Несколько дней назад мы побывали в мемориальном комплексе «Медное», что недалеко от города Тверь. «Медное» - это международный мемориал, одно из мест массовых захоронений 1930-х - 1940-х годов.
По сути, там два памятных места. Первое - место захоронения 6 296 поляков, бывших военных, инженеров, связистов и служителей правопорядка, которые были взяты в плен после вторжения в Польшу советских войск, последовавшим за заключением пакта Молотова-Риббентропа в 1939 г., и убитых по приказу высших руководителей СССР летом 1940 г. без суда и следствия, даже без объявления людям их вины.
Это - одно из трех свидетельств преступления, известного как Катынь еще с 1943 г., и много лет отрицавшееся советскими властями. Их хоронили в братских могилах, каждый день - новый холм, увенчанный ныне высоким ржаво-железным крестом.
Поражает количество памятных табличек с именами расстрелянных поляков. Их убивали в спешке, поэтому сохранились именные жетоны - по ним и были восстановлены имена. И это важно: человек живет столько, сколько жива память о нем.
Второе - место захоронения советских граждан, расстрелянных в годы политических репрессий в конце тридцатых годов ХХ в.
Есть музей, в котором всего два зала с небольшой, но пронзительной экспозицией. В первом зале собраны документы и личные вещи безвинно убиенных всех возрастов и сословий: дворян, купцов, ремесленников, крестьян, рабочих, представителей интеллигенции и духовенства. Есть стенд, рассказывающий о советской перековке детей репрессированных (как членов семьи врага народа). Второй зал посвящен правозащитному движению как в СССР, так и в пост-перестроечной России. Есть несколько стендов под открытым небом и памятник.
Наши тверские друзья провели для нас экскурсию по территории мемориального комплекса, которая завершилась в польской части мемориала. Там под открытым небом стоит памятник: раскрытый диптих и ржавый железный престол, к которому ежегодно приезжают родственники убитых и служат поминальную мессу. Там и мы вознесли молитву за всех здесь лежащих невинно убиенных, независимо от их гражданства или национальности.
В завершение нам рассказали, как во время такой экскурсии один польский гражданин подошел к экскурсоводу со словами благодарности и попросил прощение за то, что долгие годы он ненавидел русских, а, оказывается, нас связывала общая беда... и пожал ему руку.
Меня настолько пронзил этот момент, что из сердца выплеснулись строчки (впервые в жизни):
Поездка в Медное
Господь Своей рукой расчистил небо,
Куда взметнулись ржавые кресты -
Печальные надгробья польских пленных,
Расстрелянных НКВД ещё до той войны,
Что положила средостенье меж людьми:
Славяне-братья стали здесь врагами
На много - много лет…
Но правда вырвалась из плена.
И общая народов боль, соединив сердца,
Взывает к покаянью: Авва Отче!
Помилуй нас, - недолго до Конца!
04.10.2014
Мы выезжали в дождь, а потом небо расчистилось и нас сопровождала осенняя красота: