May 05, 2009 16:51
Сегодня он играет джаз...
По узкой лестнице поднимаюсь на Кремлевскую стену и, лавируя между расставленными там прожекторами подсветки, добираюсь до Троицкой башни. На двери в необъятный кирпичный монолит блестящая табличка 'Президентский оркестр Российской Федерации'. За 60 лет существования у него были разные названия: оркестр Управления коменданта Московского Кремля, Кремлевский оркестр, Образцово-показательный оркестр Комендатуры Московского Кремля... 11 января 1993 г. Борис Ельцин подписал распоряжение о переименовании оркестра в Президентский. С той поры наряду с Президентским штандартом, Президентским полком он является одним из 'фирменных' символов верховной власти в стране. Так что у Бориса Николаевича по музыкально-церемониальной части все обстоит 'на уровне мировых стандартов' - не хуже, чем у руководителей других стран. Хотя у того же Клинтона в Штатах аж четыре президентских оркестра! Правда, все они духовые, а вот наш...
- Его нельзя даже охарактеризовать как-то однозначно, - рассказывает художественный руководитель и главный дирижер, народный артист России Павел Овсянников. - Если нужно - он духовой, при необходимости выступает как большой симфонический, в других случаях становится эстрадно-симфоническим... Мы из своих музыкантов иногда даже биг-бэнд составляем! Только не путайте нас с Оркестром роты почетного караула, участвующим в торжественных встречах, которые демонстрируют в телерепортажах. Президентский оркестр задействован на официальных церемониях, происходящих в Кремле. Несколько раз они сопровождали Бориса Николаевича во время визитов в другие страны - в Швецию, Германию, США. Играли там на приемах, которые давал президент в российских посольствах. В свое время Павел Овсянников закончил теоретико-композиторский факультет Московской консерватории. Сочинительское дарование весьма пригодилось ему, когда довелось возглавить 'придворный' оркестр: Павел Борисович написал специальные 'протокольные' произведения: 'Музыкальная эмблема Президента' и 'Президентская фанфара'. Согласно принятому протоколу 'Фанфара' исполняется духовыми инструментами при торжественном входе президента в зал во время официальных встреч с руководителями других стран. Во всех остальных парадных церемониях с участием президента оркестр исполняет 'Музыкальную эмблему'. Это уже настоящее симфоническое произведение.
- Необычность 'ритуальной' музыки в том, что ее звучание должно зависеть от самой процедуры официальной встречи, - рассказывает Овсянников. - Вот президент появился в дверях зала. Мы начинаем играть - громко, торжественно... и ровно столько по времени, сколько будет идти Борис Николаевич навстречу своему высокому гостю. Пока руководители государств здороваются, обмениваются первыми любезными фразами, оркестру нужно звучать приглушенно, а потом вновь 'воспрянуть' - до того момента, пока главные действующие лица не приблизятся к месту, где установлены микрофоны для торжественных приветствий. И все эти музыкальные переходы должны завершаться гармонично для слуха присутствующих... Задача усложняется тем, что наш оркестр размещается обычно в стороне от 'основной сцены' - как правило, на хорах между Георгиевским и Владимирским залами. Оттуда не видно, как разворачиваются события, поэтому приходится ставить в зале своих помощников, которые по ходу церемонии подают условные сигналы. 'Персональный' оркестр президента участвует в церемониях награждений, обеспечивает музыкальное сопровождение официальных приемов, о которых говорят: 'Президент дал обед в честь...' На такой прием оркестранты берут с собой толстые нотные тетради - в них записано около 300 произведений самых разных жанров. Конечно, существует некая 'тактическая' основа. Начинают обычно с классики: Чайковский, Глинка... Потом переходят к чему-то более легкому, обычно к фрагментам из оперетт, дальше может наступить очередь джазовых композиций, а 'на десерт' вновь звучит популярная, легко узнаваемая классическая музыка. Однако в каждом конкретном случае Павлу Борисовичу нужно проявлять навыки дипломата и психолога. Он заранее наводит справки о музыкальных пристрастиях будущих высокопоставленных гостей, обязательно учитывает их национальные вкусы и соответственно корректирует репертуар.
- Вот, скажем, когда приезжал президент Франции, мы специально для него включили в свою программу произведения Бизе, мелодии песен Эдит Пиаф и Мирей Матье... Приходится улавливать и настроение присутствующих на приеме. Скажем, думаешь, что обстановка в зале будет сухой, натянутой, а вместо этого среди хозяев и гостей после удачно проведенных переговоров начинает царить благодушное настроение - тут нужно и соответствующую музыку исполнять. Для простоты у нас все произведения в репертуаре обозначены цифрами. Говорю, к примеру: 'Играем номер сто шестьдесят четыре!' - и сразу начали. Павел Борисович и его оркестранты следят за всеми новинками популярной музыки. Не пропустили они и появление знаменитого 'Титаника'. Фильм еще на экраны не вышел, а Овсянников уже раздобыл саундтрек к этому 'оскароносцу', вот 'друг Билл' удивился-то во время визита!
- Неужели все всегда так гладко проходит? А Его Величество Случай?
- Один раз возникла ситуация действительно критическая. Нас не предупредили заранее, что оркестр должен участвовать в церемонии подписания договора. Лишь в 9 утра мне вдруг позвонили и 'обрадовали': через два часа предстоит исполнять в Кремле гимны обоих государств. А в стране прибывшего к нам президента совсем недавно поменялся гимн. Срочно связались по телефону с Оркестром роты почетного караула и выяснили, что нужные ноты у них есть, но они находятся в кабинете начальника, на Красноказарменной улице. Мой помощник помчался туда, приехал, а его караульный на входе не пропускает - забыли предупредить! В конце концов он заветные ноты все-таки добыл и, чтобы назад побыстрее вернуться, попросил для сопровождения машину Военной автоинспекции с мигалками и сиреной. В центре города - пробки. Лавируя в толчее, автомобиль ВАИ налетает на столб... Привезли нам ноты за 15 минут до начала церемонии! Мы успели только один разок по ним 'пробежаться' - прямо там, возле зала... Как нарочно, и гимн-то оказался довольно сложным! Но ничего, отыграли как следует. Потом президент-гость сказал, что такого замечательного исполнения своего национального гимна он еще ни разу не слышал... Приятно, конечно, только нам пришлось потом ремонт машины ВАИ обеспечивать... В Президентском оркестре - около ста музыкантов. Отбор сюда строгий. Берут только выпускников Московской консерватории и Института им. Гнесиных. Обращают внимание на внешний вид, на характер человека. Случалось, Овсянников вынужден был отказывать классным музыкантам лишь из-за того, что они лицом или фигурой 'не удались': ведь для парадных церемоний это тоже важно. Каждая кандидатура проверяется 'компетентными органами' - оркестр-то в структуре ФСО числится. Большинство подчиненных Павла Борисовича - военнослужащие. Даже представительницы прекрасного пола - а их здесь около двадцати - стремятся получить такой статус. Службу в Президентском оркестре не назовешь сахарной. Трудовой день у музыкантов ненормированный, так что приходится быть в постоянной 'боевой готовности'.
- Однажды, помню, вызвали на работу утром 1 января! - вспоминает Овсянников. - Помимо всего прочего оркестранты по очереди заступают на дежурство, а каждый будний день состав духовиков, облачившись в армейскую форму, играет на церемонии развода, проводимой ротами Президентского полка на одной из внутренних площадей Кремля. Тут приходится и навыки строевой подготовки демонстрировать. Послушать 'оркестр Ельцина' могут не только избранные.
- Сейчас, например, мы выступаем в Государственном Кремлевском дворце, совместно с труппой 'Кремлевский балет' исполняем балетные спектакли 'Лебединое озеро' и 'Щелкунчик', 'Дон Кихот', 'Том Сойер'... Много раз участвовали в концертах с нашими лучшими оперными и эстрадными певцами: Евгением Нестеренко, Ириной Архиповой, Филиппом Киркоровым, Львом Лещенко... Неоднократно выезжали гастролировать в другие страны.
- Но как же вы можете отлучаться из Москвы? Вдруг в это время здесь, в столице, какой-нибудь официальный раут будет намечен...
- У нас в штате достаточно музыкантов, чтобы выступать одновременно двумя составами. Вот, скажем, когда часть оркестра отправилась в Швецию, куда Борис Николаевич поехал с официальным визитом, другая часть в столице участвовала в торжественных мероприятиях, проводимых премьер-министром... Бывают ситуации, когда гастроли не удаются из-за 'накладок' с официальными мероприятиями. Вообще, 'добро' на любое мероприятие 'вне Кремля' согласуется с самим президентом. Однажды король Таиланда пригласил оркестр выступить у них в стране на празднике, однако эту поездку не разрешили: музыканты нужны были в Москве. В гардеробе у Павла Борисовича и его оркестрантов чуть ли не десяток разных концертных костюмов и мундиров. Помимо обычной армейской формы в их распоряжении фраки, белые смокинги... При участии специалистов в области геральдики музыкантам сшили еще и парадную церемониальную форму по аналогии с мундирами царских времен. ...Входя через Троицкие ворота на территорию Кремля, трудно представить, что где-то там, среди могучих стен старой боевой башни, оборудованы помещения для записей Президентского оркестра: аппаратная, компьютерная студия... И тем не менее они репетируют именно там, над головой у президента.
Александр ДОБРОВОЛЬСКИЙ.