Oct 19, 2015 17:43
"И еще воистину говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о чем-либо, будет им это дано от Отца Моего, Сущего на небесах. Ибо где двое или трое собрались во имя Мое, там и Я посреди них". Мф 18:19-20.
Мне всегода было непонятно: если Христос готов присутствовать там, где двое собрались во имя Его, то зачем нужно присловие "или трое"? Ведь и апостолов он посылал по двое. И даже когда по одному - Он сопутствует и помогает в служении. Либо двое - либо трое. Это было бы ясно и понятно. А "где двое или трое" - совершенно непонятно.
Но недовно я поняла, что в этом заложен глубокий духовный смысл.
"Где двое собрались во имя Мое" - это говорится о церковном собрании, о собранности народа Божего. А под "или трое" подразумевается полнота собрания, чтобы в церкви никто никого/ничего не забыл и никто не был забыт. Такое собрание получает "благодать на благодать". И присутствие Христа в таком собрании имеет особый смысл, иное качество полноты.
Например, в братстве апостола и евангелиста Иоанна Богослова, организованного в 20-е годы прошлого века вл. Арсением (Жадановским), это очень хорошо понимали. И напрамую связывали это с таинством собрания. В Уставе братства записано:
"Жизнь братства определяется еженедельным совершением Таинства Евхаристии. Участие в литургии и причащение - не только личное дело каждого, но общее служение всех. Братья и сестры планируют свою жизнь так, чтоб она не препятствовала их участию в таинстве собрания...
Все собрания общины - собрания во имя Христа. Собрания во имя иных целей разъединяют общину. Все собрания общины - церковные богослужения, все совместные богослужения - общие собрания..."
В предисловии к Уставу приведены замечательные слова прп. Макария Великого: Церковь - это не только объединение многих вокруг Христа, но и «каждая душа перед Богом есть Церковь».
Журнал "Православния община" 1997 №3
братство,
таинство собрания,
евхаристия,
"где двое или трое собрались во имя Мое",
церковь