Дубческий мед и немножко о староверских скитах.

Sep 29, 2013 15:51

Сегодня друзья, медком разжилси ))). Да не простым, а что ни на есть- особливой вкусности и полезности. Но всё по порядку- мед ентот, мне задарил мой товарищ и наш прихожанин- Александр Писаревский. Так как он имеет жинку из Уральских староверцев, то у него много знакомых- уральских безпоповцев- "часовенных". А они в свою очередь, привезли ентот мед из скитов Дубчеса( ето левый приток Енисея). Но и ето не всё! Мед ентот- отнят у диких таежных пчел... его токмо сибирским Вини-Пухам и есть!))) Уж не ведаю точно с какого цвету он собран, но по рассказам очевидцев, дикие пчелы опыляют и сосны, и кедры и прочие деревья... поетому вкус он имеет, уж больно необычный....мням, мням (я сейчас ложку облизыву))) нежнейший! Даже не вем, с чем сравнить.




Жители Дубческих скитов, живут не тошто уединенно, а практически не досягаемы для внешних. Мечта любого старовера- побывать там, но отношение к староверам других согласий или к своим же "городским" часовенным- почти такое же как и к никонианам...одно слово "замирщенные"! Кстати, часовенные -первоначально были поповцами, но из-за гонений, особенно усилившихся при Николае I, оставшиеся на длительное время без священства. Так, вынужденно совершая основные требы и проводя богослужения без церковной иерархии, они сделались безпоповцами. Постепенно приняли догматику- пришествие антихриста. Важнейшим отличием часовенных от других безпоповцев остается лишь отказ от перекрещивания тех, кто переходит к ним из иных старообрядческих согласий.
Желающий поступить в обитель, на молитве выходит вперед к иконостасу, три раза кладет земные поклоны в сторону икон, затем кланяется игумену с просьбой остаться в обители, затем черноризцам, отцам, братии, не постриженным. Искушая намерение претендента остаться в скиту, иногда ему не дают ответа в течение полугода. В это время желающий монашеской жизни подвизается в качестве «трудника», неся скитские послушания. Когда игумен спрашивает отцов и братию о ком-либо просящемся в обитель и те наконец не выдвигают возражений, новоначальный встает на сорокадневное оглашение, в течение которого несет особое молитвенное правило и вкушает пищу отдельно от братии. И только тогда, по исполнении сорока дней, особым чином принимается в число братии. Если любой насельник скита, по любой причине покидает его, то всё происходит заново- от замирщения лечат своеобразным "духовным карантином".(если ето правило применять к москвичам или горожанам, то нужно ето делать кажный день!:-)))
В свое время, очень сильно были распиарены- Лыковы, но поверьте- Дубческие скиты, ето вообще другая планета. Информации о них очень мало, в инете лишь есть- снимки и отчеты МВД СССР в начале 50-х.
Если включить фантазию и открыть- Гугл-карту со спутника, то можно найти - реку Дубчес, по берегам которой видны квадратиками - возделанные поля... но название населенных пунктов вы не увидите. Во блин- не скрыться от анчихристовой власти.

Арестованные обитательницы Дубческих скитов. (Слева направо: матушка Валентина (Тюрина Вера Григорьевна),игуменья матушка Тавифа (Людиновская Татьяна Михайловна), матушка Флена (ШабаршинаТатьяна Кондратьевна)




В 1937 - 1940 гг. на левобережье Нижнего Енисея, на реку Дубчес и ее притоки тайно переместились с левобережья Оби остатки нескольких знаменитых уральских скитов часовенного согласия - те, кому удалось избежать разгрома. Ведущую роль здесь играл мужской скит о. Симеона, пустынники которого в своих сочинениях прослеживали историю этого скита начиная с XVIII в., когда им руководил известный игумен и автор ряда полемических произведений о. Максим. В Собрании Института истории СО РАН имеются копии авторитетных трудов о. Максима, переписанные в ХХ в. скитожителями и крестьянами как Верхнего, так и Нижнего Енисея. Позднейшая историческая традиция часовенных рассказывает о дальнейшей судьбе этого скитского центра ("Родословие" согласия, составленное о. Нифонтом в 1880-х годах и его продолжения, сделанные в ХХ в. преемниками Нифонта отцами Саввой и Симеоном, а также крестьянином Иероном Алексеевичем Потаниным).
Вместе со скитом о. Симеона в район Дубчеса переместились инокини женских скитов - Пермского ( на р. Сылве) и Сунгульского (близ г. Касли, Южный Урал). Тайный переход этот занял несколько лет. На новом месте расчищали тайгу под постройки и огороды, возводили (с помощью нескольких семей верных крестьян, мигрировавших вместе со скитами) моленную, помещение для богатого собрания древних книг - более 500 томов, включая рукопись на пергаменте и старопечатные книги XVI в. Была продолжена под руководством о. Симеона традиция литературного творчества: создавался уникальный Урало-Сибирский патерик, который дополнялся вплоть до 1991 г. и ныне содержит в трех томах 212 глав.
В 1951 г. Дубчесские скиты были обнаружены с воздуха и затем разгромлены карательным отрядом. Пустынники и поддерживавшие их крестьяне были арестованы, а все постройки, иконы, книги сожжены. Следствие вело Красноярское УМГБ, к суду было привлечено 33 человека. Все обвиняемые были приговорены по статьям 58-10, ч.2 и 58-11 УК РСФСР к разным ( от 10 до 25 лет) срокам лишения свободы. История эта была описана А.И. Солженицыным в «Архипелаге ГУЛАГ».
Двое скончались в советских концлагерях: о. Симеон и м. Маргарита. Остальные были после смерти Сталина амнистированы 12. 11. 1954 г.

Захваченные отрядом НКВД в 1951 году черноризницы и послушницы женских скитов Дубчеса



Подследственные:игумены отец Симеон и отец Антоний



Фигурировавшие на процессе 1951 года в Красноярске "вещественные доказательства" антисоветской деятельности пустынников, захваченных в молельных скитах Дубчеса



Духовное руководство, которое осуществляли иноки Дубчесских скитов в окружавших их поселениях, распространяется и на старообрядцев, эмигрировавших за границу. После распада Советского Союза в 1990 гг. происходят первые контакты со старообрядцами-эмигрантами. В мужском скиту поселяется первый насельник преклонного возраста из Соединенных Штатов, который восторгается благочестием и строгостью скитского устава. "Иностранцы" стараются весной и осенью по большой воде приезжать на исповедь и за разрешением своих духовных вопросов. Таким образом, руководство среди старообрядцев-беспоповцев часовенного согласия централизовалось тут. В настоящее время среди насельников и насельниц уже слышится английский язык, но запрещено молиться. Поговаривают, что сейчас, в скитах появилось- електричество (дизельные генераторы)! По местному выражению- "Не жисть, а раскошь!"

Келья на Дубчесе.



безпоповцы, сибирь, часовенные, старообрядцы

Previous post Next post
Up