Все-таки слова значат много. Сторонники киотского протокола одержали главную победу, когда им удалось обозначить то, что предполагается сокращать, страшно выглядящим словом greenhouse emissions, или, по-русски, "парниковые газы". В результате нормально выглядят пассажи вроде
Независимо от того, насколько правы "зеленые", уверяя, что все беды климата от выбросов, трудно усомниться в том, что сокращение таковых есть всеобщее благо. или, оттуда же,
Необходимо будет отправить на свалку миллионы автомобилей и автобусов, не отвечающих экологическим стандартам
При использовании выражения "парниковые газы" или, того лучше, "вредные выбросы", никаких сомнений не возникает -- ну да, речь идет о чадящих развалюхах, травящих окружающих сажей, угарным газом и свинцом. И кому придет в голову сомневаться в том, что сокращение "вредных выбросов" -- на благо?
А вот подставь вместо этого "углекислый газ" -- может, некоторые сомнения и появились бы.
Потому как речь-то идет не об "автомобилях и автобусах, не отвечающих экологическим стандартам", а об автомобилях и автобусах, этим самым стандартам отвечающих. О новеньких "мерсах" и "тойотах", не говоря уж о всех SUVах оптом. Поскольку все улучшения качества сгорания предусматривают в идеале выброс чистого углекислого газа -- того самого, который надо сокращать.
Речь идет и о тепловых электростанциях всех разновидностей. В том числе и о питающих все сколько-нибудь крупные города ТЭЦ -- они должны быть закрыты. Газификация домов должна быть прекращена, равно как и подвоз баллонов с газом -- не говоря уж об угле и дровах. Все на электричество. А электричество -- только гидро- или атомное, в основном последнее, так как гидроресурсы почти исчерпаны, а заменить надо будет очень много. Цена на него, естественно, догонит и перегонит европейскую -- а как же, этого ведь и добивались. Дешевое электричество в России -- от дешевого природного газа и мазута. А с природным газом и мазутом надо будет заканчивать. Их сжигание -- выбросы углекислого газа. Атомная энергетика дорога, а с нынешними повышенными требованиями к безопасности будет еще дороже. ГЭС можно будет еще понастроить там, где их не слишком много (и окончательно добить экосистемы рек), но таких рек и так мало, а в европейской части России -- и того меньше, так что без массового строительства АЭС в центральной европейской части России будет не обойтись.
То есть надо будет сократить производство (особенно -- нефтепереработку, газодобычу, выработку электроэнергии, выплавку металлов, в особенности -- алюминия и стали) и транспорт. Ну и до кучи -- задавить и без того дохленькие тенденции к субурбанизации -- частное жилье требует частных автомобилей, а их количество надо будет сокращать.
Возможно, на такие жертвы пойти и можно было бы -- если бы речь шла о чем-то серьезном. Но это все предлагается сделать просто потому, что европейцам так хочется. Брюссель сказал "Надо!" -- Москва ответила "Есть!"
И куда девается патриотическая общественность, когда она нужна?
Впрочем, скорее всего, конечно, протокол ратифицируют, а на выполнение забьют. Тоже выход. Очень российский, традиционный. Только с европейцами связываться опасно. В бюрократические игры они умеют играть не хуже наших.