлита, она будет иметь неясный, неполноценный отпечаток отливки, шероховатость и другое. В этом случае ее подчеканивают посредством стальных чеканов. Поверхность модели рисунка проясняется и делается более чистой, гладкой. Таким образом, превращается в металлическую более усовершенствованную модель (матку) для будущей массовой формовки."






"Краткое описание о формовке и литье изделий (крестов и икон)
Формовочная смесь (глина и песок) просеивалась через мелкое сито. Для доступа металла ставились так называемые путцы (литники) из железной проволоки толщиной примерно 5 мм, а к путцам ставились модели-кресты пропорционально друг другу, т.е. на одинаковом расстоянии, но в наклонном положении. После заливки опоки металлом, и после ее раскрытия будет вид такой, как ветка с листьями. Сама ветка это путец и от ветки листья как изделия на одинаковом расстоянии. Иконы ставились в опоке одна к другой на расстоянии друг от друга примерно 2-3 см и от одной к другой прорезались каналы (литники). Жидкий металл шел через верхние формы в нижнюю среднюю и наконец заполнял верхнюю форму (нужен был формовщик, литейщик и мальчик, раздувающий тигль). Формовщик изготовлял 5 пар опок, они отливались в течение полтора или два часа и назывались варом. Таких варов делали за день 7-8 варов. Особо больше было варов в день, когда отливались книжные застежки, потому их было проще формовать. Каждая опока вмещает в себя примерно 100 штук нательных (детских) крестов, а в вару их 5 пар, следовательно, каждый сплав давал около 400 штук. Икон вмещалось в опоку 2-х вершковых примерно 3 штуки. Крест-распятие двухвершковый один.

Обработка и отделка отлитых изделий.
Обрабатывали в доме… В верстаке были гнезда, куда вставлялся финагель - дощечка на конце с усеченным конусом, на котором опиливали лишние приливы на ушке и с боков, посредством трехгранного напильника в плоскогубцах вручную, так и называлась эта работа - пилить с ушков и с боков. После этого производили сверловку отверстия в ушке при помощи большой ручной дрели, также на финагеле. У икон, крестов, распятий бока опиливались в больших версточных тисках, в которые предварительно вставляли деревянные две дощечки в виде тисок, дабы не попортить рисунок изделия. И последняя считалась отделка изделий кислотами. Прежде всего изделия отквашивали в слабой кислоте, несколько часов держа в кислоте изделия, обычно это делали на ночь.
После этого, изделия (кресты) подвергались ческе (чесанию) в деревянном барабане с отверстиями и крышкой, куда помещали отквашенные изделия и закрывали крышкой. И подвергали чесанию, то есть вращению барабана в течение часа. После этого, изделия нанизывались через ушко креста на тонкую медную проволоку около ста штук, концы проволоки связывались (получалась связка). Такими партиями в одиночку по одной связке опускали в сосуд с кислотой и тотчас вынимали и промывали чистой водой в нескольких сосудах. Чаще всего для этого употребляли деревянные шайки с одной ручкой. И в последней спускали с проволоки. Затем изделия просушивали в обычном мешке с деревянной крупой. Эту работу называли гантание, то есть два человека брали за концы мешок и друг другу подбрасывали. И после этого, дабы отделить изделия от опилки, просеивали в решете. В этом случае изделия получали натуральный вид сплава: латунь - желтый цвет, бронза - красноватый золотистый.
Настоящая работа кислотами называлась фабровкой (фабра). Состав фабры содержит серную и азотную кислоты, взятой в равном количестве. Смешиваются в глиняном или фарфоровом сосуде, куда добавляется на литр смеси малая щепотка столовой соли. После этого смесь в сосуде вскипает, становится горячей и идет едкий дым. Затем через некоторое время смесь выстаивается, охлаждается, тогда только она готова к употреблению. Иконы и распятия перед фабровкой также отквашивали и чесали металлической щеткой вручную, состоящей из тонких латунных проволок, называемый кразбер. Иконы опускались в фабру поодиночке и просушивалися в ящике с деревянной крупой поодиночке посредством трения о крупу.
Дальнейшая отделка икон и распятий - начисто воронение (полирование) посредством стального воронила (полировника) хорошо отполированного до блеска. Полируются (воронятся) гладкие места кромки изделия, венец и каймы. Кресты нательные не подвергались полированию. Полировались в том случае, когда были с эмалью."

Литейные формы









староверы, икона, литьё, старообрядцы

Previous post Next post
Up