Крестница под номером 2923

Apr 01, 2023 12:35


Как говорят - у каждого в шкафу есть свой скелет, так, наверное и у людей в их профессиональной деятельности есть свои «шкафчики и скелетики».

Итак осень 1988 года, Среднее Приобье, Линёвское месторождение. Эксплуатационное бурение ведёт управление буровых работ №2, в котором ваш покорный слуга в то время работал в должности линейного геолога РИТС - как тогда говорили - «На Линях». В плане месторождение имело вид вытянутого с севера на юг эллипса. Правый борт нависал над левым берегом реки, правый окаймлялся обширным болотом. Общая протяжённость по центральной оси порядка  70 км . От осевой бетонки под прямым углом расходились лежнёвки, которые вели непосредственно к кустам  скважин. Кусты, как правило одно батарейные, редко двух, 6-8 скважин в батарее. Объём работ приличный: одновременно 7 бригад бурения, 7 бригад освоения, 7 бригад обустройства. Шутили в то время - «схема портвейн три семёрки». Геологи работали по 5 дней, заброска вертолётами, подлётное время от городского аэропорта порядка 30-40 минут.



Работа  линейного геолога - сопровождение окончательных каротажей, перфорационных работ, освоения скважин,  в целом весь цикл от забурки - до сдачи заказчику - НГДУ.  Занятость практически в круглосуточном режиме - иногда бригады выходили на «окончаловку»  параллельно, иногда соблюдая некоторую последовательность.  Всегда приходилось определять очерёдность куда направлять партии геофизиков: любая бригада претендовала на первенство, ибо от этого зависело время окончания скважины. Геологи выезжали на каротажи  вместе с геофизиками, либо без них на транспорте РИТС, либо вообще на перекладных. После выдачи данных на одной буровой (забой, пласт, оснастка э/к и пр.) порой приходилось идти пешком 3-5 км до осевой, а там на «татрах» или попутном «Кразе»  - до следующего поворота, на очередную буровую. Как правило геологов водители знали и никто не отказывал. Вообще, в те времена, что на ближних, что на дальних на Северах это было просто не принято. В общем работа не кабинетная,  живая, воздух свежий, лес-тайга,  здоровья хоть отбавляй, энтузиазма тоже полные штаны.

Итак очередная скважина, рядовой окончательный каротаж, скв № 2923 , пласт ЮВ2-3.  Скважина практически на контуре, краевая зона, назначение - под нагнетание после отработки. Буровая бригада мастера Горшкова Юрия.  Каротаж выполнял отряд Бори Степанчука: в то время работало много партий с Украины, надо сказать отличные ребята, с юмором и задоринкой, при этом классные спецы. Прибыл на каротаж пешком - до «горки» подвезла попутка, до куста 3 км осенним лесом. На момент прибытия Боря уже произвёл основные записи, проявил и вывесил ленты фотобумаги с диаграммами на просушку. Тогда это называлось работать по «сырому материалу». Калька, линейка, карандаш - вот и весь не хитрый инструмент. На мой вопрос как дела Боря ответил - по ходу забоя маловато. Ок, сгрёб ленты и пошёл в вагон мастера. Юра (мастер) уже был в курсе, что у него чутка не хватает забоя под полноценный зумпф - 12-15 м. Обработав материал я собрался было сделать нужные записи в буровой журнал: сколько добурить,  на какой глубине расположить башмак, где поставить заколонный пакер и прочее разное железо - всё как обычно. Одкако, почувствовав напряжённый взгляд Юры, (мастера), понял - что-то не так. Выясняется - бурить дальше не могу, на забое «три шара» - «разулось» долото. Всё из-за гонок быстрее пробуришь -получишь за ускорение. А там за к-во скважин, проходку и пр. всем известное. Бригада Горшкова как раз выходила в передовики по всем показателям, поэтому задержки, а тем более «разбурка» шарошек,  были бы очень не желательны.  Хорошо, говорю, Юра, твои предложения. Он - слушай, скважина краевая, зумпфа я сделаю - под  башмак (ЦКОД) сварим «коротыша» , ок?  Ладно говорю, под твоё слово. Однако об отмене пакера даже не мечтай… он смеётся - всё будет норм и пакер вопрём в самую перемычку. Немного поборовшись со своими сомнениями - делаю записи в буровой журнал, фонари сюда, скребки-турбулизоторы сюда,   пакер в этот интервал, репер - на эту глубину   … коротыша… Собственно, чего я опасаюсь -  приём обычный, частенько  используемый буровиками.. При отъезде поинтересовался - кто будет спускать и крепить колонну? - Коля Трофимов... ладно, думаю Коля парень грамотный. Инженер. Успокоил свою совесть и отбыл  вместе с геофизиками.

На следующее утро Степанчук собирался выезжать для записи РК после заливки. У меня был не очень загруженный день, обычно на РК геологи не ездят, но, памятуя о событиях вечера  дай, думаю, прокачусь. Поехали. Водитель слева, начальник партии справа, геолог посредине, на моторном листе. ГАЗ 66 , потому что… Ладно, приехали в бригаду. «Карандаши» потащили ролики, пробор и пр. Я - к мастеру, как дела мол … Юра за чаепитием - нормально, залились «стоп» в штатном режиме. Ок. Где Коля? - Да отдыхает после заливки … вроде всё нормально. Пошёл к мосткам, посмотрел как цепляют ролики… вот и прибор пошёл … ок … Слева от приёмных мостков, на грунте патрубок обсадки 6“ - на глаз - 4 м. Так. Это же репер! К Горшкову : Юра, а что колонна без репера ушла? Ответ какой-то неопределённый… да нет, дескать, с репером… должна быть.. Я - а это что … а … это… так у меня было их два …репера-то… Так, думаю. Инженер в каком вагоне?  …  Атмосфера, в которой почивал инженер по спуску колонны Николай Трофимов напоминала венерианскую. В ней не выживают комары, мухи и вирусы. В ней  выживают только буровики со стажем. Они же её и создают. Не мудрено. До белорусского посёлка рукой подать.  Так, думаю, этого кренделя допрашивать сейчас бесполезно. Пойдём к геофизикам.

Взгляд, которым одарил меня Боря Степанчук был красноречивее слов. С животе похолодело. Что? - Слушай, говорит Боря, а пласта-то я не вижу! Я схватил диаграмму: так и есть юра похоронена. Всё залито цементом. По уши. «Козёл». Твою мать …  Тут как раз и Горшок башку просовывает - что мол, как дела? Всё нормально ? … Я ткнул пальцем в диаграмму - всё нормально, только ты весь пласт законопатил!  Юра молча развернулся и поплёлся в свой вагон. Видимо размышлять об ушедшей премии для бригады и кары для себя.

Вернулись в посёлок. Все в курсе. Команда главного инженера: мастера, спускальщика, геолога в вертолёт. Немедленно. На ковёр к главному инженеру. А там будет всё просто, как в  ЧК - рассказывайте как дело было.  С вертолёта - домой, пиджак-галстук - быстро! Жена - что случилось? Потом, потом….

Характерно то, что в кабинете у главного инженера «звездюлей»  больше всего получил мастер: « … ты что, мол, не мог всё нормально сделать? Ты же пообещал человеку! (то есть мне) и далее, что, мол   … работать разучились ? А ты (Коле) , что? не мог после спуска начать бульбашский самогон жрать?  И т. д.  и т.п. с  использованием разных идиоматических  выражений буровицкой спецификации. В известном ключе: бьют не за то, что пьют, а за то, что не умеют пить. Главный чётко понимал, что инцидент будет подробно разобран у главного геолога и что больше никогда ни один геолог не поддастся на уговоры ни одного бурового мастера, что может изрядно осложнить и без того не лёгкую буровицкую жизнь.  Так впоследствии и вышло. Однако, что же произошло, спросите вы? Да всё очень просто:

Инженер по спуску колонны и мастер преремеряли колонну перед спуском - и потеряли одну трубку. Про репер почему-то забыли. В результате  башмак колонны оказался на 14  метров  выше проектного положения. Плюс какие-то проблемы с продавкой,  клапаном и всякая такая штука. И вот вам «козлик» во всей красе. Как говорится - пришла беда - открывай ворота.

А вашего покорного слугу спокойно отмазал главный геолог Геннадий Николаевич Ревякин. На попытку буровиков свалить всё на геологическую службу он ответил просто: читайте запись бурового журнала. Забой такой-то. Пласт там-то. Колонна, оснастка, пакер  - всё штатно.  А клапан, согласно инструкции,  положено  монтировать используя полно размерную трубу. А для этого мастер должен был добурить. Так что, геолог написал всё правильно. А то, что мастер пошёл на риск и сделал «коротыша» - на его совести.  Вот так. Конечно, выволочку Ревякин мне устроил. В присутствии всей команды и в  назидание всей команде. Он видел эту ситуацию насквозь и без рентгена.  Но это уже - в своём кругу… а это не так обидно.

А на скважину поставили аварийную бригаду освоения для нормализации забоя и спуска хвостовика. И это была отдельная эпопея.  И как начальник партии Козлов (!) оставил на забое прибор с радиоактивны источником изотопа цезия, хотя в заказе ему было указано: ГК - без источника!  Но Козлов (фамилия такая) естественно спустил прибор с источником и оставил его там, на забое. И как прибор подняли чудом, при этом источник хотели начальнику  партии вставить…    и. т.д.  И как начальник партии, полностью соответствуя своей фамилии потерял этот источник на лежнёвке когда уехал со скважины … И как нашёл его потом, проехав три км со включенным регистратором …В общем по все канонам известной песни - «если бы парни всей земли»!

Однако всё закончилось благополучно: скважину с хвостовиком закончили, сдали заказчику в следующем месяце. Работы продолжались своим чередом, кусты вводились в эксплуатацию, скважины отвечали отличными дебитами 60-80 т/сут!  Нефть - Родине. И без дураков. А скважина 2923 Линёвского месторождения  осталась в моей памяти «крестницей». К слову сказать бригада Горшкова таки стала  передовой, поскольку всё уже было решено и документы «ушли»»…

С НАСТУПАЮЩИМ, КОЛЛЕГИ!  

Up