Голосование за непроходные партии vs. неявка и порча бюллетеней

Nov 17, 2007 15:16

В связи с российскими выборами в последнее время появилось много обсуждений наиболее выигрышной стратегии для протестного голосования.

Многие из потенциальных протестных избирателей не в восторге от всех зарегистрированных партий. Вдобавок низкие рейтинги Яблока и СПС, которые потенциально могли бы собрать существенную часть протестных голосов, отпугивают избирателей, боящихся, что их голос за непрошедшие партии пойдет в итоге на пользу ЕР.

Часто появляются даже такие тезисы:

Голосуя за любую партию, не преодолевшую 7% барьер (неважно, за какую именно) избиратели фактически поддерживают прошедшие в Думу партии, больше всего от этого выиграет "Единая Россия".

Рациональная стратегия - или не ходить на выборы, или портить бюллетень

Но это совершенно неверно.

Рассмотрим это подробнее. на упрощенном примере. Предположим, выборы проводятся среди 10 000 000 избирателей, участвуют пять партий: ЕР, КПРФ, СПС, Яблоко и спойлер ГС. У ЕР -- 55% сторонников, т.е., 5 500 000 человек, у КПРФ -- 30, т.е., 3 000 000, почти 14 процентов делят СПС и Яблоко (по 6,99 процентов, или 699 000 человек) и 1,02 процента, 102 000, получает ГС. Проходят при этом только КПРФ и ЕР.

Что произойдет, если сторонники СПС, Яблока и ГС придут на выборы и проголосуют за свои партии? ЕР получит свои 55%, а КПРФ -- 30%.

Что произойдет, если сторонники СПС, Яблока и ГС не придут на выборы? Общей суммой поданных голосов в этом случае будет 5,5 млн ЕРовских плюс 3 млн. КПРФовских, т.е., 8 500 000. ЕР получит 64,71% голосов, а КПРФ, соответственно, 35,29.

Что произойдет, если сторонники СПС, Яблока и ГС испортят бюллетени? То же самое, что в случае, если они придут и проголосуют (ЕР -- 55%, КПРФ -- 30%), но у СПС, Яблока и ГС будет 0.

Какой будет разница при распределении? А никакой.

В Думе 450 мест. Первичное распределение происходит так

1. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в соответствии с правилами, предусмотренными частями 7 - 9 статьи 82 настоящего Федерального закона.

5 500 000+3 000 000=8 500 000 во всех трех случаях
Эта сумма голосов избирателей делится на 450 - число депутатских мандатов, распределяемых по федеральному избирательному округу. Полученный результат есть первое избирательное частное, которое используется в процессе распределения депутатских мандатов между федеральными списками кандидатов.

8 500 000/450=18888,8888889
2. Число голосов избирателей, полученных каждым федеральным списком кандидатов, допущенным к распределению депутатских мандатов, делится на первое избирательное частное, предусмотренное частью 1 настоящей статьи. Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующий федеральный список кандидатов в результате первичного распределения депутатских мандатов.
Опять же независимо от тактики избирателей-аутсайдеров, голоса распределятся так:
ЕР: 5 500 000/18888,8888889=291,1765
291 место;
КПРФ: 3 000 000/18888,8888889=158,8235
158 мест;
3. Если после проведенного в соответствии с частью 2 настоящей статьи первичного распределения депутатских мандатов остаются нераспределенные депутатские мандаты, проводится их вторичное распределение. Нераспределенные депутатские мандаты передаются по одному тем федеральным спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате деления, предусмотренного частью 2 настоящей статьи. При равенстве дробных частей (после запятой до шестого знака включительно) преимущество отдается тому федеральному списку кандидатов, за который подано большее число голосов избирателей.

291+158=449,остается один нераспределенный мандат. Так как у КПРФ дробная часть больше, он отходит им. Окончательное распределение мест:
ЕР 291, или 64,71% мест
КПРФ 159, или 35,33% мест

Процент мест в Думе, как видно, практически совпадает с процентом голосов, получающимся в случае неявки оппозиционеров на выборы. В данном случае разница чуть в пользу КПРФ, при других раскладках может быть чуть в пользу ЕР -- но суть от этого не меняется. А суть в том, что голоса, отданные за партии, не прошедшие барьера, просто не учитываются при распределении мест.

Итак, с точки зрения распределения мест разницы никакой. Разница есть в сигнале.

В России с 1993 года сложилась ситуация, при которой выборы (как думские, так и президентские) являются де-факто опросом общественного мнения. Важна даже не численность фракций в Думе, важна динамика той или иной партии, разница между прогнозируемыми и реальными результатами, предполагаемые мотивы голосования за нее. Зависимость эта наиболее заметна сразу после выборов, ослабевает в год следующих выборов.

В 1993 главным результатом был неожиданно большой процент ЛДПР. На самом деле крупнейшей фракцией в Думе был Выбор России, но несмотря на это, политика президента и правительства сдвинулась в сторону избирателей ЛДПР. Предполагаемыми мотивами голосования за них были недовольство преступностью и  национальным вопросом. В результате -- указ о борьбе с оргпреступностью (с задержаниями без предъявления обвинения до 30 суток и т.п.), война в Чечне.
В 1995 большую победу (и реальную, и моральную) одержала КПРФ, относительную -- Яблоко. Результат -- война в Чечне прекращена, пусть и ценой поражения, отношения с Западом при этом ухудшены, усиливается ориентация на Китай и Иран (да, все это ельцинская политика, а не путинская), все ресурсы брошены на погашение задолженностей по зарплатам, после (1997-1998) -- рост пенсий и зарплат бюджетников. Когда в 1998 это в сочетании с падением цен на нефть привело к дефолту, зарплаты и пенсии были снова снижены, но лишь с согласия КПРФ, руками согласованного с КПРФ правительства Примакова-Маслюкова.
1999 -- двоякий результат: относительно хороший результат СПС, относительно плохой -- ОВР. Политика -- война в Чечне, военный изоляционизм (вывод российских войск из Косова, Боснии и Таджикистана, отказ от Лурдеса и Камрани), улучшение отношений с Западом (поочередно то с США, то с ЕС), меры в поддержку бизнеса, зажим регионов.
2003 -- относительное поражение КПРФ, абсолютное -- СПС и Яблока, относительная победа Родины, абсолютная -- ЕР. Политика -- дальнейший зажим регионов, захват силовиками крупного бизнеса, националистические настроения избирателей Родины удовлетворяют путем ссор с соседями и западниками (попытки внутреннего национализма, направленного против выходцев из российского Северного Кавказа, при этом жестко подавляются), рост пенсий начинает отставать от инфляции, однако бюджетники доходы увеличивают (чем ближе к силовикам -- тем сильнее, но и врачам с преподавателями кое-что перепадает), небольшой рост социального консерватизма в политике.

Теперь -- от гипотетических партий к реальным. Итак, неголосование, как и порча бюллетеней не будет значить ничего. Неголосование чуть улучшает видимые проценты всем победителям (одно дело -- получить 65% мест после получения 65% голосов, другое -- после 55%, первое попрестижнее), при этом в большей степени это идет на пользу победителю  ( в нашем гипотетическом случае КПРФ за счет непришедших получает 5%, а ЕР -- почти 10). Однако в случае, если какая-то партия находится на грани прохождения барьера, эти лишние проценты для нее могут оказаться решающими. Так что порча бюллетеня по сравнению с неявкой снижает номинальные проценты ЕР, но может оказаться спойлером для партии, почти прошедшей в Думу (скажем, ЛДПР) и тем самым повысить реальные проценты мест.

О собственно голосованиях за партии и сигналах власти:
Голосование за ЕР -- понятное дело, поддержку всех последних новаций.
За СР -- то же, но с большим усилением социалки
За ЛДПР -- то же, что за ЕР, но с большим антизападничеством и антиСНГ (но узбеков-нелегалов, и уж тем более чеченцев, все равно никуда не денут. Вместо этого лишний раз поругаются с грузинами или там латышами какими-нибудь).
За КПРФ -- усиление социалки, резкий антипутинизм, рост антизападничества, антиСНГ, огосударствления.
За СПС -- резкий антипутинизм, небольшое снижение антизападничества, социалка, про-мелкий бизнес
За Яблоко -- почти то же, что за СПС, но с меньшим антипутинизмом.
За спойлеров КПРФ (Патриоты России, АПР, ПСС)  -- то же, что за КПРФ, но без антипутинизма.
За спойлеров СПС и Яблока (ГС, ДПР) -- то же, что за Яблоко, но вообще без антипутинизма.

Как видно, из антипутинских партий проходима лишь КПРФ. Поэтому, если антипутинизм сильнее всех прочих мотивов -- за них и надо голосовать. Ну и, разумеется, если именно КПРФ является партией, за которую голосовать наименее противно.

Если же хочется антипутинизма, но не за счет усиления КПРФ -- то нужно голосовать за наименее противную из антипутинских партий, не обращая внимания на шансы прохождения. Это даст больший эффект, чем неголосование или порча бюллетеня.

politics, russia

Previous post Next post
Up