Каракалпакский Нукус в Москве

May 10, 2017 17:33

Оригинал взят у gorbutovich в Каракалпакский Нукус в Москве
Выставка «Сокровища Нукуса. Из собрания Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого (Узбекистан)» в московском Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина продлена до 30 мая 2017 года.



Виктор Иванович Уфимцев (1899-1964). Восточный мотив, фрагмент. Фанера, масло. Photo by Tatiana Gorbutovich. Главное здание ГМИИ. О художнике

Изначально объявлялось, что выставка работает с 07 апреля до 10 мая 2017. СМИ и соцсети полны восторженными отзывами о событии.

Экспозиция разместились в двух зданиях Пушкинского музея: основная часть - в Отделе личных коллекций и один зал - «избранное» - в Главном здании. «Избранный» зал с работами художников «туркестанского авангарда» формировался специально для показа его двумя президентам: Владимиру Путину и президенту Узбекистана Шавкату Мирзиёеву. Президентский осмотр зала состоялся 05 апреля 2017 года [фотографии: 1, 2].

Выставка «Сокровища Нукуса» включает более 250 произведений изобразительного (основная часть) и декоративно-прикладного искусства, археологических древностей из собрания Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого, Узбекистан. Экспозиция дополнена несколькими археологическими памятниками, найденными в Хорезме, из коллекции московского Музея Востока.

Музей в Нукусе создал в 1960-е годы Игорь Витальевич Савицкий (1915-1984) - художник, собиратель живописи, графики и предметов народно-прикладного искусства, первый директор Музея искусств в Нукусе. Савицкий с 1950 года участвовал в Хорезмской археолого-этнографической экспедиции в качестве художника. Он переехал на жительство в Каракалпакию, посвятил себя археологическим исследованиям и этнографии каракалпаков, а позже увлекся коллекционированием произведений современного искусства, впоследствии ставшей основой художественного музея в Нукусе.

Собранной коллекцией Игорь Савицкий показал как зарождалось станковое искусство в Узбекистане после революции. Усилиями Савицкого в Нукусе сложилась коллекция ориенталистского искусства, называемого искусствоведами «туркестанским авангардом».


2.


Алексей Алексеевич Моргунов (1884-1935). Мясная лавка, фрагмент. 1911. Холст, масло. Photo by Tatiana Gorbutovich. Этикетка, о художнике

Также Савицкий коллекционировал работы художников, для которых пребывание в Азии было ярким, но эпизодическим явлением. Позднее Савицкого стали привлекать поставангардные направления, в том числе произведения московских художников, остававшихся за границами официального соцреализма, чье творчество не имело прямого отношения к Средней Азии.

3.


Алексей Алексеевич Моргунов (1884-1935). Мясная лавка. 1911. Холст, масло. Photo by Tatiana Gorbutovich. Этикетка, о художнике

На выставке показаны работы мастеров объединения «Бубновый валет»: Роберта Фалька, Василия Рождественского, Александра Куприна, Александра Осмёркина, Алексея Моргунова.

4.


Урал Тансыкбаевич Тансыкбаев (1904-1974). Багряная осень, фрагмент. 1931. Холст, масло. Photo by Tatiana Gorbutovich. Главное здание ГМИИ. О художнике. Картина полностью

Большая часть экспозиции - представители «туркестанского авангарда»: Александр Волков, Виктор Уфимцев, Урал Тансыкбаев, Николай Карахан, Александр Николаев (Усто Мумин) и т.д.

Представлены художники так называемого вхутемасовского потерянного поколения и другие мастера, чьи работы собирал Савицкий.

5.


Оссуарий антропоморфный разъемный (деталь). I век до н.э - I век н.э. Хорезм. Глина, обжиг. Государственный музей Востока, Москва. Photo by Tatiana Gorbutovich

Отдельную часть выставки составили ритуальные и бытовые предметы: оссуарии - костницы для зороастрийского ритуала погребения, гончарные изделия, полихромная керамика XIII-XIV веков, национальные костюмы, элементы убранства юрты.

6.


Оссуарий антропоморфный разъемный (деталь), фрагмент. I век до н.э - I век н.э. Хорезм. Глина, обжиг. Государственный музей Востока, Москва. Photo by Tatiana Gorbutovich

Каракалпаки - переводится как «черный колпак» - тюркский народ, кыпчакская подгруппа. Говорят на каракалпакском языке. Письменность на основе латиницы (до 1996 - кириллицы). Верующие - мусульмане-сунниты. Основным районом проживания (от 390 тысяч до 500 тысяч) является Каракалпакстан - автономная республика на севере Узбекистана в дельте Амударьи.

Народность, называемая каракалпаками, является потомками древних саков и печенегов. В старинных писаниях племенные объединения саков именовались «кангар» и «апасак» (прибрежные саки). Они заложили основу формирования каракалпакской нации. Каракалпаки первыми среди тюркских народов приняли ислам, сохранив при этом в обычаях и традициях отголоски зороастризма. По одной из версий, этноним «каракалпак» происходит от словосочетания «черная шапка», по другой версии - «черный галпик или галпак». Так называлась коса или пучок волос, которые носили на затылке тюркоязычные кочевые племена в период Средневековья. Похожие названия носят такие этносы, как башкиры - черная голова, киргизы - черная шерсть, уйгуры - черный волос. [Source]

Некоторые работы выставки.

Без системы и порядка.

7.


Виктор Иванович Уфимцев (1899-1964). Батум. 1929. Холст, масло. Photo by Tatiana Gorbutovich. Главное здание ГМИИ

Виктор Иванович Уфимцев (1899-1964). Живописец, график, театральный художник. Родился на Южном Урале, в 1916-1919 учился рисованию и живописи в Омске. Под впечатлением от лекции Д.Д. Бурлюка о футуризме основал футуристическую группу «Червонная тройка». В 1923-1925 жил в Туркестане, в 1926-1933 - в Омске. Много путешествовал по Алтаю, Кавказу, Дальнему Востоку и Средней Азии. В 1933 переехал в Ташкент, стал главным художником Театра имени Хамзы. Один из организаторов СХ Узбекистана. Народный художник Узбекской ССР (1944). Произведения отличаются ярким колоритом, условной декоративной манерой и разнообразием техник.

8.


Виктор Иванович Уфимцев (1899-1964). Восточный мотив. Фанера, масло. Photo by Tatiana Gorbutovich. Главное здание ГМИИ. О художнике

9.


Виктор Иванович Уфимцев (1899-1964). К поезду. 1927. Холст, масло. Photo by Tatiana Gorbutovich. Главное здание ГМИИ. О художнике

10.


Александр Васильевич Николаев (Усто Мумин) (1897-1957). Дорога жизни. 1924. Дерево, темпера. Photo by Tatiana Gorbutovich. Главное здание ГМИИ. Наклейка с информацией о художнике на выставке не обнаружена

11.


Александр Васильевич Николаев (Усто Мумин) (1897-1957). Дорога жизни. 1924. Дерево, темпера. Photo by Tatiana Gorbutovich. Главное здание ГМИИ. Картина - совсем небольшая: в масштабе

12.


Евгений Александрович Лысенко (1899 - после 1974). Бык, фрагмент. Холст, масло. Photo by Tatiana Gorbutovich. Главное здание ГМИИ

Ради московской выставки Нукус впервые покинула картина Евгения Лысенко «Бык», являющаяся символом музея.

13.


Евгений Александрович Лысенко (1899 - после 1974). Бык. Холст, масло. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого. Photo by Tatiana Gorbutovich. Главное здание ГМИИ. О художнике

14.


Оганес Карапетович Татевосян (1889-1974). Комсомольская бригада, фрагмент. 1930. Холст, масло. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого. Photo by Tatiana Gorbutovich. Главное здание ГМИИ. О художнике

15.


Оганес Карапетович Татевосян (1889-1974). Комсомольская бригада. 1930. Холст, масло. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого. Photo by Tatiana Gorbutovich. Главное здание ГМИИ. О художнике

16.


Надежда Васильевна Кашина (1896-1977). У Шир-Дора. 1928. Холст, масло. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого. Photo by Tatiana Gorbutovich. О художнике

Надежда Васильевна Кашина (1806-1077). Живописец график. В 1920-1921 училась в Пермском художественном техникуме у А.В. Каплуна, в 1921-1927 во ВХУТЕМАСе - ВХУТЕИНе у С.В. Герасимова, Р.Р. Фалька и Г.В. Фёдорова. В 1929 и 1930 участвует в выставках группы «13», одна из основателей группы «Рост». С 1930 жила в Самарканде, с 1932 - в Ташкенте. В 1964 вместе с A.B. Кедриным выполнила керамическое панно «Колхозные работы» для павильона Узбекской ССР на ВДНХ. С 1950 - заслуженный деятель искусств Узбекской ССР. с 1964 - народный художник Узбекской ССР.

17.


Нина Васильевна Кашина (1903-1985). В доме отдыха Абрамцево, фрагмент. 1934. Холст, масло. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого. Photo by Tatiana Gorbutovich. О художнике

Нина Васильевна Кашина (1903-1985). Живописец, график, педагог. В 1922 окончила Пермский областной художественный техникум. Училась во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе (1922-1930) у К.Н. Истомина, В.А Фаворского, П.В. Митурича, Н.Н. Купреянова. Член общества «Рост» (с 1928), группы «13» (1929-1932). Жена основателя группы «13» художника Михаила Недбайло, сестра Надежды Кашиной. Участница выставок с 1924, в том числе зарубежных (1920-1930-е). Персональная выставка состоялась в Москве в 1934. В 1930-е занималась графикой и книжной иллюстрацией, работала для ОГИЗа и издательства «Молодая гвардия». Часто темами ее произведений были дети и их жизнь.

18.


Нина Васильевна Кашина (1903-1985). В доме отдыха Абрамцево. 1934. Холст, масло. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого. Photo by Tatiana Gorbutovich. О художнике

19.


Николай Павлович Тарасов (1896-1969). Портрет М.В.Раубе-Горчилиной с куклой. 1950-е. Холст, масло. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого. Photo by Tatiana Gorbutovich. О художнике

Николай Павлович Тарасов (1896-1969). Живописец, график. Родился в Москве в семье священника. Получил музыкальное образование по классу пения. Обучался в МУЖВЗ в 1912-1919 и во ВХУТЕМАСе в мастерской станково-фресковой живописи П.В. Кузнецова в 1921-1925. Не имея возможности работать по специальности, пел в церковном хоре в Сокольниках. В 1934 совершил путешествие по Дагестану. После того как его работа была изъята из экспозиции одной из выставок, больше не выставлялся. Произведения отличаются свободным подходом к созданию сюжетных композиций, элементами гротеска, обобщенностью контуров и яркими цветовыми сочетаниями.

20.


Юрий Прокопьевич Щукин (1904-1935). Женский портрет на полосатом фоне. 1932. Бумага, карандаш, акварель, тушь, гуашь. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого. Photo by Tatiana Gorbutovich. О художнике

Юрий Прокопьевич Щукин (1904-1935). Живописец график, театральный художник, оформитель. Родился в Воронеже, в 1919-1922 учился в ВОРВХУТЕМАСе, в 1922-1930 - в Москве во ВХУТЕМАСе у П.П. Кончаловского. Совместно с женой, А.С. Магдисон, участвовал в оформлении московских улиц во время революционных празднеств. В 1929 стал членом АХР. Прожив чуть больше тридцати лет, скончался от туберкулеза. Работы отличаются стилистическим разнообразием. Художник тяготел к примитивизму, использовал элементы народной картинки и лубка. Крайне лаконичные композиции наделены сложным, порой драматичным эмоциональным содержанием.

21.


Людмила Галактионовна Бакулина (1905-1980). Пристань в Батуми. 1930. Бумага, гуашь, темпера. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого. Photo by Tatiana Gorbutovich. О художнике

Людмила Галактионовна Бакулина (1905-1980). Живописец, пейзажист. С 1922 работала во ВХУТЕМАСе натур-щицей, одновременно занималась в мастерской скульптора И.С. Ефимова и посещала студию Ф.И. Рерберга. Вышла замуж за В.В. Почитапова, ученика А.В. Шевченко, и стала его верной спутницей на всю жизнь. В 1930-е с мужем путешествовала по Кавказу, делала много зарисовок, набросков. В творчестве отдавала предпочтение пейзажу, работая в пастозной манере с преобладанием темной цветовой гаммы, слегка искажая формы предметов. В середине 1930-х оставила занятия искусством.

22.


Михаил Ксенофонтович Соколов (1886-1948). Натюрморт с селедкой. 1940-е. Холст, масло. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого. Photo by Tatiana Gorbutovich

23.


Михаил Иванович Курзин (1888-1957). Старое. 1929. Бумага, гуашь, автотрафарет. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого. Photo by Tatiana Gorbutovich. О художнике

Михаил Иванович Курзин (1888-1957). Живописец, график, театральный художник. Окончил Казанское художественное училище (1904-1907). Учился в МУЖВЗ у К.А. Коровина (1908-1911), студии М.Д. Бернштейна в Санкт-Петербурге (1911-1912). В 1916 мобилизован на фронт. В 1917-1918 жил в родном Барнауле. В 1919 совершил поездку в Китай. В начале 1920-х преподавал во ВХУТЕИНе, работал художником в «Окнах РОСТа». С 1924 жил в Ташкенте, работал художником в театре. С 1927 член группы «Мастера нового Востока». В 1936 арестован, после освобождения в 1946 отправлен на поселение в Бухару, член Союза художников Узбекистана. В 1948 снова арестован, в 1954 году вернулся в Узбекистан.

24.


Алексей Федорович Подковыров (1899-1967). Голова басмача. 1920-1930-е. Холст, масло. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого. Photo by Tatiana Gorbutovich. О художнике

Алексей Федорович Подковыров (1899-1967). Живописец, график. В 1918 окончил учительскую семинарию в Актюбинске. Художественное образо-вание получил в студии Н.В. Розанова в Ташкенте (1924-1927), где подружился с молодым узбекским художником У.Т. Тансыкбаевым. Продолжил образование в Пензенском художественном училище у И.С. Горюшкина-Сорокопудова(1927-1929). По возвращении в Ташкент входил в «бригаду Волкова» - был близок с художниками А.Н. Волковым. О.К. Татевосяном. В конце 1940-х переехал в Алма-Ату. Преподавал в Алма-Атинском театрально-художественном умишвщ им. Н.В. Гоголя, регулярно участвовал в выставим.

25.


Николай Георгиевич Карахан (1900-1970). Прокладка водопровода в Бухаре. 1930-е. Холст, масло. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого. Photo by Tatiana Gorbutovich. О художнике

Николай Георгиевич Карахан (1900-1970). Живописец, график. В 1919-1921 учился в Туркестанской краевой художественной школе в Ташкенте у А.В. Исупова и С.П. Юдина. Работал как пейзажист, портретист, писал картины на темы быта, труда, индустриализации в Узбекистане. Испытал влияние Р.Р. Фалька, входил в «бригаду Волкова». С 1928 участник выставок, а также член и экспонент Ташкентского филиала АХРР. Преподавал рисунок в Туркменском педагогическом техникуме (1925-1934), живопись в Ташкентском художественном училище (1934-1941). Народный художник Узбекской ССР.

26.


Александр Васильевич Шевченко (1883-1948). Дагестанка в черном платке. 1931. Бумага, монотипия, масло. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого. Главное здание ГМИИ. Photo by Tatiana Gorbutovich. О художнике

27.


Урал Тансыкбаевич Тансыкбаев (1904-1974). Дорога. 1935. Холст, масло. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого. Photo by Tatiana Gorbutovich. Главное здание ГМИИ. О художнике

28.


Сергей Сергеевич Колыбанов (1898-1975). Чайхана в саду. 1958. Холст, масло. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого. Photo by Tatiana Gorbutovich. Главное здание ГМИИ

Сергей Сергеевич Колыбанов (1898-1975). Живописец график, мастер декоративно-прикладного искусства. Учился в студии И.И. Машкова в Москве (1917), в ГСХМ-ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе (1918-1928,1930). В 1920-х под руководством И.И. Машкова участвовал в оформлении улиц Москвы к революционным праздникам. С конца 1930-х жил в Ташкенте, работал как художник-станковист. Член Союза художников СССР. Заслуженный художник Узбекистана. Писал пейзажи, натюрморты, жанровые сцены. В его творческой манере сочетались черты сезаннизма с приверженностью к реалистической традиции.

29.


Владимир Алексеевич Комаровский (1883-1937). Автопортрет. 1920-е. Фанера, масло. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого. Photo by Tatiana Gorbutovich. О художнике

Владимир Алексеевич Комаровский (1883-1937). Живописец, иконописец, график, мастер монументально-декоративного искусства, теоретик искусства. Родился в Петербурге в аристократической семье, носил графский титул. Неоднократно путешествовал по Италии (1900-е).
В 1909-1910 занимался в Париже в Академиях Ф. Коларосси и Р. Жюльена, затем в мастерской В.А Серова. Работал в жанре пейзажа, портрета, писал иконы, выполнял росписи храмов. После революции подвергался арестам по обвинению в «контрреволюционной деятельности» в 1922, 1925, 1931, 1934, 1937. Расстрелян. Автор религиозно-теоретической работы «Письмо об иконописи», 1930.

30.


Георгий Александрович Ечеистов (1897-1946). Человек с тарелками. 1924-1925. Бумага, тушь, акварель. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого. Photo by Tatiana Gorbutovich. О художнике

Георгий Александрович Ечеистов (1897-1946). График акварелист, иллюстратор, художник книги. Учился в Строгановском училище на отделении резьбы по дереву. В 1918 перешел в IГСХМ. Учился рисованию в мастерской БД Григорьева, позднее у В.А. Фаворского. Увлекшись графикой, начал с линогравюры, вскоре перешел к технике ксилографии, в которой было создано большинство его иллюстраций. Оформлял павильоны на ВСХВ в Москве и на международных выставках в Париже (1937), Нью-Йорке (1939). В 1930-х работал для издательства «Academia». В его творчестве преобладали пейзажи, созданные во время путешествий по Крыму, Кавказу и Средней Азии.

Из «туркестанского авангарда», незнакомого мне до выставки, самое сильное впечатление лично на меня произвели художники Виктор Уфимцев и Александр Николаев (после принятия ислама - Усто Мумин).

Информация и аудиогид:

О выставке на сайте ГМИИ: Сокровища Нукуса. Из собрания Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого (Узбекистан)
Аудиогид - озвучен куратором выставки Анной Юрьевной Чудецкой.:
- Аудиогид по выставке в Главном здании.
- Аудиогид по выставке в Отделе личных коллекций.

На выставке в Отделе личных коллекций с 3 мая почему-то стали запрещать фотографировать на фотоаппараты, разрешая только на телефоны и планшеты. Объясняют эту странность запретом на профессиональную съемку. Аргументы о непрофессиональности камеры не действуют.

живопись, музей

Previous post Next post
Up