Покаянное молитвенное поминовение жертв советских репрессий. Опыт Преображенского братства.

Oct 10, 2019 10:41



Сто лет назад на российской земле произошла катастрофа, последствия которой не осознаны и не изжиты поныне. Были уничтожены десятки миллионов людей. Была разорена великая русская культура. Был сломлен хребет русского народа. Последовательно уничтожались самые лучшие и благородные люди. Разрушение веры в Бога, попрание святынь, право на бесчестие осквернили душу человека [2, с. 3].


Территория России покрыта огромным числом безвестных могил, но и сам человек оказался разрушенным, его личность, его достоинство.
Преодоление последствий «русской катастрофы» видится на путях восстановления исторической и духовной памяти, в личных судьбах исповедников веры, людей совести, благородства и правды, в собирании церкви и общества, реконструкции истинного понимания важных общественных, исторических и церковных смыслов и понятий. Одним из таких деяний является акция «Молитва памяти», которая ежегодно проходит 30 октября.

С середины 1970-х гг. дата 30 октября отмечалась как День политзаключённого СССР. 18 октября 1991 г. Верховным Советом РСФСР день 30 октября внесен в перечень официально отмечаемых дат как День памяти жертв политических репрессий [5, 9]. По инициативе общества «Мемориал» с 2007 г. накануне, 29 октября, проводится акция «Возвращение имён»: в Москве у Соловецкого камня на Лубянке люди зачитывают имена расстрелянных в 1937-1938 годах, там часто рефреном звучат слова «Не забудем, не простим!». Но христианским, церковным ответом является именно молитва-поминовение.
В Преображенском братстве - крупнейшем неформальном объединении верующих в Русской Православной Церкви, при поддержке Синодального отдела Русской православной церкви по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ, в 2010 году родилась инициатива проводить 30 октября Молитву памяти - поминовение жертв советских репрессий. Это не политическая акция, это наш христианский ответ на трагические события русской истории. Это именно молитва, воскрешение памяти миллионов убиенных, которая требует серьёзных духовных усилий, обращения ума и сердца к Богу.


Первые Молитвы памяти прошли в Москве, Санкт-Петербурге и Твери. Постепенно её география увеличивалась. В 2016 году она проходила уже в 23 городах России, а также во Франции, Великобритании, США, Канаде и Латвии.
Молитва памяти звучит в местах массовых захоронений, на мемориальных кладбищах, у поклонных крестов, на площадях и скверах, возле исторических монументов и памятников, на территории храмов и монастырей. Её задача - преодоление греха беспамятства народа и общества, который в силу своей нераскаянности все более закрепляется в сознании людей, в том числе и благодаря новым учебникам истории, лишённых духовно-нравственной оценки исторических фактов советского периода [9].


Чин Молитвы памяти представляет собой поминовение усопших - литию. Главной особенностью молитвы памяти является обилие имён: в Москве звучат несколько тысяч имён, которые постоянно сменяющаяся вереница людей не может прочитать за 8-10 часов. Люди мёрзнут в этой многочасовой очереди, но под навесом есть горячий чай, накрыт стол для поминальной трапезы. Каждый час чтение останавливается и совершается молитва за всех потерявших жизнь в те страшные годы [4].
В Молитве памяти может участвовать любой человек, вне зависимости от своих политических или религиозных взглядов [8]. Встать в очередь, взять листок с именами, выйти к микрофону и прочитать имя, возраст, кем человек работал, дату гибели. Проходящие мимо люди подходят, спрашивают, что происходит, встают в очередь, читают списки имён. Иногда добавляют имена своих родных и близких: репрессированных, раскулаченных, невинно убиенных в советское время, пострадавших в лагерях и ссылках, погибших от голода, вспоминают искалеченные судьбы их жен и детей, показывают фотографии.


Однажды я стояла в такой длинной очереди со списком в руках. Вдруг стоявшая за мной пожилая женщина попросила поменяться с ней списками: в моем списке была фамилия её деда! В этом году среди имён, которые мне довелось читать, было имя Михаила Эммануиловича Плисецкого, расстрелянного в 1938 году, отца знаменитой и всеми любимой балерины Майи Плисецкой… Уже второй год Молитва памяти проходит также в форме экскурсии на теплоходе - дань памяти погибшим при строительстве Канала им. Москвы. В этом году там собралось 260 человек: краеведы, исследователи канала, социологи, родственники строителей-заключенных. Делились тем, что за последний год удалось сделать для собирания истории канала, гости вспоминали своих родных - з/к канала, делились их письмами, рассказами, стихами.
Молитва памяти - это не попытка разделить общество на тех, чьи близкие были расстреляны или арестованы, и тех, чьи родственники причастны к организации репрессий, - это наша общая память. Мы молимся за всех потерявших жизнь в те страшные годы, за всех кто страдал, даже когда точно знаем, что среди загубленных людей есть не только жертвы, но и палачи. Мы открыты для всех и вспоминаем всех перед лицом Божьим. Мы молимся за всех, потому что здесь не место для нашего суда - пусть Бог судит и тех, и других [8, 9]. Это непростая молитва, но она объединяет людей разных поколений, разных слоёв общества. Здесь история семьи вплетается в историю страны. Пожилым людям бывает особенно важно выговорить то, о чем они десятилетиями вынуждены были молчать. Молодёжь обретает гражданскую позицию, зрелость, умение прощать, желание начать духовно трудиться ради того, чтобы в будущем это не повторилось.
Проф.-свящ. Георгий Кочетков сказал: «Пожалуй, самое впечатляющее - когда приходят люди и каются за своих предков, которые были палачами, и рассказывают о них и открыто просят прощения. Эта взаимозависимость одних и других оказывается чрезвычайно важной - это даже не солидарность, это нечто большее, это то, что мы в церкви называем соборностью, кафоличностью в самом глубоком смысле слова. Соборность должна быть понята не только как внешняя распространенность церкви на весь христианский мир, но прежде всего как внутреннее свойство каждого человека, его связанность с другими. В этом есть большой потенциал. Человек, когда начинает исходить из такого рода опыта, сам раскрывается как личность, и через это возрождается церковь» [4].
Русская катастрофа ХХ века - явление не только исторической, но и духовной жизни народа. А значит, размышление о путях её преодоления ставит перед нами вопрос о покаянии. Поэтому в прошлом году, в 100-летнюю годовщину революции в России, молитва памяти стала частью «Акции национального покаяния», инициированной Преображенским братством. Было опубликовано воззвание к общественности о необходимости всенародного, общенационального покаяния ради возрождения России [7].
Мы поняли, что надо не только молиться за пострадавших, но и каяться за преступления, совершенные в этой стране, в этом народе... потому что оно коснулось всех, и мы невольные носители духов, перешедших оттуда на всех… [1, с. 51], за тех, по чьему молчаливому согласию творилось беззаконие, за тех, чья человечность была разрушена, а нравственность развращена, кто из страха или по слабости человеческой природы оказался по «другую сторону баррикад». Покаяние - это не столько признание ошибки, сколько изменение сознания и пути жизни каждым из нас лично и всем народом. Это реальный шаг в будущее, которое невозможно созидать без очищения глубинных оснований жизни страны и народа, без восстановления человеческого достоинства в себе и других [4].
Молитва памяти дополнилась покаянными молитвами о России, о всеобщем покаянии и возрождении, написанные известными иерархами, прославленными святыми Русской православной церкви, молитвой из Молебного пения о России в дни смуты, опубликованного в документах Поместного Собора 1917-18 гг. [3].


Произнося эти покаянные молитвы мы, ныне живущее поколение, берем на себя труд покаяния за наше историческое прошлое, берем ответственность за нашу историю.
В этом году «Молитва памяти» проходила в рамках Форума национального покаяния и возрождения «Имеющие надежду» - в 28 городах России, в некоторых из них - при поддержке иерархов РПЦ, а также в Молдавии, Латвии, Франции и США [9].


Как утверждается в одном из тезисов Форума, чтобы возрождение нашего народа и Русской церкви стало возможным, должно быть раскаяно «возведение в общественную норму лжи, доносительства, насилия и жестокости» [4]. Известно, что «когда войдёт определённое число и станет пред лицом Божьим и будет умолять Его о прощении, тогда это прощение и придёт». Тогда придёт возрождение и нашей церкви, и нашего народа, и нашей страны [10]. Нам нужно найти путь к освобождению, к свободе, к вере, радости и любви в духовном подвиге покаяния, которое должно быть пережито как путь всей жизни. Эта задача стоит перед каждым человеком в нашей стране.


Молитва памяти не только обличает нас, но и призывает к действию, и даёт надежду на то, что путь из тьмы к свету есть. Поэтому покаянные усилия членов Преображенского братства лежат не только в молитвенной сфере, но выражаются в конкретных действиях. В рамках АНП в разных городах России проводятся культурно-просветительские выставки («в т.ч. «Неперемолотые. Опыт духовного сопротивления на Урале в ХХ веке»), концерты-размышления, фестивали, церковно-общественные конференции, посвященные возрождению России и собирающие известных церковных и общественных деятелей, актеров, ученых, писателей, режиссеров, священнослужителей, где можно размышлять об истоках, природе, плодах свершившихся революций, а также о примерах общенародного, национального и общественного покаяния в истории России.


Члены братства проводят регулярные экскурсии на Бутовский расстрельный полигон, Лубянку, мемориал Медное под Тверью, в паломнических поездках посещают места массовых захоронений жертв советских репрессий (Сандармох, Пермь-36, мемориал 12-й км под Екатеринбургом, Коммунарка, канал Москва-Волга). В прошлом году усилиями братчиков в Левашовской пустыни (Санкт-Петербург) был поставлен памятник членам православных братств, пострадавших в годы советских репрессий.
Усилиями братчиков создан сайт https://pokayanie1917.ru/, на котором можно присоединиться к Форуму национального покаяния и возрождения России [7].
По материалам собранных свидетельств эпохи был издан пятитомник "1917. Моя жизнь после". Были изданы 3 публицистических сборника «В ком сердце есть, тот должен слышать время…», где собраны размышления богословов, философов, церковных и светских историков о природе, духовном смысле, плодах и примерах общенародного, национального и общественного покаяния, издан сборник уникальных покаянных молитв за Россию [3].
Если в вашем городе 30 октября не проходит Молитва памяти, можно совершить ее в своем храме, часовне или дома. На сайте https://molitvapamyaty.ru/ есть подробная инструкция, как провести «Молитву памяти» в своем городе [6]. Для этого нужно подать уведомление в городскую администрацию (по закону молитва в публичном месте приравнена к митингу) - за 10-14 дней до начала мероприятия. Узнать имена репрессированных можно в региональном отделении «Мемориала» или в Книге памяти по вашей области. Или просто дома зажечь свечу на подоконнике - в память о тех, чьи имена палачи старались навсегда уничтожить, - чтобы люди видели свет памяти и надежды. Невозможно прожить этот день, не вспомнив своих близких или далёких родственников, просто наших соотечественников, пострадавших в годы репрессий, даже тех, о ком ничего не известно кроме того, что они были. Молитва за них - дело нашей надежды и любви [10, 11].

Это - текст доклада, прочитанного мной на четвёртой межрегиональной церковно-исторической конференции "Островидовские чтения", региональном этапе Рождественоских чтений, прошедших в г. Глазове, 7 декабря 2018 года.

Список использованной литературы

1. «В ком сердце есть - тот должен слышать время...»: Русская катастрофа ХХ века и перспективы преодоления её последствий. Вып. 2. / М.: Культурно-просветительский центр «Преображение», 2013.
2. «В ком сердце есть - тот должен слышать время...»: Русская катастрофа ХХ века и перспективы преодоления её последствий. Вып. 3. / М.: Культурно-просветительский центр «Преображение», 2018.
3. «Восстань на помощь нам» : Молитвы за Россию / Сост. Ю. В. Балакшина. - М. : Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2017.
4. Наша молитва - о жертвах и палачах. Выступление ректора СФИ священника Георгия Кочеткова на XI Международном христианском съезде в Гнезно 30.09.2018. URL: https://www.ogkochetkov.ru/publikacii/detail/nasha-molitva-o-zhertvakh-i-palachakh/#.W_L3LDgza70 (дата обращения 26.11.2018)
5. http://30october.ru/30-october.php (дата обращения 12.11.2018)
6. https://molitvapamyaty.ru/ (дата обращения 27.11.2018)
7. https://pokayanie1917.ru/ (дата обращения 19.11.2018)
8. https://psmb.ru/a/obediniat-narod-voskreshaia-pamiat.html (дата обращения 26.11.2018)
9. https://psmb.ru/a/pomolimsia-za-nashikh-ubitykh.html (дата обращения 26.11.2018)
10. https://psmb.ru/a/sviashchennik-georgii-kochetkov-segodnia-my-vspominaem-o-zhertvakh-russkoi-katastrofy.html (дата обращения 26.11.2018)
11. https://s-t-o-l.com/slovar/molitva-pamyati/ (дата обращения 19.11.2018)

история ХХ века, Молитва памяти, Рождественские чтения, хранение памяти, Преображенское братство, православие, политические репрессии, Островидовские чтения, покаяние, церковь, лития

Previous post
Up